ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2006

ПРОПОВЕДЬ

Объяснение Божественной литургии

       Предлагаем вниманию наших читателей цикл проповедей священноисповедника Сергия Правдолюбова, жизнеописание и духовное завещание которого были напечатаны в нашем Журнале в феврале 2003 года. Этот номер сразу же стал библиографической редкостью, что засвидетельствовало живой интерес, который вызывает у православной аудитории слово священнослужителя-подвижника, в трудные годы гонений на Церковь положившего всю свою жизнь на служение Господу и народу Божию.
       По свидетельству родных, священноисповедник Сергий стремился повторять толкование Литургии для своих прихожан почти каждый год, и через несколько лет практически все они начинали понимать смысл совершаемой службы. Такова была старинная церковная традиция, которую в наше время очень важно было бы возродить. Если все пастыри будут терпеливо разъяснять народу содержание Божественной службы, то рассуждения о непонятности богослужения и необходимости его перевода на русский язык утратят свою актуальность.
       Десять проповедей отца Сергия объединены нами в последовательный рассказ, который с небольшими сокращениями будет опубликован во 2-м и 3-м номерах нашего Журнала. Мы сохранили авторское изложение текста Божественной литургии, в котором имеет место некоторое смешение русского и церковнославянского языков в цитатах. Надеемся, что эта публикация также вызовет интерес и принесет большую духовную пользу нашим читателям.

Протоиерей Сергий Правдолюбов
за Божественной литургией

1920-е годы

Ныне Силы Небесные с нами
невидимо служат.
Вместо Херувимской песни
на Литургии Преждеосвященных Даров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

