ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2001

ПРОПОВЕДЬ

Духовное состояние русской эмиграции

(Печатается по: Блаженный Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.
Святая Русь - Русская земля. М., 1997. С. 39-54)

       Последствием крушения Русского государства явилось возникновение зарубежной Руси. Более миллиона русских принуждены были оставить родину и рассеяться по всему лицу земли. Проживая в новых условиях, среди других народов, подавляющее большинство из русских за истекшие годы почти успели забыть свое отечество, свой язык и обычаи и слиться с массой, среди которой проживают. Многие, однако, не только сохранило свою народность, но и живет надеждой возвратиться на родину по падении нынешней власти. В настоящее время русские живут во всех концах мира. Нет такого уголка на земле, где бы не было русских людей в большем иди меньшем количестве. Важен вопрос: что представляют в духовном отношении русские за рубежом?
       Значительная часть выехавших за границу русских принадлежит к тому интеллигентному классу, который в последнее время жил идеями Запада. Принадлежа к числу чад Православной Церкви, исповедуя себя православными, люди этого круга в своем миросозерцании значительно уклонились от Православия. Главным грехом людей этого класса было то, что они не свои убеждения и уклад жизни строили на учении православной веры, а старались правила и учение Православной Церкви согласовать со своими привычками и желаниями.
       Посему, с одной стороны, они весьма мало интересовались сущностью православного учения, часто считая догматическое учение Церкви совершенно несущественным, с другой стороны, они исполняли требования и обряды Православной Церкви, но лишь постольку, поскольку это не мешало их больше европейскому, чем русскому укладу жизни. Отсюда пренебрежительное отношение к постам, посещение храмов лишь на короткое время, да и то для удовлетворения больше эстетического, чем религиозного чувства, и полное непонимание религии как главной основы духовной жизни человека. Многие, конечно, внутренне были настроены иначе, но выявить это в жизни не у многих хватало силы духа и умения.
       В области общественной класс тот также жил идеями Запада. Совершенно не уделяя в ней места влиянию Церкви, он стремился перестроить всю жизнь России, особенно в области государственного управления, по западным образцам. Посему в последнее время велась особенно ожесточенная борьба с государственною властью, причем необходимость либеральных реформ и демократического устройства России сделалась как бы новой верой, не исповедовать которую значило быть отсталыми. Использовав для борьбы с монархией клевету на Царскую Семью, широко распространенную по всей России, охваченная жаждой власти интеллигенция довела до крушения Императорскую Россию и подготовила путь для коммунистической власти. Не примиряясь затем с мыслью о потере так долго жданной власти, она объявила борьбу коммунистам, вначале главным образом из-за нежелания уступить им власть.
       Борьба против советской власти охватила затем широкие круги населения, особенно привлекши молодежь, в горячем порыве стремившуюся воссоздать единую, неделимую Россию ценой своей жизни. Было явлено много подвигов, запечатлевших доблесть христолюбивого русского воинства. Однако русский народ оказался еще не подготовленным к освобождению, и коммунисты оказались победителями.
       Интеллигенция частью была уничтожена, а частью бежала за границу, спасая свою жизнь. Между тем коммунисты вполне выявили свое лицо, и кроме интеллигенции Россию покинуло и множество населения других слоев, отчасти спасая свою жизнь, а отчасти идейно не желая служить коммунистам. Очутившиеся за границей русские люди пережили большие душевные потрясения. В душах большинства произошел значительный перелом, ознаменовавшийся массовым возвращением интеллигенции к Церкви. Многие храмы за рубежом наполнены по преимуществу ею. Интеллигенция заинтересовалась вопросами духовной жизни и стала принимать активное участие в церковных делах. Образовалось множество поставивших религиозно-просветительные задачи кружков и обществ, члены которых изучают Священное Писание, творения святых отцов, вообще богословские вопросы. Многие из них приняли духовный сан.
