ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Томску – 400 лет

Аще не Господь сохранит
град, всуе бде стрегий.
Пс. 126, 1

       Вся многовековая история Томска тесно связана с историей Православия в Сибири. В 1604 году по повелению царя Бориса Годунова на берегу реки Томи была возведена крепость, а в ней построен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Для этой церкви, в благословение созидаемому граду, царь прислал образ Пресвятой Троицы. Таким образом, с самого начала своего бытия Томск посвящен Триединому Богу.
       Минуло четыре столетия. Вместе со страной Томск пережил многое, но, несмотря ни на что, вера в Божественное покровительство оберегала, поддерживала, освящала и сохраняла город. В пятый век своего бытия Томск вступил также с Божиим благословением.

       Юбилей стал не только общегородским, но и общецерковным праздником, тем более что для Томской епархии эти торжества совпали со 170-й годовщиной ее образования. Подготовка к празднованию началась заранее. В первую очередь было решено воссоздать утраченную в годы государственного атеизма древнюю святыню города – образ Живоначальной Троицы. На протяжении веков эта икона бережно хранилась томичами и благоговейно почиталась как великая святыня. Со временем, когда первая томская церковь обветшала и была разобрана, образ перенесли в Благовещенский собор. Позднее икона находилась в Никольской церкви Томска. Смерчем богоборчества в послереволюционные годы были уничтожены многие святыни. Не сохранилась и древняя икона Святой Троицы, когда-то положившая начало старинному сибирскому городу. Но не мог Томск вступить в свое новое столетие без образа Святой Троицы.


       Еще в 2001 году епископ Томский и Асиновский Ростислав (ныне архиепископ) испросил благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на работы по воссозданию образа Живоначальной Троицы. Благословение Патриарха было получено. В качестве образца для копирования взяли прославленную чудотворную икону Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублева. Архиепископ Ростислав вместе с губернатором Томской области В. М. Крессом обратились с письмом к директору Государственной Третьяковской галереи с просьбой разрешить иконописцам-копиистам работать со всемирно известным оригиналом иконы. К работе были привлечены специалисты Всероссийского научно-реставрационного центра имени академика Грабаря в Москве, в частности иконописец-реставратор высшей категории М. Н. Скутте. Чтобы не допустить и малейшего отступления от оригинала, икона копировалась в мельчайших подробностях, включая следы многих реставраций, появившиеся на ней за шесть столетий ее существования.
       14 июня 2003 года, в канун праздника Святой Троицы, святыня прибыла в город. Крестным ходом икона была перенесена в Богоявленский кафедральный собор, где с тех пор и пребывает. Воссозданный образ стал видимым знаком Божественного благословения и духовного обновления Томска.
       В первый день официальных торжеств, 3 сентября 2004 года, рано утром в Богоявленском соборе была совершена Божественная литургия, за которой архиепископу Томскому и Асиновскому Ростиславу сослужили около шестидесяти священнослужителей: клирики Томской, Кемеровской и Новосибирской епархий. После Литургии крестный ход двинулся от Богоявленского собора к мысу Воскресенской горы, на то место, откуда начинался город и где находилась первая на Томской земле Троицкая церковь. Священнослужители вместе с чтимым списком иконы Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева несли величайшую святыню – частицу Ризы Господней. В преддверии праздника по просьбе Владыки Ростислава архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл благословил привезти в Томск эту святыню, которая пребывает сейчас в одном из Ярославских монастырей.