       Представьте себе, братия христиане, что вы сделались свидетелями земной жизни Христа Спасителя: присутствуете при Его рождении в Вифлеемской пещере, видите Его крещающимся, являющимся народу, слушаете Его дивную проповедь, в особенности проповедь Нагорную; сопутствуете Ему в Его благовестнических подвигах, следуя за Ним по градам и весям палестинским; присутствуете при Его торжественном входе в Иерусалим, потом на Тайной Вечери; затем идете за ним в гущу Гефсиманского сада, где Он скорбел и молился; далее вы с Ним на суде Анны и Каиафы, Пилата и Ирода. Наконец, вы на Голгофе, видите, как распинают Его, слышите глумления и издевательства над Ним, зрите Его смерть и ужас бездушной природы, положение во гроб; видите, как отвалился камень от дверей гроба и явился Прославленный Воскресший Христос; затем вы являетесь свидетелями Его явлений ученикам и народу и сподобляетесь получить благословение от Него, возносящегося на Небо. Какие бы вы переживали настроения, если бы видели все это своими глазами? Как бы замирало и билось ваше сердце, как бы было полно оно высшего религиозного восторга от такой действительной встречи и общения с Господом.
       И все это мы можем видеть ежедневно, все это мы можем пережить за богослужением, называемым Литургией или обедней.
       Если бы Литургия была одним только воспоминанием земной жизни Спасителя, то она, конечно, не сумела бы вызвать подобные чувства. Но она не только воспоминание... Она действительное повторение жизни и крестной смерти Прославленного и Воскресшего Господа. Действительное – потому, что Он Сам невидимо для плотских очей, но действительно присутствует здесь с нами в Божественных Таинах Своего Пречистого Тела и Честной Крови. Он Сам полагается на святом престоле и снова приносится в жертву за грехи мира и руками иерейскими преподается верующим для приобщения.
       Он Сам здесь таинственно, но действительно присутствует, как бы восседая на святом престоле. А где Царь Славы, там и Его пресветлое воинство. Где Христос, там и все Небо. Поэтому в страшные часы литургийных священнодействий весь храм наполняется небожителями, которые окружают Христа, таинственно присутствующего в храме. Как бы по той таинственной лестнице, которую видел некогда патриарх Иаков, на землю спускается все Небо. В таинственных, незримых для плотских очей, но доступных для духовных очей точках Небо соприкасается с землей и сливается в хвалебных славословиях единеми усты и единем сердцем.
       Какой восторг, какое наслаждение для христианина сливать свое сердце с сердцем всей Церкви, соединять свои уста с устами всей Церкви на службе Единому Богу! А как мощно бьется это общецерковное сердце, как сильно звучат общецерковные гимны Сотворившему вся! Такая молитва, проходя всю вселенную, благоуханным фимиамом возносится непосредственно к Престолу Божию.
       Знай, христианин, где ты находишься, кем окружен и какого целого часть ты составляешь. Стоя за богослужением, ты стоишь на Небе, окруженный сонмом небожителей, в ближайшем присутствии Самого Начальника и Совершителя нашей веры Христа Иисуса. Это Святая Церковь твердо исповедует в песни Литургии Преждеосвященных Даров: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, потому что входит Царь Славы; вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении Ангелов».
       Эта же мысль о сослужении нам Сил Небесных за богослужением подтверждается многочисленными видениями тех, кто имел чистое сердце – святых и праведных, и тех, кому Господу было угодно открыть воочию эту тайну. Преподобный Серафим Саровский, когда был еще архидиаконом, видел в сослужении с собою святых Ангелов. Преподобного Сергия Радонежского видели окруженного Ангелами при совершении им Литургии. Один священник однажды, войдя в алтарь перед службой, увидел у святого престола Ангела. Ужаснувшись, он хотел уйти из алтаря, но Ангел сказал ему:
       – Не бойся, я стою на страже этого святого престола со дня его освящения.
       То есть ты испугался, увидев меня, но я здесь всегда, ты лишь не видишь меня плотскими очами. (Пастырь Церкви! Помни всегда об этом!)
       Святой Андрей, Христа ради юродивый, видел за службой во Влахернском храме Пресвятую Богородицу, окруженную сонмом небожителей, покрывающую молящихся святым Своим Покровом. Преподобному Ефрему Сирину, когда он пришел в Каппадокию, было в видении повелено идти в каппадокийский собор: «Там ты увидишь блистательный сосуд, исполненный благодати Божией». Когда преподобный Ефрем зашел в собор, то увидел знаменитого архипастыря Кесарии Каппадокийской – Василия Великого на архиерейском амвоне, проповедующего народу. На плече у него сидел голубь и шептал ему в ухо.
       Когда святитель Василий кончил проповедь, то вдруг, не зная преподобного Ефрема, громко спросил:
       – Ты ли Ефрем, о великой любви которого к Богу и людям я слышал?
       – Да, я Ефрем, который только то и делает, что ежечасно отступает от заповедей Божиих.
       Один еретик-арианин зашел в кафедральный собор в городе Иппоне и увидел блаженного Августина, проповедующего народу. Около него стоял Ангел и наставлял его в проповеди. Еретик пришел в ужас и тотчас же отрекся от своих лжеучений.
       Вот, братия, что совершается в святых храмах наших за Божественной литургией. Не дано лишь нам видеть, а порою и чувствовать внутренним чувством это, потому что грешны мы и окаянны, все сердце наше покрыто налетом грязи наших страстей и пороков, земных привязанностей и земных вожделений. А вы знаете слова Спасителя, что только чистые сердцем узрят Бога... Но и на нас, грешных, влияет Божественная литургия. Ведь не раз и мы, прослушавши Литургию, уносили в свои дома радость, успокоение и мир душевный. А помните ли те светлые минуты, кои бывают почти у каждого из нас, когда мы приобщаемся Святых Христовых Таин? Все это говорит за то, что и мы, как бы недостойны ни были, чувствуем в просветленные моменты нашей духовной жизни эту небесность наших богослужений, и они влияют на нас, просветляя наши чувства и делая нас причастниками Божиего Царства.
       Кто хочет на себе испытать действие Божественной литургии, пусть благоговейно войдет в храм перед началом службы и поручит себя и свое сердце Господу, отложив всякое житейское попечение. Усердно и благоговейно молится – не так, как ему на ум придет, не о своих маленьких житейских нуждах, а прилежно следя за тем, о чем молятся все, следя своими мыслями и сердцем за тем, что громко, во слух всего молитвенного собрания возглашает диакон. Пусть следит за словами и действиями священника, покорно наклоняя голову под его благословляющую руку, как бы под руку Самого Господа, и радостно принимает на себя призываемую на него священником благодать Святого Духа. Пусть помнит все время, что он молится вместе «одними устами и одним сердцем» со всеми находящимися в церкви, имея во главе священника. Пусть не выпускает из ума ни на одно мгновение, что посреди этого высокого собрания христиан находится Сам Христос, а с Ним и все Небо. И тогда душа необходимо приобретет высокое настроение, сердце в груди будет ликовать и радоваться... И станет ясно, что заповеди Христа исполнимы, иго Его благо и бремя легко.
       Приобщившись такому настроению, низведя на себя благодать Святого Духа, христианин и по выходе из храма как драгоценность хранит в своем сердце это неземное настроение, на всех людей он смотрит как на своих братьев и окружает их атмосферой любовного обращения, принесенного на землю с Неба Богочеловеком. И так он воспитывает свой дух в сфере литургийных переживаний и поднимается с одной на другую ступень по лестнице христианского совершенствования, черпая силы из Божественного богослужения, называемого Литургией.
       Так вот что есть Божественная литургия. Это святейшее из Таинств, возвышеннейшее и главнейшее из богослужений, Святая святых христианина. Это совместное служение Богу Неба и земли, это сокровище, равного которому нет на земле.
       Поэтому всякому, кто хочет идти за Христом и становиться все лучше и лучше, необходимо сколь можно частое посещение Божественной литургии. Она незримо для человека строит и создает в его душе Царство Божие, медленно, но верно пересоздает в душе «ветхого человека» в «новую тварь», в новое существо, отмеченное неизгладимой и блещущей печатью богоподобия.
      
       Далее подробно разъясняется символическое значение процесса облачения священника и диакона.
      
       Служение священническое, говорит святитель Иоанн Златоуст, служение превыше ангельского. По величайшей и неизреченной милости Божией священнику вручено совершение таинственной жертвы Святых Тела и Крови Христовой, священнодействие, на которое, по выражению Святой Церкви, Ангелы не могут взирать и в страхе закрывают лица свои. На него возложена тягчайшая ответственность за спасение душ всех вверенных ему прихожан. И священник, сознавая свою человеческую немощь и грехи, изнемогая под тяжестью своего великого бремени, за Литургией, наклоняя главу, обращается к диакону и смиренно молит его: «Помяни мя, брате и сослужителю».
       Так же неоднократно обращается он и к молящимся: «Простите меня, отцы и братия, и помолитесь о мне». Если диакон нуждается в молитвах о себе, то сколько больше нуждается в них священник. Служение его настолько тяжело, настолько опасно как для него самого, так и для тех, спасению душ которых он служит, что святитель Иоанн Златоуст со скорбью пишет: «Не думаю, чтобы из иереев многие спаслись».
       Так знайте, братия, как нужна, как необходима молитва ваша священнику, как подкрепляет она его, дает ему крылья, помогает ему нести тягчайший из крестов – крест священства. Молитесь о нем, в особенности в страшные часы литургийных священнодействий, главным образом тогда, когда поют «Тебе поем». В тот момент он, внутри алтаря, обратясь лицом к народу, просит помолиться за него. Никогда не отказывайте в этой просьбе. Страшное и пренебесное совершается Таинство в это время, и священник, имеющий встать лицом к лицу с приносящим и приносимым Христом Спасителем, теперь как никогда нуждается в ваших молитвах. Пусть не тяготеет на вас упрек, который некогда сделал Христос своим ученикам после подвига Гефсиманской молитвы: «Не могли и часа пободрствовать со Мною». Хотя бы один поклон положите в это время за священника, хоть одним молитвенным вздохом подкрепите его в эту страшную и святую минуту.