       Однако все эти отрадные явления имели и отрицательную сторону. Далеко не все, обратившись к вере, восприняли ее во всей полноте православного учения. Горделивый ум не мог согласиться с тем, что он до сих пор стоял на ложном пути. Начались стремления согласовать христианское учение с прежними взглядами и идеями обратившихся. Отсюда появление ряда новых религиозно-философских течений, часто совершенно чуждых церковному учению. Среди них особенное распространение получило софианство, которое основано на признании самоценности человека и выражает психологию интеллигенции.
       Софианство как учение известно сравнительно небольшому кругу лиц, придерживаются его открыто совсем немногие. Но духовно сродна ему значительная часть эмигрантской интеллигенции, ибо психология софианства есть почитание человека, который является не смиренным рабом Божиим, а сам есть маленький бог, не имеющий нужды быть слепо покорным Господу Богу.
       Чувство тонкой гордости, связанное с верой в возможность для человека жить собственной мудростью, весьма характерно для многих культурных по-нынешнему людей, которые выше всего ставят свои умозаключения и не желают быть во всем послушными учению Церкви, относясь к ней снисходительно-хорошо. Это сознание чувства личного достоинства проявляется и в делах общественных, где каждый хоть немного выдвинувшийся из рядов или думающий, что выдвинулся, выше всего ставит свое собственное мнение и стремится стать вождем. Благодаря сему русское общество разделилось на бесчисленное множество партий и группировок, непримиримо враждующих между собой и стремящихся проводить именно свою программу, иногда представляющую весьма разработанную систему, а иногда просто призыв идти за той иди иной личностью.
       Надеясь спасти и возродить Россию осуществлением своих программ, общественные деятели почти всегда выпускают из виду, что кроме действий человеческих в исторических событиях проявляется Перст Божий. Русский народ совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство. В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а и весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение - арест и ссылку, оставивший его беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец.
       Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым следствием тяжких грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе.
       Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника Божия, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции, ибо, по словам Апостола Павла, особенно грешны те, которые знают, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящым (Рим. 1, 32). Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь к спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса в значительной части бессознательно является проповедницей Православия. Везде, где только живут русские, строят они маленькие, беженские, а иногда даже величественные храмы, но часто служат и в приспособленных для того помещениях
       Большинство русских беженцев не знакомо с религиозными течениями в среде своей интеллигенции и питаются теми духовными запасами, которые накопили на родине. Широкие беженские массы посещают богослужение и активно в нем участвуют, помогая своим пением и чтением на клиросе и прислуживая. Возле храмов создались церковные ячейки, несущие заботу о содержании и благолепии храмов, а часто, кроме того, занимающиеся и благотворительной работой.
       Взирая на переполняющих в праздничные дни храмы богомольцев, можно думать, что действительно русские люди обратились к Церкви и каются в своих прегрешениях. Однако если сравнить число посещающих храмы с числом проживающих в данной местности русских, то окажется, что аккуратно посещает храм около десятой части русского населения, столько же приблизительно посещают богослужения по большим праздникам, а остальные или весьма редко, по каким-либо случаям бывают в церкви и совершают изредка домашнюю молитву или совершенно ушли от Церкви. Последнее иногда бывает сделано сознательно, под влиянием сектантских или других антирелигиозных влияний, а в большинстве случаев люди просто не живут духовными запросами, черствеют и грубеют душой и нередко доходят до настоящего нигилизма.
       Русские люди в громадном большинстве ведут тяжелую жизнь, полную душевных переживаний и материальных лишений. Как ни гостеприимно относятся к нам в некоторых странах, в особенности же в братской нам Югославии, правительство и народ которой делают все возможное, чтобы засвидетельствовать свою любовь к России и смягчить горе русских изгнанников, но все же русские всюду чувствуют горечь лишения родины. Вся окружающая их обстановка напоминает, что они суть пришельцы и должны применяться к часто чуждым им обычаям, питаясь крохами, падающими от трапезы приютивших их. Даже в тех странах, где к нам относятся с полным благожелательством, естественно, при распределении труда первое место дается хозяевам страны, а пришельцы при теперешнем тяжелом положении большинства стран часто не могут получить заработка. Те же из них, кто сравнительно хорошо обеспечен, все же постоянно чувствуют свою бесправность и отсутствие органов, могущих защитить их от несправедливостей.
