ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Единение веры и знания

Вступительное слово
архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского
Владимира
на научно-практической конференции,
посвященной 130-летию епархии Русской Православной Церкви в Средней Азии

       Дорогие братья и сестры! Уважаемые дамы и господа!
       Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней (Притч. 4, 7-8), - говорит святой царь и пророк Соломон, которого Библия называет умнейшим из людей. Из всех земных даров пророк Соломон просил у Бога только знания и понимания - за это Всевышний даровал премудрому царю и великую славу, и всяческое благополучие. Для полноценного бытия и каждому человеку, и целым народам и государствам необходимо просвещенное знание.
       Среди пагубных явлений тоталитаризма СССР - внедрение исторического беспамятства, попытки "начать историю человечества с 1917 года". Большевицкие идеологи силились свести весь исторический процесс к механической, бесчеловечной схеме классовой борьбы. Осмысление религиозной, духовной основы бытия народов вообще являлось запретным. Именно бездуховность в конечном счете и привела режим к краху. Внезапное крушение гигантского атеистического государства очень напоминает падение здания, которое не имело фундамента.
       Религиозное и религиозно-историческое невежество облегчило проникновение на постсоветское пространство извращенной духовности, принесенной изуверскими сектами и экстремистскими движениями. Именно недостаток знаний в области вероучения служит почвой для политических спекуляций на религии, почвой для разжигания фанатизма, ведущего к кровопролитным конфликтам.
       В наши дни общемировую значимость приобретает не только знание собственной веры, но и межрелигиозное взаимопонимание. В выступлениях некоторых идеологов "нового мирового порядка" звучат тезисы о противоборстве Севера и Юга, противопоставляются христианский и мусульманский миры. Это провокация, подобная глобальным политическим авантюрам, имевшим место в средние века. Если человечество не хочет возвратиться к средневековой дикости, оно должно, наконец, научиться извлекать уроки из истории.
       В этом отношении религиозно-исторический опыт Центральной Азии поистине драгоценен. Речь должна идти как о негативных уроках, связанных с гибелью древнего несторианства, так и о позитивном опыте нового времени - о тех полутора веках, которые в нашем краю запечатлены добрососедством и содружеством Православия и Ислама.
       Средняя Азия знала образцы древнейшей библейской праведности. Исследования академика С. П. Толстова выявили связи Хорезма с царством Шумера и Аккада, корневой цивилизацией человечества. Шумер и Аккад - это та самая "Земля Ур", из которой вышел величайший богоискатель святой патриарх Авраам, которого все мировые религии называют отцом верующих. В свете хорезмийско-месопотамских связей становится понятным появление в Хорезме другого ветхозаветного праведника, святого патриарха Иова, имя которого в мусульманском произношении - Айюб. К могиле праведного Иова в Гургандже (Ургенче) на протяжении многих веков совершали паломничества сначала иудеи, потом христиане, затем и мусульмане. Память о месте захоронения святого патриарха Иова была утрачена после того, как Гургандж по приказу Чингисхана был затоплен водами Амударьи. Но поныне и мусульмане, и православные нашего края почитают связанные с именем библейского подвижника "родники Иова" ("чашма Айюб"), самый известный из которых находится в Бухаре.
       Близ Самарканда также есть святыня, почитаемая и мусульманами, и православными. Это мавзолей святого ветхозаветного пророка Даниила (Данияра), руку которого Амир Темур перенес сюда из Месопотамии. У мавзолея святого Даниила в 1996 году, во время торжеств празднования 125-летия епархии, совершил молебен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. При этом получилось так, что празднованием юбилея епархии мы оказали услугу и нашим друзьям-мусульманам. Дотоле паломничество к усыпальнице святого пророка Даниила было трудным даже для самаркандцев: к этому месту не существовало подъездных путей. А к приезду Его Святейшества гостеприимные местные власти украсили территорию мавзолея и проложили к нему автомобильное шоссе. Сейчас паломничество очень оживилось, принося многим людям духовную пользу. Сам я, бывая в Самарканде, не упускаю возможности поклониться честным мощам святого Даниила. И находящиеся при святыне мусульманские служители всегда с уважением и благодарностью вспоминают Святейшего Патриарха. Наличие общих святынь служит напоминанием об общих корнях почитающих Единого Бога мировых религий, способствуя их взаимопониманию.