Проскомидия

       Приготовившись к совершению Божественной литургии, священник и диакон подходят к жертвеннику и совершают первую часть ее – проскомидию. Эта часть Литургии служит для приготовления всего необходимого для совершения Таинства Святых Тела и Крови Христовых. Соответственно этому и воспоминания, которые Святая Церковь соединяет с этой частью Литургии, касаются тех моментов жизни Господа, которые имели место до Его выступления на общественное служение. На проскомидии вспоминается то время, когда заря нашего спасения только еще занималась.
       В Вифлееме родился Христос, и только немногие избранные узнали об этом событии, имеющем важное значение для всего человечества. Вифлеемские пастыри, волхвы и Святое Семейство – вот кто только знал о том, что сбылись чаяния мира, пришло на землю предсказанное пророками спасение. От всей массы тогдашнего человечества это событие было скрыто, совершалось в глубокой тайне, как бы за закрытыми дверями и задернутой завесой. И проскомидия совершается в алтаре в присутствии одних священнослужителей при закрытых царских вратах и задернутой завесе. И это священнодействие окружается тайной, которой были покрыты Рождество и детские годы Христа Спасителя. Для народа во время совершения проскомидии читаются часы: 3-й, 6-й и иногда 9-й.
       Трижды сделав земной поклон перед жертвенником, умственным взором созерцая всю историю нашего спасения, священник вместе с диаконом воздают хвалу Господу за спасение Им рода человеческого, изливаемую в такой молитве: «Ты искупил нас от клятвы законныя честною Твоею Кровию, будучи пригвожден ко кресту и прободен копием, Ты источил бессмертие людям, Спаситель наш, слава Тебе». И начинает священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». «Аминь», – отвечает диакон.
       И берет священник просфору – тщательно испеченный белый пшеничный хлеб, увенчанный вверху печатью с крестом и начальными буквами святого имени Иисуса Христа на верхней половине печати и словом «НИКА», что значит «победитель» – на нижней половине печати. Буквы «IС ХС» «НИ КА» на печати просфоры означают победу Христа над адом и смертию. Эта просфора берется священником для того, чтобы изъять из нее часть хлеба, имеющую впоследствии пресуществиться в Тело Христово.
       Трижды благословляет священник копием эту просфору и, вспоминая заповедь Христову – «сие творите в Мое воспоминание», трижды произносит: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем он начинает отделять от просфоры часть, долженствующую пресуществиться в Тело Христово. Вспоминая под образом изъятия хлеба изъятие Плоти Христа от Приснодевы, то есть рождение во плоти Христа, он в то же время вспоминает и те пророчества, которые предварили рождение Спасителя и предрекли Ему крестные страдания и смерть. Эти пророчества и само Рождество Христово неразрывно связаны с Крестом и страданиями, на которые Он и пришел. Поэтому на проскомидии воспоминания Рождества таинственно переплетаются с воспоминаниями конца жизни Родившегося.
       Вот почему священник, водружая копие в правую сторону печати, произносит слова Исаии пророка: «Яко овча на заклание ведется» – и, водрузив копие в левую сторону печати, говорит: «И яко Агнец пред стригущим Его безгласен, тако не отверзает уст Своих». Потом, водружая копие в верхнюю сторону печати, говорит: «Был осужден за Свое смирение», и в нижнюю – произносит слова пророка, задумавшегося над дивным происхождением Агнца: «Род же Его кто исповесть». И отрезая копием основание просфоры, отделяет от нее Агнец со словами: «Яко вземлется от земли живот Его».
       Изъятый таким образом Агнец полагается на дискос, как Богомладенец Христос в Вифлеемские ясли. И поставив Агнец вниз печатью, священник копием надрезает во всю глубину хлеба до печати, которую оставляет неразрезанной, крест, по какому надрезу потом по пресуществлении святой Агнец раздробится для Причащения. При этом он произносит слова: «Жертвоприносится Агнец Божий, вземляй грехи мира, за жизнь мира и спасение». И вспоминая последний уже предсмертный акт, которым закончились действия злой людской воли над Спасителем, он произносит: « Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его». И в это время прободает правую сторону Агнца, а диакон по предварительном благословении священника вливает в чашу виноградное красное вино, соединенное с водой. Таким образом приготовленные хлеб и вино да обратятся потом в возвышенном священнодействии в Тело и Кровь Христовы.
       С воспоминанием о Христе Спасителе Святая Церковь издревле соединяла свои воспоминания и о членах Церкви Небесной и земной, то есть о лицах, близких ко Христу исполнением Его заповедей и святостью жизни. И в дальнейшем священнодействии проскомидии в таинственном обряде постепенно окружают святой Агнец – Христа все, кому Он близок по вере и любви, начиная с Пречистой Его Матери и всех святых, кончая присными верующими, сначала живыми, потом усопшими.
       Священник берет вторую просфору и, благословляя ее, копием вынимает из верхней ее части в том месте, где печать, треугольную частицу со словами: «В честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник». И взяв частицу, полагает ее на дискосе рядом со святым Хлебом по правую сторону, со словами: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащены одеяна, преукрашенна». Эта вторая просфора, из которой вынимается частица в честь Богородицы, называется Борогодичной.