       В таком во всех отношениях тяжелом состоянии русские люди за рубежом проявили исключительные качества - чудеса терпения, выносливости и самопожертвования. Словно забыв о прежних у многие прекрасных условиях жизни, своих заслугах перед родиной и союзными с ней во время Великой войны странами, о своем образовании и всем остальном, что могло бы побуждать стремиться к комфорту жизни, русские люди в изгнании взялись за всякого рода занятия и работы, чтобы обеспечить себе возможность существования за границей. Бывшие вельможи и генералы сделались простыми рабочими, ремесленниками и мелкими торговцами, не гнушаясь никакого рода трудами и помня, что никакой труд не унизителен, если не связан с безнравственными поступками. Русская интеллигенция в этом отношении проявила не только способность во всех обстоятельствах сохранить свою жизненную энергию и побеждать все, что стоит на пути ее существования и развития, но показала, что имеет и высокие душевные качества - способность смиряться и терпеть.
       Школа беженской жизни многих нравственно переродила и возвысила. Должно отдать честь и почтение тем, кто несет свой крест беженства, исполняя непривычно тяжелые для них работы, живя в условиях, о которых никогда прежде не знали и не думали, и притом остаются крепкими духом, сохраняют благородство души и горячую любовь к своему отечеству и без ропота, каясь о прежних прегрешениях, переносят испытание. Поистине многие из них, как мужи, так и жены, ныне в бесчестии своем славнее, чем во времена их славы, и богатство душевное, ими приобретенное ныне, лучше богатства вещественного, оставленного на родине, а души их, подобно золоту, очищенному огнем, очистились в огне страданий и горят, как яркие лампады.
       Но с прискорбием должно отметить, что далеко не на всех страдания оказали такое действие. Многие оказались не золотом или дорогим металлом, а тростью и сеном, гибнущими в огне. Многие не очистились и убелились страданием, а, не выдержав испытаний, сделались хуже, чем были. Одни ожесточились и не разумевают, что, будучи наказуемы Богом, мы должны утешаться, помня, что не бывает детей, которые бы никогда не потерпели наказания, что Бог, наказывая нас, взирает на нас как на сынов и дщерей, коих должно исправлять наказанием. Забывая о прежних грехах своих, таковые вместо покаяния прилагают грехи к грехам, утверждая, что нет пользы быть праведными, что Бог или не взирает на дела человеческие, отвратив Лице Свое от них, или даже что несть Бог. В мнимой праведности своей считая, что страдают невинно, таковые горды сердцем паче всехвального фарисея, но часто беззаконием своим превосходят мытарей. В своем ожесточении против Бога они нисколько не уступают гонителям веры на нашей родине и образом своих мыслей совершенно сроднились с ними.
       Посему некоторые из ярых их противников сделались уже здесь, в изгнании, друзьями гонителей, стали их явными или тайными слугами и стараются соблазнить своих братьев, другие же вообще не видят дальнейшего смысла существования, сознательно отдаются порокам или, не находя ни в чем отрады, оканчивают жизнь самоубийством. Есть и иные, которые не потеряли веры в Бога и сознания своей греховности. Но воля их совершенно сломлена и они сделались подобными тростнику, колеблемому ветром. Внешне они подобны предыдущим, о коих только что было сказано, но внутренне они отличны от них тем, что сознают мерзость своего поведения... Не находя, однако, сил бороться со своими слабостями, они опускаются все ниже и ниже, делаются рабами опьяняющих напитков или предаются употреблению наркотиков и становятся неспособными ни к какому делу.