       В Киргизии одним из главных мест паломничества является гора Сулайман-Тоо в Оше, которую местное предание связывает с именем премудрого библейского царя Соломона. На Сулайман-Тоо обнаружено относящиеся к первохристианским временам изображение креста - значит, в древности здесь молились и христиане. Если историкам удастся разыскать сведения о пребывании святого Соломона в Средней Азии, истинность ошского предания можно будет считать доказанной.
       "Доводы религий полезно подкреплять доводами науки, ибо истина веры находится в согласии с научными истинами", - говорит великий православный богослов святитель Игнатий (Брянчанинов). В XX веке открытия естественных наук, прежде всего квантовой физики и генетики, выявили полную абсурдность попыток противопоставления религиозного и научного знания. А историками и археологами сделан целый ряд открытий, иллюстрирующих изложенные в Священном Писании факты.
       Возможность подобных открытий существует и в нашем краю. В армянском монастыре на берегу озера Иссык-Куль в средние века хранилось нетленное тело святого Апостола и евангелиста Матфея, перенесенное сюда из Сирии. О местонахождении великой святыни знал весь христианский мир, это место было отмечено крестом на известной Каталонской карте. Город, в котором находился монастырь, впоследствии затопили воды озера; по местному преданию, наводнение было карой Божией за отказ в гостеприимстве какому-то святому страннику. Еще в XIX веке близ устья рек Тюп и Кой-Су в бухте Курменты были видны под водой развалины древнего города. Сейчас выдающийся ученый Киргизии академик В. М. Плоских приступил к организации исследовательских экспедиций в этом районе. Первая же экспедиция дала интереснейшие результаты. Археологические изыскания в тех местах могут привести к удивительным открытиям.
       Из-за существовавшего в СССР атеистического "табу" на историю религии до недавнего времени каждая публикация о древнем христианстве в Центральной Азии становилось сенсацией. Именитый ученый-историк профессор М. Бормонкулов писал: "Оказывается, еще в IV-VI веках в центральноазиатском Семиречье христианство было развито настолько сильно, что христианские молитвы переводились на тюркский язык. А ведь это на пять веков раньше, чем пришло Православие на Русь". Из открывшихся ему фактов казахский историк сделал точный вывод: "Религия не принадлежность одной нации - она наднациональна... Именно поэтому религия не должна быть источником или оправданием межнациональных конфликтов. Религия не разъединяет народы, а объединяет их". Даже среди интеллигенции очень немногие знали тогда, что христианство в Центральной Азии было проповедано еще одним из ближайших учеников Самого Христа, святым Апостолом Фомой, а впоследствии здесь действовали пять мощных митрополий, простиравших свое влияние даже на Афганистан и Китай.
       Теперь эти факты стали известны достаточно широко. Настало время глубоких и подробных исследований, в ходе которых желательно избегать нелепых ошибок. В конце V - начале VI века отпавшие от Вселенской Православной Церкви персидские несториане начали вытеснять православных из Центральной Азии. А некоторые авторы называют несторианскими христианские памятники даже IV века, то есть того периода, когда несторианства просто не существовало. В одной статье говорится, что якобы в Персию несториане "бежали из-за страшных гонений, которым они подвергались в Византии". Что подразумевается под этими "гонениями"? Изданный в 482 году императором Зеноном указ "Энотикон" лишь отказывал несторианам в государственной поддержке, но не грозил им никакими карами. Сами несториане признавали, что худший вид гонений, которым мог подвергнуться неправославный, - это лишиться престижной епископской кафедры или богатого прихода. В подобных условиях говорить о гонениях - значит предавать память мучеников, нечеловеческими страданиями и кровью запечатлевших свою верность Христу Спасителю перед лицом язычества. Но, конечно, в отпавшей Церкви Персии, где несториане могли играть первые роли, они чувствовали себя привольнее, чем в Православной Византии.
       В Центральную Азию несториане явились отнюдь не в качестве гонимых, но в качестве гонителей. Воспользовавшись персидской военной экспансией, они насилием захватывали епископские кафедры и руководство приходами, повсюду изгоняя православное духовенство. В сирийской "Книге химьяритов" отмечено: "Сила, епископ несториан Персии, ополчился на мелькитов (то есть на православных), желая задобрить язычников и иудеев". В Мерве (современный город Мары в Туркменистане) несториане не только изгнали "мелькитского митрана" (православного митрополита), но и разгромили православный монастырь.