       Затем священник берет третью просфору и, благословив ее, копием изымает из нее девять частиц в честь всех святых Божиих и полагает их на дискос по левую сторону святого Агнца, по три в ряд. Первая частица – в честь Предтечи и Крестителя Иоанна, вторая – в честь пророков, третья – в честь апостолов, и полагает их в первом ряду одну под другой. Четвертая частица – в честь святителей, пятая – мучеников, шестая – преподобных, и полагает их во втором ряду. Седьмая – в честь безсребреников, восьмая – богоотец Иоакима и Анны и девятая – в честь Иоанна Златоуста или Василия Великого, смотря по тому, чья Литургия совершается в этот день. Таким образом, Христа окружает все Небо вместе с Пресвятой Его Матерью и все святые.
       Потом берет священник четвертую просфору и поминает, вынимая копием частицы, стоящих во главе земной Церкви: «Святые патриархи православные, митрополиты, архиепископы и епископы православные, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин: священники и диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко». И взяв частицу, вынутую за всех руководящих в церкви, полагает ее на дискос ниже святого Агнца. Потом поминает свое отечество, верующих членов его и всех православных христиан, и всех живущих на земле членов Божией Церкви, которых желают помянуть священник и диакон, и тех, о которых их просили помолиться. В конце вынимает частицу и за себя, произнося: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости мне всякое согрешение вольное и невольное».
       Затем берет священник пятую просфору и вынимает частицы за всех преждеотшедших отец и братий наших, во-первых, трудившихся в Церкви и облеченных в священный сан, начиная со Святейших Патриархов, а потом за кого хочет и за кого молиться на проскомидии его просили. Вынутые за умерших частицы он полагает в ряду ниже частиц за живых. После сего священник вынимает части из просфор, принесенных верующими, и полагает их на дискосе.
       Так вокруг святого Хлеба – Господа Иисуса Христа – собрана Святая Церковь Его и торжествующая – на Небесах, и воинствующая – на земле. Сын Человеческий является среди человеков, ради которых Он воплотился и стал человеком. И радостно бьется сердце христианина, предслыша тот момент, когда все души верующих христиан сольются в одно тело с одним сердцем и едиными устами, и Глава этого большого тела-Церкви – Сам Господь Иисус Христос... Это дивное единение всех во Христе ощущается христианским сердцем и теперь, но полной меры и силы достигнет тогда, когда будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28).
       Считаю уместным, дорогие братия и сестры во Христе, высказать, почему я предпринял это объяснение Божественной литургии, – чтобы, подавая за обедней просфору, знали вы и умом, а не только сердцем чувствовали, для чего Святая Церковь научила нас так поступать. Пусть всякий подающий просфору знает, что, делая так, он, покорный указаниям Святой Церкви, желает, чтобы все, имена которых он начертывает на записке, были в непосредственной близости от Христа. Он как бы поручает тех, за кого подает просфору, Христу, отдает их под Его Божественный покров и защиту и молит Его, чтобы Он омыл их грехи Своею Кровию и молитвами святых Своих.
       И священник, вынимая из просфор частицы и полагая их около святого Хлеба, своими молитвами и священнодействием осуществляет это желание верующих. Все помянутые как бы отдаются Господу Иисусу, поручаются Ему. А когда наступит момент погружения всех этих частиц в Божественную Кровь Спасителя, священник (о, как хорошо было бы, чтобы верующие знали этот момент и присоединяли свои молитвы к молитве священника!) торжественно молится: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». И частицы (это бывает тотчас после причащения мирян, после возгласа «Со страхом Божиим и верою приступите») опускаются в чашу с Кровию, которою и омываются.
       Смотрите, какое глубокое значение имеет обряд поминовения на проскомидии и как нужно желать, чтобы все скверное, все нечистое наше было омыто Божественною Кровию Агнца, закланного за грехи мира, и чтобы нам и тем, за кого мы молимся, стать такими, как те, кого видел святой Иоанн Богослов и про которых ему было сказано, что это «убеленные Кровию Агнца» и потому допущенные к Его Страшному Престолу.
       Совершив все, что изложено, священник приступает к заключительным действиям проскомидии. Весь он переносится мыслию в то время, когда произошло рождение Спасителя, и глядит на жертвенник как на таинственный вертеп; на дискос – как на ясли, на святой Хлеб – как на Младенца Христа...
       Облагоухав звездицу (две скрепленные серебряные дуги) благоуханием кадила, он ставит ее на дискос и, вспоминая время, когда над вертепом сияла звезда, приведшая к яслям Богомладенца волхвов, произносит: «И пришедши звезда стала вверху, идеже бе Отроча». Затем берет покровы, также наполнив их благоуханием кадила, покрывает малыми дискос и потир, и большим общим – дискос и потир вместе. Потом кадит на предложенные дары, вспоминая волхвов, принесших родившемуся Христу золото, ладан и смирну. Диакон возглашает: «О предложенных честных дарах Господу помолимся», воздвигает молитвенный дух священника, который и читает дивную молитву предложения:
       «Боже, Боже наш, пославший нам Небесный Хлеб, пищу всего мира, нашего Господа и Бога Иисуса Христа, Спасителя, Искупителя и Благодетеля, благословляющего и освящающего нас, Сам благослови предложение сие и приими его во свышенебесный Твой жертвенник. Помяни, как благой и человеколюбивый, тех, которые принесли, и тех, ради которых принесли, и нас самих сохрани неосужденными во священнодействии Божественных Твоих Таин». И творит отпуст проскомидии. А диакон наполняет благоуханием кадила святой алтарь, уготовляя его к совершению Божественной литургии.