       Лучше, чем они, внешне, но, быть может, далеко не лучше внутренне многие, которые живут, соблюдая все правила благопристойности и приличий, но сожгли свою совесть. Занимая иногда весьма хорошо оплачиваемые места, успев даже приобрести себе положение в обществе, в котором они ныне находятся, они вместе с родиной словно потеряли и внутренний нравственный закон. Проникнутые насквозь себялюбием, они готовы сделать зло каждому, кто стоит на пути их дальнейших успехов. Они глухи к страданиям своих соотечественников и даже стараются казаться не имеющими с ними ничего общего. Не стесняясь, они интригуют против других и клевещут на них, чтобы устранить их со своей дороги, причем делают это именно в отношении таких же, как и они, изгнанников Родины, как людей более беззащитных.
       Есть такие, которые стараются казаться совершенно отрешившимися от своего прежнего отечества, чтобы приобрести расположение новых своих сограждан. Обычно такие люди с опустошенной душой внутри не имеют никакого сдерживающего закона, почему способны на всякие преступления, от которых можно ожидать выгоды.
       Посему, к стыду нашему, во всех почти странах рассеяния совершено много злоупотреблений людьми с русскими именами, из-за чего к русским стали относиться с меньшим доверием, и ради таковых имя наше хулимо во языцех. Упадок нравов среди нас особенно ярко сказывается в области семейных отношений. Происходит то, чему бы двадцать пять лет назад никто не поверил.
       Святыня брака словно перестала существовать и брак обратился в обычную сделку. Множество почтенных супругов, десятки лет живших в счастливом и, казалось, нерушимом браке, расторгли свои брачные узы и связались новыми. Одни сделали это, побежденные страстью, другие - из-за выгод от новых браков. Вновь заключаемые браки, как у людей пожилых, так и у молодежи, не отличаются никакой прочностью. Обычным явлением стали прошения о расторжении браков через несколько месяцев после их заключения. Малейшее недоразумение и несогласие является ныне поводом к прекращению брачного союза, потому что утратилось сознание греховности нарушения брака. Церковная власть широко снизошла к слабостям нынешнего поколения, значительно облегчив условия расторжения браков. Однако разнузданность, кажется, не знает никаких пределов, обходя даже ныне существующие правила. После расторжения брака быстро вступают в новый, столь же непрочный, а затем часто и в третий.
       Не имея возможности удовлетворить все свои похоти заключением браков и не обращая внимания ни на какие церковные и нравственные законы, многие идут еще дальше, не считая даже необходимым обращаться к Церкви за благословением их уз. В странах, где гражданские законы допускают регистрацию браков и не требуют обязательного церковного брака, все более частым делается вступление в сожительство без церковного венчания, а также прекращение семейных отношений через гражданский развод, хотя бы брак был повенчан в Церкви. Притом забывается, что греховность дела не уменьшится, оттого что ему придали более благопристойное название и что всякое сожительство, не освященное церковным венчанием, является блудом или прелюбодеянием. Многие же открыто живут беззаконно, нисколько не заботясь, чтобы хоть каким-либо образом покрыть свое явное распутство. Одни поступают так, обуреваемые страстью, другие - ради выгод, получаемых от сожительства; подавив в себе всякий стыд, они не стесняются появляться везде в обществе со своими сожителями и сожительницами, которых дерзают притом именовать своими супругами.
       Особенно прискорбно то, что в обществе на такие явления стали в последнее время смотреть равнодушно, не высказывая никакого отрицательного отношения к ним, почему такие явления учащаются, ибо нет больше преград, их сдерживающих. То, за что по церковным правилам полагается отлучение от Причастия на семь и более лет, по гражданским законам - ограничение в гражданских правах, то, что еще недавно обществом клеймилось презрением, сделалось ныне обычным явлением даже среди людей, неукоснительно посещающих храм и желающих принимать участие в церковных делах, на что они по церковным правилам при таком образе жизни не имеют права. Что же говорить после того о тех, кто меньше подвергается влиянию Церкви! Как низко пала нравственность у части наших соотечественников, когда одни сделались обычными посетителями, а другие - обитательницами притонов безнравственности. Предаваясь хуже чем скотообразной жизни, они бесславят русское имя и навлекают гнев Божий на нынешнее поколение.
