ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Ставропольская епархия: история и современность

       От Эльбруса до Маныча*, от степей Дагестана до полноводной Кубани простирается Ставропольская епархия. Каждая епархия чем-то отличается от других в силу своего географического положения, размеров, истории, других обстоятельств, может быть, на первый взгляд и незаметных. Специфические черты Ставропольской епархии определяются ее местоположением. Сегодня она объединяет шесть субъектов Российской Федерации: Ставропольский край, Республику Северную Осетию – Аланию, Чеченскую Республику, Республику Ингушетию, Кабардино-Балкарскую и Карачаево-Черкесскую Республики.
       В 1842 году, когда принималось решение о создании с 1 января 1843 года епархии с центром в Ставрополе, территория ее также охватывала большую часть Северного Кавказа, включая и область Кубанского казачьего войска. С течением времени менялось наименование епархии, менялись ее границы, но вот уже 164 года она объединяет православных верующих всего Северного Кавказа.


Чеченская Республика,
Республика Ингушетия

       Крещение Чечни и Ингушетии относится к середине первого тысячелетия. Принятие христианства было хотя и не массовым, но значительным, о чем свидетельствуют данные археологических раскопок.
       В дальнейшем события развивались так же, как в Дагестане, то есть местное население приняло ислам, но с тем отличием, что окончательная исламизация чеченцев и ингушей произошла значительно позже – в XVIII–XIX веках.
       В конце XX века произошел массовый исход православного населения из этих мест, и сегодня русское население составляет здесь один-два процента. Однако в результате стабилизации обстановки православные жители Чечни и Ингушетии получили возможность для возрождения своей религиозной жизни. В 2006 году завершились работы по восстановлению Михаило-Архангельского храма в городе Грозном. Казачья церковь постройки второй половины XIX века была практически разрушена после 1995 года, три ее настоятеля в 1996–1999 годах были похищены (двое убиты, один освобожден в результате спецоперации). Работы по восстановлению храма начались при поддержке первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова. На строительстве трудились местные рабочие-чеченцы. Храм стал для русских грозненцев, которых осталось чуть больше тысячи человек, центром их духовной жизни.

Михаило-Архангельский храм в Грозном

Во время освящения
Михаило-Архангельского храма

       В Чеченской Республике сегодня также действует православный приход в станице Наурской. Решается вопрос об открытии православного храма в одном из населенных пунктов Шелковского района. К Рождеству Христову и Пасхе руководство Чеченской Республики организует для русскоязычного населения гуманитарную помощь.
       В девяностые годы прошлого века Ставропольской епархией было собрано несколько автопоездов с гуманитарной помощью для местных жителей, вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности.
       В 2006–2007 годах по указанию президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова были созданы условия для посещения беженцами и вынужденными переселенцами могил своих родных в день пасхального поминовения усопших.
       Осенью 2006 года благочинный православных церквей Чеченской Республики и Республики Ингушетии игумен Варлаам (Пономарев) был избран в состав Общественной палаты Чеченской Республики.
       При поддержке властей Республики Ингушетии в станице Орджоникидзевской сегодня строится новый православный храм. Здесь, как в Дагестане и Чеченской Республике, в тридцатые-сороковые годы прошлого века все православные храмы были отняты у верующих, а большая часть – уничтожена.
       С 1950-х годов на территории Ингушетии действовал один небольшой молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Орджоникидзевской, настоятелем которого почти сорок лет прослужил протоиерей Петр Сухоносов.

Республика Северная Осетия – Алания

       Восемьдесят процентов жителей Республики Северной Осетии – Алании составляют православные христиане. На территории республики действуют более тридцати православных приходов и два монастыря.
       Во Владикавказе создана православная общеобразовательная гимназия. Приметой последних лет стали массовые крещения, совершаемые епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном на реке Фиагдон, у мужского Успенского монастыря, и на монастырском озере возле Богоявленского женского монастыря в Алагирском районе. Крещение в эти дни принимают более тысячи человек.
       В нынешнем году такое крещение епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил 23 сентября на монастырском озере Богоявленского монастыря. Владыке Феофану сослужили священники из храмов Владикавказа и Ставрополя, за богослужением пел хор Ставропольской Духовной семинарии. Люди прибыли в Богоявленский монастырь из разных городов и селений Северной Осетии.