Литургия оглашенных

       Подойдя к святому престолу, священник и диакон молятся Святому Духу, прося Его, чтобы Он пришел и вселился в них, очистил их от всякой скверны, что им так необходимо для неосужденного совершения предстоящей службы. Потом дважды произносят ангельскую песнь Рождества Христова: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», под звуки которой началась жизнь Спасителя в Вифлеемском вертепе. Затем молятся: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою».
       После этого диакон, подклонив голову под благословляющую руку священника, произносит: «Время сотворити Господу, благослови Владыко». Слово «сотвори» взято из слов Самого Господа, заповедавшего: «Сие творите в Мое воспоминание». Диакон продолжает: «Помолися о мне, Владыко святый». Священник, благословляя, говорит: «Да исправит Господь стопы твоя»... «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». И произнесши «аминь», поцеловав святой престол и поклонившись священнику, диакон выходит на амвон для начала Божественной литургии.
       Вторая часть Божественной литургии называется Литургией оглашенных. Название это историческое. В Древней Церкви были так называемые оглашенные, то есть люди, еще не принятые в члены Святой Церкви, но уже выразившие свое желание вступить в нее. Их учили истинам Христовой веры или, иначе, «оглашали», отчего они назывались оглашенными. Эта часть Литургии называется по их имени потому, что оглашенным разрешалось еще до Святого Крещения присутствовать на ней до возгласа диакона: «Оглашеннии, изыдите», после чего они покидали храм.
       В этой части Литургии вспоминается жизнь Господа Иисуса Христа среди людей – от Рождества до торжественного входа Его в Иерусалим на вольные страдания. Вспоминается, как Христос учил людей тайнам Царства Божия.
       Чтобы понять Божественную литургию, нужно помнить, что она не имеет намерения и не может воспроизвести жизнь Христа в подробностях и полно. В таких подробностях в богослужении жизнь Христа воспроизводится в течение целого богослужебного года. Например, страдания Спасителя подробно воспоминаются в Страстную седмицу; Воскресению уделяется неделя Пасхи и сорок дней по Пасхе до Вознесения. Остальные моменты жизни Спасителя вспоминаются в так называемые Господские праздники: Рождество, Сретение, Крещение и т. д.
       А Литургия лишь контурами, лишь штрихами рисует перед нами жизнь Иисуса Христа и всю картину Его жизни переплетает молитвами. Христианин должен знать, какой момент жизни Спасителя воспоминается в том или другом месте Литургии, и должен в своих молитвах обращаться к Господу и родившемуся, и готовящемуся выступить на общественное служение, и явившемуся народу, и идущему на страдания, и страдающему, и положенному во гроб, и воскресшему, и возносящемуся на Небо. Только тогда пред его глазами встанет во всей полноте жизнь Спасителя, и каждый момент его жизни будет отмечен и освящен молитвой. Так нужно молиться за Литургией, как будто живой Христос проходит пред нами во все моменты Своей жизни. Молясь так, будешь ценить Литургию и получишь неизреченное богатство от такой встречи со своим Господом.
       Литургия начинается обращением диакона к служащему священнику: «Благослови, Владыко». И из глубины святого алтаря раздается первый возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Заметьте, братия, возглас этот. Не услышите вы его ни на вечернем, ни на утреннем богослужении. Как заглавие в книге, так и этот возглас определяет новозаветный, евангельский характер Литургии.
       Здесь нарочито подчеркивается, что с Пришествием на землю Христа Спасителя сюда спустилось Царство Святой Троицы. Отец, возлюбивший мир, послал на землю для Крестной Жертвы за людей Своего Единородного Сына. Он трижды «возгремел» во слух мира о том, что Христос есть действительно Единородный Сын Бога. Первый раз в момент Крещения Господа на Иордане: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Второй раз на горе Преображения теми же словами свидетельствовал о Нем и повелел: Того послушайте (Мф. 17, 5). И, наконец, в Иерусалиме, на просьбу Сына прославить Его, подобно грому ответил: И прославих, и паки прославлю (Ин. 12, 28).
       Сын Его – Господь Иисус Христос в образе человека жил на земле тридцать три с половиной года, так что люди видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Тут не слух только воспринимал дивный образ Бога Человека, но, как говорит Иоанн Богослов, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1,1).
       Дух Святой в виде голубя осенял голову крещающегося во Иордане Спасителя. А потом, в виде огненных языков, в день Пятидесятницы сошел на головы Пречистой Матери Господа и Его учеников, зажегши в их сердцах неугасимый пламень ревности о славе Божией, покорившей весь мир Распятой Истине. Вот оно, спустившееся на землю Царство Святой Троицы, которое благословляет священник в торжественном возгласе Божественной литургии.
       Вполне соглашаясь с мыслью священника, что мы должны благословлять спустившееся на землю Царство Святой Троицы, народ отвечает: «Аминь». Я сказал «народ» потому, что Древняя Церковь не знала хоров, каковые теперь у нас заменяют народ. В древности все, что поет теперь хор, пел народ, как бы отвечая на возглас священника и диакона. И современные молящиеся должны знать, что клирос отвечает от их имени и что в мыслях своих они обязаны повторять за хором все, что он поет.
       Стоя на амвоне лицом к царским вратам, изображая собой Ангела – побудителя людей к молитве, подняв тремя перстами орарь – подобие ангельского крыла, диакон призывает к молитве весь собравшийся народ теми же самыми словами, которыми неизменно от апостольских времен молится Церковь. Раздается целая цепь молений, охватывающая все стороны человеческой жизни.