Прибытие ковчега с частицей Ризы Господней в Томск

       Удивительную историю странствий Ризы Господней по всему миру рассказал архиепископ Ростислав собравшимся на молебен 1 сентября, когда святыня была доставлена в Богоявленский собор. Один из четырех воинов, разделивших Ризу и метавших жребий о Хитоне, увез доставшуюся ему часть одежды Спасителя на свою родину – в Грузию. Там святыня бережно хранилась в особом драгоценном ларце в сокровищнице собора Светицховели. Но в тяжкие времена персидского завоевания реликвия в числе трофеев была вывезена в Персию. Там она находилась до 1625 года, когда послы персидского шаха Аббаса, желая ценным даром расположить к себе русского царя Михаила Феодоровича Романова, привезли в Москву ларец с частью Ризы Господней. Святыню узнали священнослужители-грузины, покинувшие родину во время персидского нашествия, о ее подлинности свидетельствовали архиепископ Вологодский Нектарий, а также патриарх Иерусалимский Феофан. Самым неоспоримым свидетельством того, что кусочек ткани, привезенный из Персии, действительно является частью Ризы Господней, стало чудесное исцеление нескольких неизлечимых больных, приложившихся к святыне. С тех пор Риза хранилась в патриаршей ризнице и выносилась для поклонения только в Великую Пятницу. По благословению Патриарха Филарета от нее отделили две небольшие частички: одна всегда находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в специальной сени, а вторая по приказу царя Михаила Феодоровича была дарована за труды на благо Церкви одному ярославскому купцу, который построил знаменитый храм Илии Пророка в Ярославле. В этом храме частичка святыни находилась до революции, потом исчезла, как исчезла и сама Риза, местонахождение которой до сего дня неизвестно. Либо она была кем-то похищена, либо кто-то сохранил ее, спасая от поругания. Но по милости Божией малая частица Ризы, пропавшая в Ярославле, совсем недавно, в 2003 году, была найдена сотрудниками местного музея и передана епархии. На сегодняшний день это единственная доступная для верующих частица Ризы. Еще одна до сих пор хранится в запасниках музеев Московского Кремля.


       До путешествия в Томск святыня не покидала пределы Ярославской области. По благословению архиепископа Кирилла ее доставили в Сибирь священнослужители Ярославской епархии. Всю неделю, пока Риза находилась в Томске, нескончаемым потоком шли верующие люди, желавшие помолиться у святыни и приложиться к ней.
       Как известно из Евангелия, одно прикосновение к краю Ризы Спасителя творило чудеса. Благодатная сила исцелила движимую глубочайшей верой и исполненную высочайшего смирения женщину, двенадцать лет страдавшую от неизлечимого недуга. Христиане через два тысячелетия пронесли частицу той самой Ризы, к которой прикоснулась исцеленная женщина. Ковчегом со святыней, как источником особого Божественного благословения, Владыка Ростислав с мыса Воскресенской горы, возвышающейся над городом, крестообразно осенил весь Томск. «Сегодня, для того чтобы ознаменовать этот день и час вступления нашего града в пятое столетие своего существования, – сказал Владыка, – я хочу этой великой святыней благословить наш город, чтобы под покровом Святой Троицы сохраняем он был и силой благодатной Ризы Христа Спасителя».

Крестный ход в дни торжеств

       Со словами приветствия к собравшимся обратились также губернатор Томской области Виктор Мельхиорович Кресс и мэр Томска Александр Сергеевич Макаров. Потом архиепископ Томский и Асиновский Ростислав передал для воссозданной на Воскресенской горе части деревянного Томского кремля икону Спасителя, которую тотчас установили над воротами крепости. После молебна и окропления стен кремля святой водой крестный ход двинулся в обратный путь. Звон колоколов городских храмов перекрывал голос могучего Царь-колокола, который стал еще одним подарком православных томичей родному городу к юбилею.