       Будущее поколение, молодежь и дети, растет, наблюдая такие безнравственные уроки со стороны старших. Старшее поколение в целом совершает великий грех перед всеми будущими поколениями, слишком мало времени и сил уделяя воспитанию детей и молодежи. Если прежде на родине значительное влияние на воспитание детей оказывали быт и уклад жизни, то теперь, не имея этого, дети могли бы быть воспитаны хорошо лишь при особенном внимании со стороны родителей и старших.
       Между тем мы наблюдаем обратное: на воспитание детей обращается совсем мало внимания, не только со стороны родителей, часто занятых приисканием средств к жизни, но и со стороны всего зарубежного русского общества в целом. Хотя и созданы в некоторых местах русские школы, не всегда, впрочем, удовлетворяющие своему назначению, но в большинстве русские дети за рубежом учатся в иностранных школах, где не изучают ни православный Закон Божий, ни русский язык. Они растут совершенно чужими для России, не зная ее действительного богатства. В некоторых местах существуют воскресные школы или иные русские школы для приобретения детьми тех знаний, которых они не могут получить в иностранных школах, отчасти это делают и некоторые русские организации. Однако приходится с грустью признать, что родители мало заботятся о том, чтобы посылать туда детей, причем виноваты в этом не только бедные, но и еще больше богатые родители.
       За истекшие годы, несмотря на тяжелые для русских условия, все же многие успели скопить или создать себе значительное состояние. Есть среди нас и такие, которые смогли вывезти значительные суммы из России или имели за границей капиталы еще прежде и сохранили доныне. Хотя среди них есть много лиц, щедро помогающих своим собратьям и общерусскому делу, но большинство занято лишь личными своими делами. Относясь бессердечно к беде своих соотечественников, на которых они смотрят свысока, они заняты увеличением своих богатств, а свободное время употребляют на развлечения и веселье, нередко поражая своей расточительностью иностранцев, отказывающихся верить, что могут быть нуждающиеся русские, если есть среди них такие богачи, и возмущающихся, если русские обращаются к ним за помощью.
       Действительно, при большем национальном самосознании и понимании своего долга перед родиной можно было бы еще много создать за границей. Ныне же мы имеем лишь весьма незначительную часть того, что могли бы иметь, да и те немногие наши благотворительные и просветительные учреждения содержатся больше на пожертвования иностранцев, чем русских. Благодаря тому большинство наших учреждений не обладают достаточными средствами, а имеющие достаток русские люди вместо того, чтобы прийти им на помощь, предпочитают пользоваться однородными иностранными учреждениями, внося в них свои капиталы, русскими же учреждениями пользуются менее обеспеченные.
       Позором для нас является то, что обладающие средствами русские люди часто воспитывают своих детей в иностранных школах, не могущих ничего дать детям для воспитания православного мировоззрения и познания родины. Они не уделяют никакой помощи русским школам, а кроме того, не заботятся о том, чтобы восполнить пробелы национального образования у своих детей, имея на это материальную возможность.
       Многие родители совершенно равнодушны к будущему мировоззрению своих детей и отдают детей в такие учебные заведения, которые прямо ставят себе задачей воспитание детей в духе, противном Православию. Разные колледжи, где проводится определенное религиозное, но не православное воспитание, переполнены русскими детьми, отданными туда или богатыми родителями, видящими в воспитании лишь внешнюю сторону, или бедняками, польстившимися на даровое воспитание их детей и потому предоставляющими заведению воспитывать детей, как оно пожелает.
       Трудно сказать, какие дети будут в будущем более несчастными: они ли или совсем заброшенные дети, которых тоже немало в зарубежье. Часто не знающие отца, брошенные матерями, они бродят по большим городам, выпрашивая себе пропитание, а затем приучаясь добывать его кражей. Постепенно они делаются профессиональными преступниками и все ниже опускаются нравственно. Многие из них закончат жизнь в тюрьме или на виселице. Но с тех несчастных не так спросится в будущей жизни, как с тех, кто, будучи воспитан в прекрасных колледжах, сделается злейшим врагом России. Приходится заранее предвидеть, что в будущем зарубежье даст многих сознательных работников против православной России, которые будут стремиться ее окатоличить или насадить разные секты, как и таких, которые, внешне оставаясь православными и русскими, будут тайно работать против России. Значительная часть тех, кто ныне воспитывается в иностранных школах, окажутся вероотступниками и предателями своей родины. Виноваты в том будут не одни лишь они, а их родители, не уберегшие своих детей от такового пути и не вложившие в их души твердую преданность Православию.