       Эта цепь молений называется великой ектенией и состоит из молитвенных возглашений диакона, на каждое из которых народ отвечает одной и той же краткой молитвой: «Господи, помилуй». Молящиеся в храме не должны в это время молиться о чем-либо ином, а обязаны со всем вниманием слушать и чувствовать сердцем то, о чем молится диакон, и настраивать свой дух сообразно с этими молитвами. Если каждый будет молиться по-своему, то не получится общественной молитвы «одними устами и одним сердцем». Такая молитва получится только тогда, когда каждый из стоящих в храме будет молиться вместе с диаконом. Если все будут поступать так, то получится общая, единодушная, согласная молитва, то есть как раз то, чего требует от нас Святая Церковь, когда мы стоим в храме за общественным богослужением.
       О чем молится диакон?
       «Миром Господу помолимся», – возглашает он. Так мало в человеческой душе мира! В ней, как в море, бури сменяют одна другую. То ссоры, то разногласия в семье и в обществе, то злоба, то зависть, то желание отомстить обидчику, то жизнь беззаконная и грехи не дают покоя душе. Но молиться нельзя без мира в душе, без этого бесполезно и начинать молитву. Поэтому диакон и просит в самом начале этого мира. А верующие отвечают молитвой к Господу, потому что бессильны люди сами завоевать этот мир: «Господи, помилуй».
       «О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся». О мире с Богом, которого лишились люди, прогневив Его своими грехами, и который принес на землю Господь наш Иисус Христос, Своею Кровию омыв грехи людские и приобретши прощение от Бога. Этот мир нами нарушается – мы грешим и снова поднимаем вражду против Бога. Господи, дай нам этот мир, такой нужный, такой необходимый для нас и для спасения наших душ, – «Господи, помилуй».
       «О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся»,– продолжает диакон. И во всем мире, как и в нашей душе, нет мира. Народы враждуют друг с другом. Один Христос, а христианские Церкви поделились и по-разному верят. Враг рода человеческого посеял вражду и в народах, и в Церкви Христовой. А какое было бы благо, если бы водворился мир на земле и христианские Церкви соединились. «Господи, помилуй».
       Так диакон трижды молится о мире: 1) о мире в нашей душе; 2) о мире с Богом; 3) о мире во всем мире и в Божиих Церквах, и этой троякой молитвой о мире предваряет свою дальнейшую молитву. По этим молениям о мире великая ектения называется «мирной», то есть главное содержание ее молитв есть мир, тот «мир на земле», о котором пели Ангелы в ночь Рождества Христова.
       «О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся». Все храмы святы, но свой приходской, родной храм дороже и ближе сердцу христианина, чем другие. Туда христианин несет свои радости и горе, здесь он привык изливать свою душу пред Отцом Небесным, здесь переживает самые светлые моменты своей жизни. И сам храм дорог ему, и тот, кто в нем вместе с ним молится, кто с верою, благоговением и страхом Божиим входит в него. И этот храм и этих молящихся в нем – «Господи, помилуй».
       Помолившись о храме, диакон возносит моления о служителях Божиих – пастырях церковных, начиная с высших, стоящих во главе Церкви, и кончая самыми низшими. Затем молится «о богохранимом отечестве нашем, граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них». Молитва церковная обтекает всю вселенную, вспоминая всякий город и страну, где только обретаются живущие верою.
       Для всей вселенной Церковь молится «о благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных».
       Не забывает она и тех, кто находится не в обычном, сравнительно безопасном состоянии, а нуждается в усиленных молитвах. Так она молится далее «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных», вознося о них отдельную молитву.
       Далее просит «о избавлении нас от всякия скорби, гнева и нужды», просит «заступить, спасти, помиловать и сохранить своею благодатию».
       В заключение диакон, вспоминая «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми», предлагает предать самих себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу так, как они умели это делать. Народ с готовностью отвечает: «Тебе, Господи».
       Стоя у святого престола, священник подкрепляет эти моления Церкви своей тайной молитвой, в которой просит Господа и Владыку принять эти моления и сотворить со всеми молящимися «богатыя милости Своя и щедроты Своя». Свою молитву священник заканчивает во слух всего собрания Троичным возгласом, на который народ отвечает: «Аминь» (то есть «истинно, так»).
       Затем на клиросе поется так называемый первый антифон – стихи, избранные из 102-го псалма: «Благослови, душе моя, Господа». Этот псалом, как и другой, носит название «изобразительного», так как оба они изображают плоды Пришествия на землю Господа Иисуса Христа Спасителя. В двунадесятые праздники и в Святую Пасху эти псалмы заменяются особыми антифонами (смотри службы этих праздников).
       По окончании пения диакон восходит на амвон и снова возносит Господу моления: «Паки и паки (снова и снова) Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».
       Эта цепь молений называется малой ектенией и, как легко заметить, состоит из первого и двух последних прошений великой ектении. Здесь в свернутом виде содержатся все прошения великой, или мирной, ектении.
       После этой ектении и возгласа поются снова песни псаломские (псалом 145-й): «Хвали, душе моя, Господа». Здесь то же хваление Господа за Его милости, явленные Его Пришествием на землю для спасения человеческого рода.
       После этого псалма Святая Церковь поет торжественное исповедание веры в Единородного Сына Божия и в нем исчерпывает все, что известно нам о Единородном Сыне и Слове Божием.