Массовое крещение в Северной Осетии

       Помолившись в монастырском храме, участники Таинства крестным ходом направились к озеру. Несмотря на осеннюю пору, день был теплый, природа усиливала праздничное настроение собравшихся.
       Епископ Феофан совершал крещение младенцев. Правее совершалось крещение мужчин, а левее – женщин. Обращаясь к новопросвещенным христианам, архипастырь говорил о значении принятия Таинства Крещения в жизни человека, о том, как важно соблюдать чистоту веры и верность выбору, воплощать свою веру в жизни.


       Первое Крещение Осетии относится к IX веку от Рождества Христова. В последние же годы в республике началось бурное возрождение христианства. По словам епископа Феофана, «строительство и восстановление храмов, монастырей и Духовных учебных заведений совершается, потому что у жителей Осетии есть внутренняя потребность в этом. Люди возвращаются к своим духовным истокам».

Собор во имя святого великомученика и
Победоносца Георгия во Владикавказе

       В городе Ардоне Русской Православной Церкви возвращено здание Духовной семинарии, где будет создано многопрофильное церковное учебное заведение.

       Главным храмом Осетии стал собор во имя святого великомученика и Победоносца Георгия во Владикавказе. На территории республики сохранились храмы XII–XIV веков. Сегодня идет планомерная работа по их реставрации.

Вознесенский храм в Алагире
(Северная Осетия)

Карачаево-Черкесская Республика

       Древнейшие из сохранившихся на территории России православных храмов находятся в Карачаево-Черкесской Республике. Храмы в Нижнем Архызе датируются второй половиной первого тысячелетия. Один из них, Ильинский, является действующим.
       Русское население составляет около половины жителей республики. С учетом этого обстоятельства Министерством образования КЧР разработан и внедрен в школы курс основ традиционной культуры народов Карачаево-Черкесии, знакомящий юношей и девушек с основами Православия и Ислама.

Никольский собор в Черкесске

       В республике объявлены выходными днями праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда в Черкесске празднуется День города, и понедельник второй Недели по Пасхе (накануне Радоницы – дня пасхального поминовения усопших).
       Правительство республики оказывает материальную помощь как мусульманам для совершения хаджа, так и православным христианам – для паломничества в Святую Землю. В центре Черкесска восстановлен взорванный в тридцатые годы Никольский собор. Храм был заложен в 1891 году. Строили его всем миром: казаки, жители станицы и близлежащих сел везли лес, кирпич, камень и прочий строительный материал. Для возведения фундамента и стен, для укрепления раствора из всех станиц целыми подводами свозили яйца. Спустя пять лет в станице Баталпашинской засверкал своими куполами величественный храм. 19 декабря 1896 года, в день памяти Святителя и Чудотворца Николая, собор был освящен.
       Храм имел многоярусную белокаменную колокольню, похожую на мачту корабля. В ней размещалось два десятка колоколов. К самому верху вели 222 каменные ступени. Самый большой колокол, вечевой, весил 850 пудов (13,6 тонны). В метель на глас вечевого колокола, разносившийся на сорок верст, выходили и выезжали замерзшие, заплутавшие в пургу пешие и конные путники. Старожилы вспоминают: «Когда звонили колокола, особенно вечевой, было слышно в станице Суворовской» (за 50 километров).
       В 1934 году в станицу Баталпашинскую пришел приказ за подписью секретаря ЦК ВКП(б) Л. М. Кагановича: в течение месяца храм уничтожить. Председатель местного облисполкома Николай Соболев, человек верующий, старший брат которого, Иван, будучи жестянщиком, покрывал купола собора, а дядя, Илья Рагозин, знаменитый бас, треть жизни отдал пению в этом храме, приказ не исполнил – в надежде, что в центре одумаются, поймут, что-то изменят. Но ошибся... Пришла депеша с требованием взорвать храм в трехдневный срок. В случае неисполнения Соболеву, его семье, родственникам грозил расстрел...
       Спустя более полувека, 19 декабря 1998 года, был заложен первый камень в основание воссоздаваемого Никольского собора. Восемь лет спустя, 19 декабря 2006 года, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил здесь первую Божественную литургию.