       Мусульманство явилось на арену истории как религия, дружественная христианству. В окружении основоположника Ислама Мухаммеда было немало христиан, среди них его родственник и ближайший друг Варака бен-Науфал. Личным секретарем Мухаммеда и первым переписчиком Корана также был христианин, иеромонах Сергий. В Коране христиане именуются "ближайшими по любви к мусульманам". В знаменитой исламской империи, Арабском халифате, христиане бывали визирями халифов, славились христианские ученые и врачи, не было никаких межрелигиозных трений. А в таком цивилизационном центре мусульманской Средней Азии, как Баласагун, на главной площади соседствовали соборная мечеть и христианский храм.
       Религия - дело Небесное, политика - дело земное. Спекуляция на религии ради политических целей, ради власти и выгоды есть страшное оскорбление Бога Правосудного. Последствия таких спекуляций бывают катастрофическими.
       Христианство представляет собою учение Божественной Любви. Трудно даже вообразить себе что-либо более абсурдное, чем попытки насаждать любовь с помощью насилия. Таким кровавым абсурдом были военно-миссионерские авантюры средневековых римских пап и монгольских несториан - так называемые крестовые походы.
       Агрессия папских крестоносцев внесла в отношения Востока и Запада отчужденность и настороженность, остро чувствующуюся и поныне, в наши дни дошедшую до угрозы глобальной конфронтации. А несторианский "крестовый поход" во главе с Кит-Букой повлек за собой падение огромной церковной организации несториан - по слову Христову, поднявший меч от меча погибнет (см. Мф. 26, 52).
       В XIII веке несторианский католикос имел в своем ведении 25 митрополий и 126 епископских кафедр. Но попытка несториан Великой Орды навязать свою веру и власть всему мусульманскому миру вызвала сокрушительную реакцию. В XIV столетии сохранилась только горстка малочисленных несторианских общин в горах Урминэ и Курдистана. А в конце XIX - начале XX века и несториане Урмии были обращены в Православие деятелями Русской Церкви.
       Первый Туркестанский архипастырь XIX века, архиепископ Софония (Сокольский) писал:
       "Все громадное, многовековое здание несторианства не устояло в искусительном огне народных переворотов. В нем недоставало смиренной преданности воле Божией и закрепления его узами евангельской любви, духовного общения и единения с Церковью Вселенской, а еще более недоставало оживления его духом Истины Божией, духом Православия. И вот, это дело, казавшееся Божеским и святым, сгорело, рухнуло и рассыпалось, подобно тем предприятиям и делам, которые слагаются не из злата, сребра и камения честнаго, а из древа, сена и трости (1 Кор. 3, 12)".
       Символично, что имена виднейших деятелей Урмийской миссии, обращавших остатки сирийских несториан в Святое Православие, оказались впоследствии связанными с Центральной Азией. Кроме архиепископа Софонии это митрополит Кирилл (Смирнов) и епископ Пимен (Белоликов), в нашем краю в годы красного террора принявшие смерть за веру от рук большевицких палачей, ныне они прославлены Церковью в лике святых мучеников.
       Завоевание в XIX веке государств, располагавшихся на территории нынешних Узбекистана и Туркменистана необходимо прямо назвать историческим грехом Российской Империи. Поводом был спор за сферы влияния с Великобританией, однако нравственных оправданий завоеванию нет и не может быть. Но при этом необходимо признать также, что не было никаких посягательств на веру, традиции, обычаи среднеазиатских народов.
       Российская власть сразу проявила свое уважение к Исламу как к главенствующей религии региона. В инструкциях направлявшимся в Туркестан чиновникам сразу за призывом к верности Отечеству и Царскому престолу следовало требование "проявлять справедливость к нуждам и интересам мусульман". Полностью были сохранены привилегии, доходы, владения (вакуфы) мусульманского духовенства, не облагавшиеся налогом. Вдобавок преподавателям мусульманских заведений - медресе и мектебов - стали выплачивать государственное жалованье. За счет имперской казны был массовым тиражом издан Коран, весь тираж был безвозмездно передан исламскому духовенству. Крупные дотации выделялись на реставрацию старинных мечетей. Энтузиазм при восстановлении таких памятников мусульманского искусства проявляла русская интеллигенция.