       Приведу эту песнь: «Единородный Сын и Слово Божие: Тебе, безсмертному по естеству, угодно было ради нашего спасения воплотиться от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии. Ты действительно принял человеческое тело и душу, а распятый, Своею смертию Ты, Христе Боже, победил смерть. Будучи единым из Лиц Святой Троицы, так же чтимый, как Отец и Святой Дух, спаси нас».
       Вдумайтесь в эту песнь. Отец Небесный указал нам, что Иисус Христос есть Его возлюбленный Сын, и мы исповедуем это словами: «Единородный Сыне и Слове Божий», и, узнавши цель и значение Его пришествия, поем: «Будучи безсмертен, Ты принял человечество от Девы Марии для того, чтобы принять Крест, и этим Крестом уничтожить нашу смерть. Ты одно из Лиц Святой Троицы – Бог, славимый вместе со Отцом и Духом, и потому обращаемся к Тебе: спаси нас». Во время этой песни священник молится: «Господи Боже наш, спаси людей Твоих и благослови Твое достояние, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие дома Твоего, Ты тех прослави Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тебя».
       Диакон в третий раз выходит на амвон и снова в выражениях малой ектении возносит моления ко Господу. Священник, стоя в алтаре, молится трогательной молитвой: «Ты, Господи, даровал нам общие и согласные молитвы и обещал исполнить просьбу двух или трех согласившихся сообща просить Твоим именем, Сам и ныне просьбы рабов Твоих к полезному исполни, подавая нам в этой жизни познать Твою истину, а в будущем – Жизнь Вечную». Этой молитвой заканчивается приготовление верующих к имеющему прийти Божиему Царству, к выступлению Христа Спасителя на общественное служение, которое изображается в дальнейших молитвословиях, песнопениях и священнодействиях Божественной литургии.
       Теперь понятен для нас смысл этой части Литургии. Вначале священник возвестил о Царстве Отца и Сына и Святого Духа, которое пришло в силе. Всеми молениями, псаломскими песнями и молитвами священника верующие подготовляются к достойному духовному лицезрению Божиего Царства, открывшегося с явлением народу Христа Спасителя. Это приготовление заканчивается молитвой священника: «Господи, еще в этой жизни дай нам познать Твою истину».
       После второй малой ектении в первый раз на Литургии отверзаются царские врата, как бы врата самого Царствия Небесного, и глазам верных предстает сияющий престол, как селение Божией славы. Благолепный вид святого алтаря живо напоминает верующим красоту и благолепие Божиего Царства и извлекает из глубины верующих сердец торжественную молитву: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
       Вместе с этим желанием не быть забытыми в сияющем Царствии Господа в сознании верующих возникают воспоминания о том, кто будет гражданином этого Царства. Вспоминается Нагорная проповедь Спасителя и во всеуслышание хором возглашаются заповеди Блаженства. Внимательно и благоговейно слушая их, верующие поучаются тому, что это не обычное земное царство, тут не место сильным и славным мира сего, если они не хотят смириться перед парадоксальными, на мирской взгляд, истинами Евангелия; сюда войдут только те, кто не гордится и не возносится умом, а сознает свою нищету духовную, кто плачет о грехах своих, кто любит всех и кротко прощает обиды, кто сильно алчет и жаждет спасения, кто милостив, чист сердцем, кто работает на восстановление мира между людьми, кого гонят и мучат за правду и имя Христово. О, как хорошо бы быть таким – такие не забудутся Христом в Его Царствии.
       «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи...» Во время пения этой умилительной песни открывшегося Божиего Царства священник и диакон подходят к святому престолу, берут с него Святое Евангелие и идут к народу боковой алтарной дверью. Высоко поднятое в руках диакона Евангелие живо напоминает верующим Самого Господа, идущего на проповедь Божиего Царства к народу. И представляются верующим берега Иордана, где проповедовал о Пришествии Христа Иоанн Предтеча. Во весь свой рост духовный, полный силы и мощи, выпрямился этот величайший Пророк Ветхого Завета, когда увидел вдали грядущего к народу Спасителя:
       – Се Агнец Божий, вземляй грехи мира! – прогремел его пророческий голос.
       И полный радостного трепета стоящий в храме народ благоговейно наклоняет головы, как тот народ, который был в то время на берегах Иордана. Тридцать лет после Своего Рождества Христос Спаситель не являлся народу, постом и молитвой приготовляясь к Своему общественному служению. Теперь же, после Крещения от Иоанна в водах иорданских и сорокадневного поста в пустыне, Он является народу для того, чтобы жить среди него и учить его до самой смерти.
       Итак, братия, явился Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Этот Свет истины есть Премудрость, перед которой блекнет кичливая мудрость мирская, премудрость, утаенная от мудрых и открытая младенцам. Возвышая Святое Евангелие в царских вратах и делая им небольшой крест, диакон возглашает: «Премудрость, прости», то есть будьте просты сердцем, как дети, чтобы восприять премудрость из уст Господа Иисуса Христа.
       Восхищенный зрелищем явления в мир Спасителя, народ, преклоняя колени, поет: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу; спаси нас, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуия»,– присоединяя к этой песни пение тропаря праздника.
       Непосредственно за этим следует поклонение Пресвятой Троице, выраженное ангельской песнью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
       А священник в это время молится за народ Господу Богу, чтобы Он принял от наших грешных уст Трисвятую песнь и посетил нас благодатию Своею, простил нам всякое согрешение, освятил наши души и тела и дал нам в преподобии служить Ему во все дни жизни нашей. При последнем пении Трисвятого диакон тихо говорит священнику: «Повели, Владыко», и оба исходят к Горнему месту, то есть к восточной стороне алтаря сзади престола и стоят здесь лицом к народу. Когда же певцы окончат пение Трисвятого, диакон возглашает прокимен (то есть стих из псалма на тему праздника), трижды повторяемый на клиросе. Потом диакон приготовляет присутствующих к важности наступающего момента словами: «Премудрость...» – «Будьте внимательны». И бывает чтение Апостола, то есть Деяний или Посланий к различным Церквам святых Апостолов.
