ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

История русской православной общины в Риме

       Русская церковь Святителя и Чудотворца Николая в Риме – самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Министерства иностранных дел 6 октября 1803 года Император Александр I подписал указ об учреждении «греко-российской церкви» при римской посольской миссии. Первоначально ее предполагалось освятить во имя святых Апостолов Петра и Павла – вероятно, в знак уважения к Риму, городу, где покоятся мощи первоверховных Апостолов.
       Война с Наполеоном отвлекла Россию от церковного проекта: храм при миссии был устроен лишь спустя двадцать лет после подписания Высочайшего указа, в 1823 году. Однопрестольный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая разместили в посольском доме на via del Corso, 518. Впоследствии в течение целого столетия церковь кочевала вместе с русским посольством из одного дома в другой. Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав Санкт-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел и именовалась посольской.
       В течение XIX столетия в церкви сменилось несколько настоятелей; некоторые из них скончались здесь и были похоронены в Риме. Почин строительства русского храма принадлежал архимандриту Клименту (Верниковскому), который был настоятелем в 1897–1902 годах. Идея сооружения церкви в римско-католическом «престольном граде» к тому времени уже давно обсуждалась.
       Архимандрит Климент (впоследствии епископ Винницкий, † 1909) с самого начала своего настоятельства заявил о «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества». Уже в 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим царскую «лепту» в размере 10 тысяч рублей. Для сбора средств архимандрит Климент выезжал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича, московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир.
       В 1912–1914 годах здесь служил архимандрит Дионисий (Валединский), который издал «Спутник русского православного богомольца в Риме» (1912) – замечательную книгу, где подробно описывается местонахождение всех общехристианских святынь, хранящихся в «вечном городе». (В 2002 году эта книга была вновь переиздана Никольским приходом.) При нем сбор средств на строительство храма в Риме продолжился. Осенью 1913 года Император Николай II разрешил сбор пожертвований по всей России. Летом 1914 года Госбанк открыл особый счет в Петербурге.
       С 1914 по 1916 год настоятелем церкви был архимандрит Филипп (Гумилевский), убиенный в России в 1936 году. В 1915 году он сформировал новый состав строительного комитета, возглавленный князем С. С. Абамелек-Лазаревым. Князь навязал комитету другого архитектора – Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике со стороны архитектора В. А. Субботина, надзиравшего тогда за церковным строительством в городе Бари.
       С 1916 года в течение почти полувека (точнее – сорок семь лет) на посту настоятеля единственного православного прихода в Риме подвизался архимандрит Симеон (Нарбеков, † 1969). Он так же, как и предыдущие настоятели русского храма, похоронен на римском некатолическом кладбище для иностранцев Тестаччо.
       Благодаря неутомимым и самоотверженным трудам отца Симеона православная русская церковь была обустроена в доме светлейшей княжны Марии Александровны Чернышевой (1847– 1919), которая еще в 1897 году завещала свой римский дом на via Palestro, 71 («палаццо Чернышев») русскому православному приходу. Здесь и начала действовать церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.
       «День 25-го апреля 1932 года был самым знаменательным, радостным и светлым днем в жизни русского православного прихода в Риме и всех проживающих здесь верующих православных людей. Ваши неустанные труды, увенчавшиеся полным успехом, привели к созданию этого нашего православного храма, и в этот день он был торжественно освящен и под этими сводами была впервые отслужена Вами Божественная литургия.
       Создание каждого православного храма – большого или малого – всегда является радостным, светлым событием в церковной жизни, но создание нашего храма было особенно значительным и радостным событием ввиду того, что он был создан в одном из главнейших центров христианства, в Риме, неразрывно связанном с воспоминаниями о первых веках христианства, с мыслью о первоапостолах Петре и Павле и стольких святых мучениках за Христа, распространивших свет Христова учения по всему миру.
       Уже давно каждый православный чувствовал необходимость иметь в Риме свой православный храм. Еще царское правительство озаботилось с этой целью покупкой земли, но разразившаяся над нашей родиной сокрушительная буря беспощадной революции помешала исполнению этого намерения.
       Но вот, в годы великих страданий России, в годы нашего рассеяния было все же суждено осуществиться этому нашему законному стремлению», – говорилось в адресе, направленном прихожанами архимандриту Симеону.
       «Когда в 1931 году митрополит Евлогий (Георгиевский, † 1946) возглавил временный Русский Экзархат в Западной Европе, находившийся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, все приходы, зависевшие от него, остались ему верными. Однако римский приход с его клиром уже с 1927 года выбрал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей», – пишет современный исследователь А. Нивьер.
       С именем архимандрита Симеона связано и другое значительное событие в жизни русской православной общины в Риме.
       1/14 ноября 1929 года итальянским монархом был подписан указ об учреждении «энте морале» при русской православной церкви, что означало для русского прихода получение прав юридического лица и позволяло вступить в законное владение домом княжны М. А. Чернышевой.
       В адресе прихожан Никольского храма справедливо было отмечено «благосклонное отношение итальянского монарха и его правительства» к созданию этой русской православной церкви.
       Архимандрит Симеон оставил о себе светлую память в сердцах прихожан римского Никольского храма. В 1943 году здесь были изданы некоторые проповеди этого «златоуста Русской Зарубежной Церкви», как назвал его позднейший публикатор неизданных проповедей в мюнхенском альманахе «Вече» (2000. № 65).
       Его преемником с середины 1950-х годов стал архимандрит Каллист (Подзолов). Родился он 20 сентября 1895 года. С 1935 по 1945 год был настоятелем прихода в Сан-Ремо. С 1945 по 1961 год нес послушание помощника настоятеля Свято-Никольского прихода Рима, сослужил архимандриту Симеону (Нарбекову). В сан игумена был возведен в 1946 году, в сан архимандрита – в 1949 году. Когда в конце 1940-х годов архимандрит Симеон ушел на покой, архимандрит Каллист фактически исполнял обязанности настоятеля прихода в Риме. С 1946 по 1961 год он – благочинный русских приходов Русской Православной Церкви Заграницей и вице-председатель римского комитета Красного Креста.
       Игумен Каллист регулярно совершал богослужения в лагерях «перемещенных лиц» («ди-пи»), в Триесте, Латино, Неаполе и под Турином (вилла Оланда) и распределял среди интернированных соотечественников пособия и пожертвования. Умер 21 октября 1963 года и похоронен согласно его завещанию в общей русской могиле на некатолическом кладбище Тестаччо в Риме.
       В 1960-х годах община состояла в подчинении архиепископу Женевскому Антонию (Бартошевичу, † 1993). В 1966 году на Свято-Никольский приход был назначен протоиерей Виктор Ильенко. Отец Виктор происходил из простой крестьянской семьи, родился в Приморье и получил первоначальное духовное образование в Иркутской семинарии, затем поступил в Московскую Духовную академию. В годы гражданской войны воевал в рядах Добровольческой армии. После поражения Белого движения в 1920 году покинул Россию.
       В 1921 году в течение трех месяцев нес послушание псаломщика и регента при русской церкви Святителя Николая в Риме. Затем переехал на юг Франции. В 1929 году был рукоположен в сан священника и настоятельствовал на приходах в Тарасконе, Брюсселе и Голландии. Будучи в Брюсселе, издал семьдесят девять номеров «Приходского листка». С 1953 по 1966 год был настоятелем Преображенской церкви в Лос-Анджелесе (США).
       В течение почти двадцати лет, до 1984 года включительно, отец Виктор был настоятелем Никольского прихода в Риме. В 1984 году вышел за штат по старости и вернулся в США. Скончался в Лос-Анджелесе в 1989 году. Протоиерей Виктор Ильенко был видным духовным писателем и замечательным проповедником.
       В 1984 году на приход был назначен настоятелем иерей Михаил Маклаков. Отец Михаил с самого начала занял жесткую антиэкуменическую позицию, в том числе по отношению к католическому окружению. В силу этого, а также из-за некоторых других причин он вошел в конфликт с приходом и вынужден был покинуть Рим. В 1985 году Никольский приход перешел под омофор Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе.
       В феврале 1987 года настоятелем стал протоиерей Михаил Осоргин. Отец Михаил происходит из старинного дворянского рода Осоргиных, к которому принадлежала святая праведная Иулиания Лазаревская. Рожденный в 1929 году в Москве, он в 1931 году вместе со своей матерью, урожденной княжной Голицыной, эмигрировал в Париж.