       Стремясь лишь обеспечить своих детей в настоящей жизни и выбирая потому для них школу, которая, как им кажется, сможет им дать наилучшее будущее, такие родители не обращают внимания на души своих детей и делаются виновниками их будущего падения и измены вере и родине. Такие родители являются преступниками перед Россией, и преступниками большими, чем их дети, часто еще в бессознательном возрасте переманенные в новую веру, а затем воспитываемые в духе ненависти к Православию. Подобными же преступниками, заслуживающими глубокого презрения, являются и те, кто изменяет православной вере, чтобы обеспечить себе более выгодное положение или хорошо оплачиваемую службу. Грех их есть грех Иуды-предателя, и полученные ими изменой вере положение или выгоды суть иудины сребреники. Пусть не утверждают некоторые из них, что они сделали это, убедившись, что Православие не есть истина, и что они постараются послужить России, исповедуя новую свою веру. Россия создалась и возвеличилась Православием, и лишь Православие спасет Россию. Подобно изменившим ей в лихолетье 1612 года, новые изменники не должны быть допущены к строительству новой России. Да что даст и все зарубежье в целом для будущего при господствующем в нем разложении? Не сделается ли оно источником новой духовной заразы, когда вернемся на родину?
       Состояние находящихся за рубежом русских людей было бы безнадежно в нравственном отношении, если бы мы наряду с приведенными выше печальными явлениями не видели проявлений высокого духовного подъема и жертвенности.
       Несмотря на тяжелые во всех отношениях условия жизни изгнанников, у них находятся средства для построения и благоукрашения храмов, содержания священнослужителей, а также и для частичного удовлетворения нужд неимущих. Наряду с ожесточившими свои сердца и не приносящими ничего для общего дела, есть уделяющие на эти нужды значительную часть своего достатка. Сохранились еще среди нас с радостью жертвующие Церкви, одни - значительные суммы из своего с трудом составленного имущества, а другие - лепты малые, но составляющие почти все их достояние, подобно лепте бедной вдовицы (Мк. 12, 42-44). Жертвенность проявляется не только в вещественных дарах, но и в неутомимой работе на пользу Церкви и ближним, которой посвятили себя многие, ревностно несущие труды в различных церковных и благотворительных организациях или работающие самостоятельно. И без того обремененные множеством дел, они сокращают ради помощи другим необходимый отдых, отдают свое свободное время, энергию и силы, проявляя притом: мужи - свойственную им рассудительность, а жены - присущую их сердцу любовь.
       Много стойкости и ревности проявлено в борьбе за церковную правду. Особенно же отрадное явление представляет часть молодежи, горячо преданная Церкви и родине, никогда ею не виданной, но беззаветно любимой.
       Таковые примеры дают надежду, что в русском зарубежье найдутся еще те десять праведников, ради которых Господь готов был пощадить Содом и Гоморру (Быт. 18, 26-32).
       Русским за рубежом дано по всей вселенной светить светом Православия, дабы другие народы, видя добрые дела их, прославили Отца нашего, Иже есть на небесех (Мф. 6, 9), и тем снискали себе спасение. Не выполняя же своего задания, унижая Православие своей жизнью, наше зарубежье имеет перед собой две дороги: или обратиться на путь покаяния и, вымолив у Бога себе прощение, возродившись духовно, сделаться способными возродить и страдающую нашу родину, или быть ему окончательно отверженным Богом и оставаться в изгнании, гонимым всеми, пока постепенно оно не выродится и не исчезнет с лица земли.

Архиепископ ИОАНН (Максимович, † 1966)
1938 год