Кабардино-Балкарская Республика

       Православие в Кабардино-Балкарской Республике прошло те же этапы, что и в других регионах Северного Кавказа. Сегодня православные составляют в республике вторую по количеству группу населения после мусульман. Здесь действует более двадцати приходов. При Александро-Невском храме в станице Александровской создан приют для детей, лишенных родительского попечения.
       В сентябре 2007 года было торжественно отпраздновано 450-летие вхождения Кабардино-Балкарии в состав России. В рамках программы подготовки к этому празднованию в Нальчике начато строительство православного собора во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
       В 1998 году возобновил свою деятельность Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь. 24 ноября 1895 года владелица Хомяковского хутора Нальчикского округа Екатерина Хомякова обратилась «с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки...» «В 1902 году, – как свидетельствует документ, – закончен постройкой и освящен храм во славу Святой Троицы в 15 верстах от станицы Зольской, Пятигорского отдела, по направлению к Эльбрусу, на возвышенном отроге горы Джинал... Церковь в имении г-жи Е. А. Хомяковой благолепна по наружному своему виду и богата внутренней своей обстановкой...» Здесь была создана женская монашеская община, просуществовавшая до 1928 года.

Троицкий собор в Свято-Троицком
Серафимовском женском монастыре

Восстановление Троицкого собора

       В 1995 году председатель Фонда культуры Кабардино-Балкарской Республики Владимир Вороков выступил с инициативой возродить Троицкую церковь, расположенную в селе Совхозном Зольского района. Было принято решение о начале сбора средств для восстановления храма. Сейчас церковь вновь приняла свой первоначальный вид, в ней регулярно совершаются богослужения. В большие праздники сюда приезжают помолиться десятки людей со всей Кабардино-Балкарии и южных районов Ставропольского края. Сестринский корпус Свято-Троицкой Серафимовской обители устроили в приобретенном епархией двухэтажном доме, расположенном рядом с храмом.
       Фонд культуры КБР обратился к губернатору Ярославской области А. И. Лисицыну, и поскольку между Кабардино-Балкарией и Ярославской областью существуют прочные экономические и культурные связи, в Ярославле были отлиты колокола для возрождающейся обители.

Ставропольский край

       Ставропольский край, который граничит со всеми вышеперечисленными субъектами Российской Федерации, значительно отличается от них по этническому составу. Более восьмидесяти процентов Ставрополья составляет славянское население.

Закладка Казанского собора
в Ставрополе, 2004 год

Казанский собор
Фото начала XX века

Строительство Казанского собора

       Здесь действует более 350 приходских и домовых храмов, часовен, строится еще семьдесят церквей. Действуют три монастыря. В Ставрополе работает Духовная семинария, обеспечивающая подготовку православных священнослужителей для всего Юга России.

За богослужением в Успенском храме
в Ставрополе 8 января 2005 года

       Епархия ведет большую социальную и образовательную работу. В крае и республиках созданы реабилитационные центры помощи наркозависимым, приюты для детей, лишенных родительского попечения, церковные поликлиники и гимназии.

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан
с учащимися воскресных школ в Успенском храме


Крещение сирот в Андреевском
кафедральном соборе Ставрополя
2006 год

Духовное образование

       Учреждение Духовной семинарии в Ставрополе следует рассматривать в контексте церковной и государственной жизни первой половины XIX века. Для Северного Кавказа этот период был временем утверждения России в регионе. Естественным образом встал вопрос и об устройстве здесь церковной жизни. Было принято решение об учреждении с 1 января 1843 года Кавказской и Черноморской епархии с центром в Ставрополе.
       Преосвященный Иеремия (Соловьев, † 1884), первый епископ Кавказский и Черноморский (1843–1849), вступив в управление новообразованной епархией, уже в декабре 1843 года направил пространную докладную записку в Святейший Синод о необходимости открытия в Ставрополе семинарии. Преосвященный указывал на отдаленность ближайших к Кавказской епархии семинарий (в Воронеже, Астрахани и Екатеринославе) и на необходимость подготовки собственных миссионерских кадров, в том числе и из представителей коренных народностей края.