       При всех своих недостатках политика Российской Империи смягчалась духом смирения, братолюбия и кротости, духом Православия. Поэтому неудивительно, что мусульмане Туркестана с добротой и милосердием встретили иноземцев - православных русских людей, большинство из которых составляли бедные крестьяне-переселенцы. Нередко мусульмане помогали им строить православные храмы. Так, треть средств, потребовавшихся на создание Свято-Георгиевского храма в селе Троицком (ныне в черте города Чирчика), пожертвовал имам близлежащей мечети. Символично, что этот храм, строить который помогала щедрая рука мусульманина, уцелел в годы большевицкого варварства и ныне стал храмом единственного пока во всей Средней Азии мужского монастыря.
       Епархия утверждалась трудами благочестивых русских переселенцев, подчас отказывавших себе в самом необходимом, чтобы собрать средства на созидание храма Божия. Подвижническим было служение пастырей. Духовенства не хватало, многие священники окормляли по несколько приходов. Один такой скромный сельский пастырь, отец Димитрий Сперанский, по завету Христову положил жизнь за свою паству. В непогоду он выехал в дальнее селение, чтобы напутствовать Святыми Дарами умирающую крестьянку. На обратном пути он был застигнут бураном и замерз в степи. На месте кончины этого доброго пастыря крестьяне построили часовню.
       По мере укрепления епархии созидаемые здесь храмы становились все красивее и величественнее. Церковное зодчество Киргизии называют "среднеазиатскими Кижами" - храмы здесь строились из дерева. Из этих памятников сохранились лишь два: Свято-Троицкий собор в Кара-Коле и Михаило-Архангельский храм в Беловодском. Знамениты были "русско-восточные" соборы Ферганской долины, в украшении которых участвовали мастера-мусульмане. Один из них, Усто Хуснитдин, за труды при создании храма в Коканде был награжден медалью святого Станислава. Из этих совместных творений искусства уцелел лишь Ошский Михаило-Архангельский собор. Два великих русских художника, архитектор Щусев и живописец Нестеров, создавали храм в Байрам-Али. Храм этот дошел до нас в плачевном состоянии, на полноценную его реставрацию у епархии поныне нет средств. Знаменитый архитектор Бенуа строил храм в Чиназе - этот храм большевики стерли с лица земли.
       Большевицкий режим разрушал святыни, созданные нашими благочестивыми предками, но он оказался бессильным против святынь, живших в человеческих душах. Свирепые гонения на веру принесли несмываемый позор большевизму - и немеркнущую славу Православной Церкви. Множество архипастырей, пастырей, верующих предпочли страдания и смерть отречению от Христа Спасителя и ныне они сияют в вечном Царстве Небесном, вдохновляя новые поколения на служение Богу.
       Церковь никогда не вмешивалась в политику, но ее служителям было больно видеть братоубийственную гражданскую войну. А миротворчество оказалось особенно ненавистным богоборческому режиму. Большевики расстреливали из пулеметов мирные крестные ходы. Святитель Пимен (Белоликов), пытавшийся выступить примирителем между враждующими сторонами, именно за это был зверски убит. В Пишпеке (Бишкеке) духовенство служило панихиды по павшим с обеих сторон - и по белым, и по красным. Однако узнав, что в Киргизии комиссары не преследуют духовенство, сам Ленин прислал туда разнарядку, в которой значилось: "Арестовать каждого второго муллу и двух из трех попов (то есть православных священников)". Тысячи верующих обеих религий были расстреляны в Карагачовой роще под Пишпеком.
       Большевики объявили преступлением святую веру в Бога, проповедь милосердия, справедливости, нравственной чистоты. За веру казнили, гноили в тюрьмах и каторжных лагерях, отправляли в ссылки. Среднюю Азию называли "жаркой Сибирью", сюда были сосланы десятки архиереев, тысячи священников и иночествующих.
       Богоборческий режим с одинаковой свирепостью обрушился на Православие и Ислам. Создавшееся еще в XIX веке содружество религий только укреплялось от совместно перенесенных страданий. Часто мусульмане укрывали православных от преследований, рискуя собственной жизнью. Так, например, приговоренная к расстрелу известная ашхабадская монахиня Евгения укрывалась в Теджене, в доме туркменских мусульман.
       В годы гонений епархию возглавлял светоч Русской Церкви митрополит Арсений (Стадницкий), известный своей мудростью и чистотой жизни. На Поместном Соборе 1917-1918 годов он был вторым кандидатом на Патриарший престол. Митрополит Арсений стал ближайшим сподвижником святого Патриарха Тихона, вместе с ним он предстал перед большевицким судилищем, после тюремного заточения был сослан в Среднюю Азию. Митрополит Арсений говорил: "Главное - сохранить веру в людях, тогда наступит время, и они построят новые храмы". Ныне его предсказание сбылось: епархия возрождается, уже созидаются храмы Божии, достойные старинных святынь, и в них множество верующих предстоит Всевышнему, стремясь к вечному спасению.