Почетный настоятель Никольского храма в Риме
протоиерей Михаил Осоргин с прихожанами
2005 год

       Его отец Георгий Михайлович Осоргин, императорский кавалергард, в 1929 году был расстрелян на Соловках. Воспитанный в среде русской эмиграции, отец Михаил воспринял лучшие духовные традиции Парижской архиепископии. На его формирование в детские годы большое влияние оказал его дедушка, также протоиерей Михаил Осоргин, бывший императорский губернатор в Калуге и Гродно.
       Затем были годы учебы в Свято-Сергиевском Богословском институте, где судьба свела его с лучшими представителями парижской богословской школы. Его однокурсниками были будущий Патриарх Антиохийский Игнатий, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф.
       С именем отца Михаила связана новая эпоха в жизни русского прихода в Риме. Если к началу 1980-х годов русская община в Риме в основном состояла из старой эмиграции, то к середине 1980-х численность прихожан стала быстро возрастать.
       Но особенно значительно приход стал увеличиваться с середины 1990-х годов, когда Италия стала одним из центров новой эмиграции.
       Судьбоносное для жизни Никольского прихода и, в широком смысле, для всей Русской Православной Церкви в рассеянии решение был принято 26 октября 2000 года на собрании членов «энте морале». Никольский приход вернулся в лоно Матери-Церкви, что во многом произошло благодаря убеждению отца Михаила Осоргина в том, что будущее Православия в Западной Европе зависит от объединения всех его ветвей под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
       В сентябре 2004 года настоятелем Свято-Никольского храма был назначен епископ Егорьевский Марк. Благодаря ему была открыта новая страница в жизни русской православной общины Рима. Выпускник Московских Духовных школ, преподаватель МДАиС, кандидат богословия, постриженик Троице-Сергиевой Лавры, затем помощник начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и, наконец, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – весь свой богатый духовный и пастырский опыт он смог обратить на пользу римскому приходу.
       На Свято-Никольском приходе начались масштабные реставрационные работы. В частности, была проведена внешняя реставрация церковного дома, было отреставрировано внутреннее помещение церкви, полностью перекрыт бетонный настил церковного двора, сделан второй вход в помещения церковного подвала, благодаря чему приход смог обустроить церковную школу для детей прихожан.
       Разработана широкомасштабная паломническая программа, включающая посещение в течение года всех святых мест Рима, а также организованы паломничества к общехристианским святыням Земли Италийской (город Бари, город Амальфи) и в Святую Землю.
       В новом веке духовенство Никольского храма в Риме продолжает окормлять всех стремящихся к православной вере, подавая им надежду и помогая сохранять душевную стойкость в непростых условиях жизни в чужой стране.

Иеромонах Филипп (Васильцев)