Семинар по догматическому богословию
в Ставропольской Духовной семинарии

       В план учебных занятий, разработанный на основе опыта Тифлисской Духовной семинарии, помимо обычных предметов были включены местные языки (калмыцкий, татарский, осетинский). Рекомендовано было также открыть иконописный класс.
       Многое из задуманного было осуществлено, хотя и не без затруднений, вызванных особенностями жизни Русской Православной Церкви в условиях синодальной системы.
       В 1871 году Кавказскую Духовную семинарию посетил с ревизией член Училищного совета при Святейшем Синоде С. В. Керский. В своем отчете он отмечал, что характер учащихся Кавказской Духовной школы, резко отличается от того «оригинального типа, который характеризует семинаристов центральных губерний... В воспитанниках Кавказской семинарии нет того горького, разъедающего чувства недовольства и озлобления, какое обыкновенно вырабатывает тип бурсака; напротив, в них преобладает довольство настоящим и спокойный взгляд на будущее».
       Уместно привести и еще один исторический факт, свидетельствующий об особом настрое православной молодежи на Кавказе. Известно, что до реформы 1867–1869 годов Духовная школа носила сугубо сословный характер. Поступать в Духовные училища и семинарии могли только дети священнослужителей, не имевшие при этом права поступления в гимназии и университеты. Указанная реформа сняла оба ограничения. Это привело, в частности, к тому, что в семидесятые годы XIX столетия не менее пятидесяти процентов поступивших в университеты России составили выпускники семинарий. В целом по стране количество воспитанников Духовных школ снизилось. В Ставрополе этот период, напротив, был отмечен ростом числа желающих поступить в семинарию. Тогда же было начато строительство нового семинарского комплекса на шестьсот учащихся.
       В 1896 году Духовная школа торжественно отметила пятидесятилетие. За полвека своего существования она действительно стала центром христианского просвещения на Юге России, воспитав множество достойных пастырей и служителей Церкви, учителей, наставников и других деятелей, послуживших отечеству как на гражданском, так и на военном поприще.

Выступление учащихся СтДС
в геронтологическом центре

       На рубеже XIX и XX веков именно на плечи сельского приходского священника легла забота о начальном образовании сельской детворы, и православное духовенство приложило много усилий, чтобы заложить прочный фундамент всеобщей грамотности. Из года в год число церковноприходских школ росло.
       В годы Первой мировой войны в помещениях семинарии был устроен эвакогоспиталь. Однако занятия продолжались до 1918 года, а окончательно Духовная школа была закрыта в 1920 году.
       Первая попытка возродить Ставропольскую Духовную семинарию была предпринята в 1925 году настоятелем Варваринской церкви в Ставрополе протоиереем Иоанникием Петровым. Он обратился с соответствующей программой к советским властям, но вместо разрешения попал под арест, а затем был сослан в Среднюю Азию.
       Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь страны, в том числе и в сферу церковно-государственных отношений. 12 апреля 1945 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть Богословско-пастырские курсы в восьми епархиях, в том числе и в Ставрополе.
       Прилегающее к Крестовоздвиженской церкви здание, в котором расположились Богословско-пастырские курсы, нуждалось в ремонте и пристройке дополнительных помещений. Благодаря твердости и настойчивости архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония (Романовского, † 1962) трудности по реставрации здания и организации учебного процесса удалось преодолеть, и 15 ноября 1946 года состоялось торжественное открытие Духовной семинарии.
       Но даже в эти годы, отмеченные улучшением церковно-государственных отношений, жизнь семинарии и семинаристов сопровождалась непрекращающимся внешним давлением. В первую очередь это давление испытывали на себе те, кто еще только собирался поступить в Духовную школу.
       Вот фрагмент «жалобы» Николая Носко, тщетно пытавшегося выйти из колхоза, чтобы поступить в семинарию. «Товарищ Бережной И. Я., как председатель колхоза, не принял от меня никаких документов, в присутствии посторонних лиц выгнал из кабинета, сопровождая это нецензурными словами, полными негодования и презрения к Святой Православной Церкви и ее последователям». В похожих ситуациях оказывались и студенты, уходившие в семинарию из института: они подвергались сильнейшему моральному давлению, специально назначались люди из партийных ячеек для «идеологической работы» с ними.
       Библиотека семинарии собиралась буквально по крупицам: свободно купить можно было только художественную литературу, а книги богословского содержания доставали из частных собраний. В 1948 году, когда семинарская библиотека еще только начала формироваться, уполномоченный Совета по делам религий дал указание изъять из нее и уничтожить книги и отдельные статьи из сборников, «не соответствующие по своему содержанию требованиям настоящего времени».
       Несмотря на все трудности, год за годом Духовная школа в Ставрополе крепла и развивалась, становясь все более заметным духовным центром. Однако эта тенденция не совпадала с изменившейся государственной политикой по отношению к Церкви. Конец пятидесятых годов двадцатого века был отмечен возвращением к методам антирелигиозной борьбы послереволюционных лет.
       «Письма трудящихся» с требованием закрыть семинарию следовали одно за другим, срочно была подготовлена брошюра «Святые тенета», очерняющая преподавателей и студентов семинарии. «Начался большой судебный процесс, – свидетельствует инспектор семинарии Д. П. Огицкий, – продолжавшийся целый месяц, над бывшим экономом и бывшим ректором... Процесс был заснят кинокамерой. Отец Михаил Рудецкий держался с достоинством, но повредил себе тем, что не “каялся” и в заключительной речи сказал все, что думал о процессе. Ему дали три года условно».
       Учебный комитет оказался перед фактом уже принятого гражданскими властями решения. Семинария была расформирована. Сорок семь студентов, не успевших ее окончить, были распределены в Саратовскую и Одесскую Духовные семинарии. Среди двадцати выпускников 1960 года был и Александр Завгородний, будущий архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний († 1989). В 1988 году, на торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси, архиепископ Антоний испросил у Святейшего Патриарха Пимена благословение на возрождение своей alma mater.
       В самое короткое время, к февралю 1989 года, было сделано все, чтобы Духовная школа вновь начала свою работу. В июне 1990 года Духовное училище было преобразовано в семинарию. В 1993 году состоялся первый выпуск возрожденной Духовной школы: семинарию окончили студенты, начинавшие свою учебу еще в Духовном училище. В том же году усилиями преподавателей при семинарии были организованы катехизаторские курсы для будущих преподавателей воскресных школ.
       Новейший период в истории Ставропольской Духовной семинарии заслуживает отдельного исследования, ибо восстановление Духовной школы пришлось на сложные годы реформ, перевернувших всю жизнь нашего общества. Начался поиск новых форм и методов организации духовного образования.