       Не говоря уже о поучительности каждого отдельного апостольского чтения, представим себе, сколько возвышенных поучительных мыслей может возбудить оно в душе христианина, знакомого с делом проповеди святых Апостолов. Вот они, неученые простецы галилейские, понесли после Вознесения Господня проповедь о Христе Распятом из конца в конец по всему миру. Ни трудности проповеди, ни преследования, ни мучения, ни страх самой смерти – ничто не удержало их в святом стремлении просветить мир проповедью Христовой. И после победы над язычеством не оставили они трудов своих, но утверждали верующих своими посланиями и теперь не оставляют нас, чад своих духовных, и ежедневно просвещают нас светом Христовой истины через чтение святого Апостола в храме.
       И благо, братия, тому из нас, кто стойко держится в жизни преданий апостольских, которым научился он, слушая в церкви и читая дома творения богоносных Апостолов. Как не восхвалим, братия, Господа за одно это дарование нам спасительного поучения на всякий день в чтении апостольском за Литургией! Недаром Святая Церковь после чтения Апостола трижды восклицает: «Аллилуия», что значит «хвалите Бога». Во время чтения святого Апостола священник сидит на Горнем месте и слушает поучение апостольское как равный Апостолам, как их преемник в деле благовествования таин Божиего Царства. А диакон в это время наполняет кадильным фимиамом церковь, приготовляя ее для евангельской проповеди Самого Христа Спасителя. Священник же внутренне молится, чтобы Господь светом Евангелия просветил ум и сердца верующих.
       Когда оканчивается пение «Аллилуия», диакон, получив благословение священника, на амвоне, среди народа, громко и отчетливо читает Святое Евангелие. Чувство живой веры, переносящее нас к тому блаженному времени, когда жил и проповедовал на земле Господь Иисус Христос, заставляет нас забывать, что мы слышим диакона, и духовному взору нашему является Сам Господь Иисус Христос и через Своего служителя поучает нас тайнам Царства Божиего. И мы духовно созерцаем жизнь нашего Господа, Его учение, видим великие и славные дела Его.
       Какой восторг, какой подъем испытывает сердце верующего, внемлющего словам Самого Спасителя! Недаром Святая Церковь предваряет и оканчивает чтение Евангелия радостным: «Слава, Тебе, Боже наш, слава Тебе!»
       Итак, Господь здесь, с нами, в храме Его святом. Мы зрели Его шествие к народу на проповедь, мы поклонялись Ему, мы слышали Его проповедь. Не благовременно ли усиленно помолиться Ему всем собранием верных Его учеников? Тем более что мы так грешны, так слабы и беспомощны, что нам без помощи Божией не сделаться достойными Его Небесного Царства. И диакон, подняв орарь правой рукой и встав на амвоне, возносит Господу Богу усиленное моление, называемое сугубой ектенией. Сугубой, или усиленной, эта ектения называется и потому, что верующие на ее прошения, начиная с третьего, отвечают не одним «Господи, помилуй», а тремя.
       – «Рцем»,– возглашает диакон, то есть будем молитвенно взывать, – «вси», то есть все, стоящие в храме, молитву всех Господь скорее услышит, – «от всея души и от всего помышления нашего рцем».
       Бывает, что человек молится только одним языком, а сердце и мысль не участвуют в молитве; такая молитва, по словам Господа, напрасна (всуе же чтут Мя). Нет, будем молиться от всей души и от всего помышления нашего!
       – «Господи», – взывает далее диакон, – «Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй».
       Господи, Ты слышал предков и отцов наших, мы знаем, что не посрамлена будет вера в Тебя и не напрасна будет молитва пред Тобою, а потому, Бог отцов наших, услыши и помилуй.
       – «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй».
       Не на свои заслуги, не на свои добродетели надеемся мы в молитве, а лишь на Твою великую милость, и потому по велицей милости Твоей услыши и помилуй нас.
       Далее диакон, как и на великой ектении, молится о священнослужителях Церкви Христовой, как высших, так и низших, о богохранимой стране нашей. Затем «о братиях наших священницех, священномонасех и о всем во Христе братстве нашем».
       Молится «о всех преждепочивших православных отцах и братиях наших, зде лежащих (то есть в этом храме похороненных) и повсюду».
       Далее молится «о прихожанах святого храма сего и о всех плодоносящих, доброделающих во святом храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости».
       Священник подкрепляет эту общецерковную молитву своей внутренней молитвой, в которой просит принять от рабов Своих это «прилежное» моление и помиловать всех по великой Своей милости.
       Моление заканчивается Троичным возгласом.
       Далее идет ектения об оглашенных. Она имеет историческое значение и осталась от древних времен. Следя за ее прошениями, мы можем молиться о тех, кто хотя и принял Святое Крещение, но еще не облекся во Христа, то есть не сделался христианином по жизни.
       После Троичного возгласа священника диакон возглашает:
       – Оглашеннии, изыдите!
       В это время оглашенные покидали храм, а нам этот возглас должен служить предупреждением, чтобы мы, оставаясь в храме, не оказались недостойными присутствовать при величайшем и пренебесном Таинстве Святого Тела и Крови Христовых.
       Этим возгласом диакона кончается первая часть Литургии – Литургия оглашенных.
      
       Окончание следует

Священноисповедник Сергий Правдолюбов
1924–1925 годы