Воскресенский собор


ОсвящениеВоскресенского колокола


Воскресенский собор в Томске. Фото начала XX века

       История томского Воскресенского 1000-пудового Царь-колокола восходит к торжеству коронации императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны 14 мая 1896 года. Присутствовавший на «Большом Венчании» томский гражданин А. А. Васильев дал обет отлить в память об этом событии 1000-пудовый колокол и установить его на звоннице томской Воскресенской церкви. В 1897 году колокол был отлит на знаменитом колокольном заводе Оловянишникова в Ярославле и доставлен в Томск по железной дороге. Рассказывали, что от станции колокол не могли утянуть сорок пять лошадей: они скользили и падали от натуги. Умельцы соорудили конструкцию из огромных саней, привязали к ним канаты. Большая толпа томичей тянула сани по снежному насту. Колокол едва прошел в церковные ворота. Куда его поднимать? Ясно, что колокольня не выдержит. Тогда к западу от Воскресенского храма специально для этого гиганта возвели массивную звонницу. В канун Рождества Христова 1897 года состоялся подъем колокола. Чтобы раскачать медного исполина, с разных сторон колокольни становились пять человек. Точный вес колокола составлял 1000 пудов 35 фунтов (16 600 кг). Звон его был слышен в радиусе сорока километров. С него начинался благовест, в котором колоколу-исполину принадлежала низкая басовая партия, согласованная с партитурами колоколов других томских храмов.
       До революции в Томске было около сорока православных церквей. Звонари поднимались на колокольни и ждали, когда ударит главный колокол – Воскресенский, и только тогда начинался праздничный перезвон. По величине томский Царь-колокол являлся третьим в Сибири после Вознесенского 1500-пудового в Иркутске и Софийского 1011-пудового в Тобольске. Вместе с тем он входил в число крупнейших колоколов России и по величине приближался к самым крупным колоколам Европы. Тридцать три года колокол благовестил над городом и близлежащими деревнями. В январе 1930 года он был сброшен со звонницы и разрушен с помощью чугунной бабы для забивки свай, а затем переплавлен на томском заводе.
       В 2002 году в Томске по благословению архиепископа Томского и Асиновского Ростислава был создан благотворительный фонд «Благовест», поставивший своей целью восстановить Царь-колокол к 400-летию Томска.
       Фонд «Благовест» возглавляет директор ЗАО «Регионстройинвест» В. В. Чурин и генеральный директор ООО «Архитектурное бюро» М. Ю. Городилов. На призыв фонда откликнулись многие местные предприниматели. Более полутора лет шел сбор средств: было пожертвовано около 10 миллионов рублей. В июне-июле 2004 года на известном воронежском колокололитейном заводе «Вера» была произведена отливка колокола.
       19 августа новорожденный гигант был доставлен в Томск, а затем размещен на воссозданной 14-метровой звоннице. 31 августа при многочисленном стечении народа, в присутствии официальных лиц и гостей архиепископ Томский и Асиновский Ростислав совершил его освящение. В своем слове Владыка Ростислав рассказал о трагической судьбе колокола: «Стояла в том году суровая сибирская зима, были сильные морозы, но томичи пришли проводить в последний путь свой любимый колокол. Многие не могли удержаться тогда от слез, видя, как разрушается эта святыня. Некоторые, несмотря на лютую стужу, напоследок хотели поцеловать колокол, но при сильном морозе их губы примерзали к металлу, и этот колокол-мученик обагрился человеческой кровью. Он разделил судьбу нашего отечества, судьбу народа, который восходил на свою Голгофу. Но прошло время, и теперь эта святыня возвращается в нашу жизнь... Знаменательно, что это событие произошло в преддверии 400-летия нашего города. Мы вступаем в свое пятисотлетие не как иваны, не помнящие родства. Мы по крохам собираем снова то, что собирали наши предки и что неразумно было расточено...»
       Первыми в колокол-гигант ударили архиепископ Томский и Асиновский Ростислав и председатель Государственной Думы Томской области Б. А. Мальцев, который с первого дня поддерживал инициативу воссоздания этой святыни. Все присутствовавшие впервые услышали низкий голос колокола, огласивший город с высоты Воскресенской горы и возвестивший о начале празднования его 400-летнего юбилея.
       На второй день празднования состоялось еще одно значительное в церковной жизни событие. На месте разрушенного в 1934 году Троицкого кафедрального собора, на Новособорной площади Томска, архиепископ Ростислав освятил место под строительство памятной часовни, архитектурные формы которой будут воспроизводить фрагмент уничтоженного храма. При освящении присутствовал прибывший на торжества 400-летия Томска архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.