День здоровья в семинарии

       На сегодняшний день Ставропольская Духовная семинария представляет собой научно-богословский, учебный и исследовательский центр, готовящий священнослужителей, преподавателей, регентов церковных хоров и иконописцев. С 2003 года ректором семинарии является епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. По инициативе Владыки ректора к ведению курсов в Духовной школе привлекаются авторитетные светские преподаватели. Совместным проектом семинарии и Института дружбы народов Кавказа стало создание в этом вузе теологического факультета.

Работа одной из выпускниц
иконописного отделения СтДС

       Уже в годы учебы большинство семинаристов ведет большую просветительную и миссионерскую работу. Студенты СтДС преподают в школах и вузах основы православной культуры, организуют и проводят лекции и экскурсии по святым местам Ставрополя и епархии. Большое внимание уделяется социальному служению в детских приютах, наркологическом диспансере, учреждениях исполнения наказаний.

За богослужением в домовом храме
Института дружбы народов Кавказа
в Татьянин день

       Преподаватели и студенты Ставропольской Духовной семинарии принимают участие в выпуске теле- и радиопередач, посвященных проблемам духовной жизни современного общества. Продолжается традиция издательской деятельности. Начиная с 2005 года издательский центр семинарии начал публикацию книг из новой серии «Святыни Кавказа» (две из них посвящены истории Иоанно-Мариинского монастыря в Ставрополе). Издана монография выпускника СтДС Евгения Шишкина о жизни и деятельности митрополита Антония (Романовского).
       Сегодня, как и 160 лет назад, взоры православных верующих и тех, кто еще только ищет свой духовный путь, обращены прежде всего к пастырям, от которых ждут живого свидетельства о Боге, православной вере и спасении. Но такое свидетельство возможно только в том случае, если личный подвиг сочетается в служителе Христа с глубоким знанием Священного Писания, православного богословия и богослужения. Задачу подготовки именно таких пастырей выполняет на Юге России Ставропольская Духовная семинария.

Монастыри

       О том, что монастыри и монашество были распространены на Северном Кавказе в древний период его христианской истории, свидетельствуют хотя и скудные, но достоверные данные. После нашествия Тимура в конце XIV века церковная жизнь в регионе в большой степени оказалась разрушенной. Коснулось это и монашества. С возрождением же церковной жизни, начавшимся в XIX столетии, здесь вновь стали возникать монастыри. За столетие, предшествовавшее 1917 году, их было создано чуть больше десяти. В двадцатые годы прошлого века все были закрыты, многие разрушены.
       Сегодня в епархии действуют шесть монастырей. Старейший из них – Иоанно-Мариинский в Ставрополе. В 1847 году Преосвященный Иеремия (Соловьев), первый архиерей вновь образованной епархии, повелел открыть в трех верстах к северу от Ставрополя женскую общину – Иоанно-Мариинскую обитель. По его мысли, она должна была служить местом иноческого жития для вдов и круглых сирот из духовного звания, а также для страждущих тяжкими болезнями из других сословий.