       К сожалению, славная история епархии времен гонений мало изучена, во многом остается "белым пятном". А ведь каждое имя, каждая подробность жития просиявших здесь мучеников и исповедников - это образец мужества, терпения, духовной высоты для ныне живущих и грядущих поколений. Нам нужны историки-энтузиасты, которые взяли бы на себя труд собрать поистине драгоценные сведения о подвиге наших доблестных предшественников, чьей жертвенной любовью сохранена Матерь-Церковь.
       История епархии продолжается в наши дни - восстановлением старинных и созданием новых святынь, служением пастырей и церковных тружеников, живой верой и добрыми делами умножающейся среднеазиатской паствы. Нам даровано великое сокровище духовной свободы, верующим открывается прямой путь в Царство Божие.
       В государствах Средней Азии мы видим мусульманский расцвет - это не только не настораживает, но вселяет благие надежды. Здесь создаются мусульманские государства классического типа, а для мусульманской классики характерны просвещенность, веротерпимость, открытость для полезных влияний. Таким был Арабский халифат, такими же были в Средней Азии цветущие державы Темуридов, Караханидов, Саманидов. Необходимо учитывать также, что духовной традицией среднеазиатских мусульман является школа Ханафийа - самая мягкая из форм Ислама, дающая максимум возможностей для цивилизационного и культурного развития. Не случайно идущие из-за рубежа попытки привнести в религию экстремизм большинством среднеазиатских мусульман отвергаются как чужеродные.
       Преступным абсурдом были попытки средневековых крестоносцев проповедовать "христианскую любовь" с помощью военной агрессии. Но не менее абсурдны попытки современных экстремистов привить мусульманской религии терроризм и наркобизнес. Террор есть убийство невинных, а по Корану убийца одного невинного в глазах Милостивого и Милосердного Бога есть убийца всего человечества. Ислам воспрещает своим верующим "вещества, помрачающие разум", - алкоголь, а уж тем более наркотики. По законам Халифата торгующий таким веществом должен быть зашит в мешок с ядовитыми змеями и утоплен в стоячей воде.
       Появление в некоторых исламских регионах терроризма и развитие наркобизнеса стало возможным лишь вследствие религиозного невежества. Надо надеяться, что мусульманский мир преодолеет подобные извращения. Крупнейший правовед Леонид Сюкияйнен говорит: "Не представляю, как можно бороться с исламским экстремизмом, не заботясь прежде всего о развитии мусульманской культуры, образовании, не заботясь о признании важной позитивной роли уникальной и самобытной исламской цивилизации. Самая эффективная борьба с экстремизмом - это внедрение иных, традиционных исламских ценностей".
       Поэтому нас радует открытие Исламских университетов, развитие системы медресе, широкое распространение мусульманского просвещения в Средней Азии. В этом залог мира и благополучия нашего края. Это вселяет уверенность в том, что традиционное для Средней Азии православно-мусульманское содружество будет и впредь укрепляться, служить примером межрелигиозных отношений, благотворных для всего мира.
       В 1888 году на личные средства царя Александра III Миротворца в Ташкенте была восстановлена из развалин знаменитая соборная мечеть Джами. В благодарственной речи по этому поводу казий ташкентских мусульман Мухаммед Мухитдин-Ходжа сказал мудрые слова: "Повсеместно у всех народов наиболее почитаются два предмета - религия и знание. И правитель, оказывающий покровительство этим двум предметам, большего благодеяния оказать не может".
       Те же слова мы сегодня можем обратить к правительствам государств Средней Азии, покровительствующим религиозному просвещению и историческому знанию. Благодаря этому, в частности, стала возможна и сегодняшняя наша конференция, которую можно назвать праздником просвещенного разума. Пусть же этот день принесет нам радость общения и взаимного обогащения знаниями, послужит на пользу и поучение многим, поможет извлечь уроки из прошлого Среднеазиатской епархии ради ее доброго будущего. Позвольте привести еще одно изречение святого премудрого царя Соломона: Послушает мудрый - и умножит познание, и разумный найдет добрые советы (Притч. 1, 5).
      
       26 ноября 2001 года

Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир выступает
на открытии научно-исторической конференции