Молебен в день закладки часовни на месте Троицкого собора в Томске

Троицкий кафедральный собор в Томске, разрушенный в 1934 году



Петропавловский собор в Томске

       Как отметил Владыка Ростислав в своем слове, «с момента основания Томска почитание Пресвятой Троицы в нашем граде было всегда особенным». Неудивительно поэтому, что построенный буквально всем миром, вопреки всевозможным препятствиям и непредвиденным катастрофам, храм во имя Живоначальной Троицы воспринимался в дореволюционном Томске как символ религиозного единения городского населения, центр, одухотворяющий и возвышающий нравственно-религиозную, духовную жизнь его.
       Идея строительства собора родилась еще в 1842 году. С 1842 по 1851 год проходил общегородской сбор средств на строительство грандиозного по замыслу храма. Проект был подготовлен в Святейшем Синоде согласно чертежу известного архитектора И. Н. Тона, создавшего московский Храм Христа Спасителя.
       Освящение начала строительных работ состоялось 11 июня 1844 года, а к июлю 1850-го строители уже занимались работами на верхней части главного купола. Казалось, грандиозное дело близится к завершению, когда 26 июля случилось страшное несчастье. Так пишет очевидец этих событий, инок Парфений: «Мы с Владыкой Афанасием сидели на крыльце и смотрели на собор, как мастера лазят по куполу и забивают последние кирпичи... Потом пошли в церковь, еще не начали читать, как загремит!.. Выбежали вон, а собора уже нет!»
       По невыясненным окончательно причинам обрушился главный купол, но стены остались целы и тридцать лет стояли, омрачая настроение горожан. Только в 1889 году очередная попытка разобрать развалины и закончить строительство увенчалась успехом. 25 мая 1900 года святитель Макарий (Невский) совершил торжественное освящение собора, который сразу стал кафедральным. В Томске начала двадцатого века не было здания более монументального и заметного, чем Троицкий кафедральный собор. Храм был виден издалека, из любой точки города. Общая высота его составляла примерно 60 метров. В соборе хранилась копия чудотворной иконы Святителя и Чудотворца Николая из города Бари, пожертвованная храму императором Николаем II.
       Помимо этой святыни в Никольском приделе собора был помещен старинный крест с иконописными изображениями и надписями в память о первой встрече в 1702 году гражданами Томска чтимой иконы Святителя Николая из села Семилужки Томской губернии. Таким образом, Троицкий собор являлся центром церковной жизни Томска. К тому же по великолепию архитектуры и внутреннего убранства он был одним из крупнейших и красивейших в Сибири и мог соперничать со своим московским «братом» – Храмом Христа Спасителя. Но и Троицкий собор, гордость и красу Томска, в лютое время гонений на Церковь постигла участь большинства храмов: в 1930 году он был закрыт, а в 1934 году уничтожен.
       Но прошло время, и наступила весна духовного возрождения, пора обретения утраченных святынь. Место, освященное молитвами благочестивых предков, среди которых были и святые люди, не могло остаться в запустении. 13 мая 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий во время своего посещения Томска освятил камень на месте строительства часовни в память Троицкого собора. Вскоре был готов фундамент и составлен проект будущей часовни – точная копия фрагмента разрушенного храма. По замыслу архитекторов, высота часовни будет равна 30 метрам.
       4 сентября 2004 года в основание часовни были забиты 64 сваи, между ними приготовили нишу для закладки памятной грамоты. После освящения Владыка Ростислав в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия и священнослужителей томских храмов торжественно заложил капсулу с памятной грамотой в основание часовни. Со словом к собравшимся обратились мэр Томска А. С. Макаров и генеральный директор «Томскэнерго» С. Кожемяка. В завершение молебна была совершена заупокойная лития по всем жертвам террористического акта в Беслане.

Архиепископы Тобольский и Тюменский Димирий
и Томский и Асиновский Ростислав за богослужением
в Петропавловском соборе в Томске

       Вечером того же дня Преосвященные архипастыри в сослужении многочисленного духовенства совершили всенощное бдение перед частицей Ризы Господней в Богоявленском соборе. А на следующий день, 5 сентября, они совершили Божественную литургию в Петропавловском соборе. По окончании богослужения Владыка Ростислав огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия по случаю 400-летия Томска.
       Вспомнив о славной истории старинного сибирского города, Святейший Патриарх подчеркнул особую значимость Церкви в жизни Томска: «Множество воздвигнутых на этой земле храмов и часовен – свидетельство глубокой веры наших предков, их видения Божественной красоты, выраженного в дереве и камне. Церковь для томичей всегда была колыбелью культуры и образования, школой нравственности и благочестия, она разделяла их скорби и радости – с ними она пребывает и в нынешнее судьбоносное время». Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, возглавляющий кафедру, которая долгое время была духовным центром Сибири, подарил Томскому Епархиальному управлению картину с видом тобольского Софийского собора.
       В тот день, как обычно, в Иверской часовне Божией Матери в Томске был совершен молебен с Акафистом Пресвятой Богородице. Пречистая Дева была всегдашней Заступницей и Ходатаицей пред Богом за город Томск. В 1858 году на центральной площади была возведена Иверская часовня – точная копия московской. По просьбе томичей из Москвы для этой часовни была доставлена Иверская икона Божией Матери. От святого образа в Томске, как и в столице, стали совершаться многочисленные чудеса. Ни одного важного дела томичи не начинали без молитвы перед этой святыней. С любовью они называли часовню «духовными вратами Томска», а Иверскую икону – «Томской градодержательницей». В 1933 году часовня была разрушена, а находившаяся в ней икона бесследно исчезла.


       Но в наше время возвращаются многие святыни. В начале 2002 года началось восстановление Иверской часовни в Томске. Тогда же епископ Томский и Асиновский Ростислав обратился к монахам Иверского Афонского монастыря с просьбой о написании для томской часовни точного списка с древнего чудотворного образа, и по сей день хранящегося в Ивероне.

Иверская часовня в Томске

       Написание иконы было поручено афонскому монаху – иеродиакону Евсевию, живущему в пустынной келлии, приписанной к Иверскому монастырю. Летом того же года икона была готова. Сначала образ был привезен в Иверский монастырь, где новописанную икону приложили к древнему чудотворному образу: так томская икона восприняла благословение старинной святыни.
       Ранним утром 30 июня 2002 года в томском аэропорту святую икону встретил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав с духовенством. После совершения краткого молебна икону привезли в Петропавловский собор в Томске. Тысячи верующих в то воскресное утро пришли встретить великую святыню.
       По окончании Божественной литургии икону крестным ходом пронесли по улицам города и поместили в Архангельском приделе Богоявленского собора, где она ожидала завершения восстановительных работ в Иверской часовне, которое пришлось на 13 октября 2002 года. В тот день святую икону перенесли крестным ходом на место ее постоянного пребывания. В часовне перед Иверской иконой день и ночь неугасимо горят лампады. Каждый день множество томичей и гостей города заходят туда, чтобы испросить помощи и заступничества Царицы Небесной, и Божия Матерь никого не обходит Своей милостью и материнской заботой.

Крестный ход из Богоявленского собора к месту основания города Томска
в день начала юбилейных торжеств

       Юбилейные торжества, связанные с празднованием 400-летия Томска, завершились 7 сентября. Томичи под звон колоколов проводили Ризу Господню, которая на самолете была доставлена к месту постоянного ее пребывания в Ярославской епархии.

Во время визита Святейшего Патриарха Алексия в Томскую епархию. 2002 год

       Праздник закончился, но никогда не истощается милость Божия. Через несколько дней после юбилея города Господь подарил православным томичам нечаянную радость. С 14 по 17 сентября 2004 года в Томске находилась великая святыня – честная десница преподобномученицы великой княгини Елисаветы и частица святых мощей ее верной сподвижницы инокини Варвары.


Святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы
и инокини Варвары в Богоявленском кафедральном соборе Томска

       Приложиться к святыне стремились верующие из многих храмов Томской епархии. Ковчежец с честными мощами побывал в городах Северске и Асино, а также в томских колониях № 1 и № 3, в детской колонии, в областной клинической больнице и психиатрической лечебнице. Всюду сотни людей желали прикоснуться к святыне, испросить молитвенной помощи у великих русских страдалиц. Дни, когда честные мощи преподобномучениц пребывали в томских храмах, стали настоящим духовным праздником – праздником молитвенного общения с Господом.
       Для причастных этому истинному празднику теряют значения годы и столетия, исчезают временные расстояния и эпохи. С Божиим благословением граду Томску жить и здравствовать – на многая и благая лета!

А. Мелентьев,
студент Томской Духовной семинарии

Встреча мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы
и инокини Варвары в Томске