Иоанно-Мариинский монастырь
в Ставрополе
Фото начала XX века

       Общество Ставрополя к устройству обители отнеслось благожелательно и приветствовало решение епархиального начальства. Оно помогало становлению нового монастыря не только деньгами, но и при строительстве двухэтажного каменного дома, где разместилась больница. Дом этот находился за оградой монастыря.
       В 1851 году епископ Иоанникий (Образцов, † 1880), сменивший Преосвященного Иеремию, ходатайствовал перед Святейшим Синодом об изменении статуса Иоанно-Мариинской общины на монастырский. Синод утвердил это ходатайство. В 1852– 1863 годах в обители произошло много перемен. Стараниями святителя Игнатия (Брянчанинова) пустынь стала второклассным монастырем, а настоятельница монахиня Серафима была возведена в сан игумении. Преосвященный Феофилакт, прибывший в епархию после святителя Игнатия, совершил первый постриг избранных сестер.
       Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов сестры изготовляли все необходимое для военных лазаретов и ухаживали за ранеными и больными воинами.

Монастырский пруд

Иоанно-Предтеченский собор

Игуменский корпус

На Иеремиевском источнике

       С самого начала существования в Иоанно-Мариинском монастыре был принят устав обителей Святой Горы Афон .
       К началу XX века Иоанно-Мариинский монастырь вошел в число крупнейших на Юге России (около тысячи монахинь и послушниц). В монастыре было пять храмов, школа для девочек, художественные мастерские. В 1921 году обитель была закрыта. На ее территории последовательно находились колония для беспризорников, дом отдыха, а с послевоенного времени – филиал психиатрической клиники. За прошедшие с тех пор годы многое было разрушено, оставшиеся строения находятся в ветхом состоянии. Однако долгое время руководство клиники отказывалось от обсуждения вопроса о возвращении монастыря Церкви. С 2004 года все же начался поэтапный процесс передачи зданий и территории монастыря епархии.

Серафимовская церковь

Больничная церковь

       В настоящее время в монастыре подвизаются восемь монахинь. Сестры окормляются в расположенном в непосредственной близости от монастыря (на старом монастырском источнике) храме преподобного Серафима Саровского, одновременно ведутся работы по восстановлению одного из сохранившихся монастырских храмов.
       В обители возрождаются и традиции просвещения: здесь организовали бесплатные занятия по английскому языку. Сначала пригласили только окрестную детвору, а на сегодняшний день занятия посещают уже более шестидесяти школьников из разных районов Ставрополя.
       Если Иоанно-Мариинский монастырь – это одна из старейших иноческих обителей епархии, то Георгиевский монастырь в Предгорном районе Ставропольского края учрежден совсем недавно – решение о его открытии было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви весной 2006 года.

Георгиевский женский монастырь

       Монастырь создается на середине дороги между Ессентуками и Кисловодском, на уединенном холме. Уже построен храм во имя святого великомученика и Победоносца Георгия и сестринский корпус. Сестры во главе с настоятельницей монахиней Варварой (Шурыгиной) готовы взять на себя заботу о детях, лишенных родительского попечения. В обители предусмотрены жилые и учебные помещения для двадцати воспитанниц. Касаясь планов создания при монастыре приюта, епископ Феофан всегда подчеркивает, что не ставится задача непременно сделать из воспитанниц монахинь. «Наша задача помочь им преодолеть житейские трудности, вырасти достойными людьми, обладающими твердыми нравственными устоями», – говорит Владыка.

Поминайте наставников ваших...

       Святость, безусловно, не зависит от хронологии или географии. И тем не менее мы всегда по-особому ощущаем свою связь с теми угодниками Божиими, которые подвизались в родных для нас местах. Поэтому на Северном Кавказе сугубо почитают святителя Игнатия (Брянчанинова) и священномученика Иоанна Восторгова.
       Известно, что в 1857 году архимандрит Игнатий (Брянчанинов) был посвящен во епископа Кавказского и Черноморского. Хиротония была совершена 27 октября 1857 года в Казанском соборе в Петербурге.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

       Будущий архипастырь никогда не стремился к епископскому сану. Не об архиерейском жезле, а о простом посохе пустынножителя были его непрестанные мечты. В речи при наречении во епископа он сказал: «Во дни юности своей я стремился в глубокие пустыни, но я вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом, – вот высота, к которой привлекались мои взоры».
       4 января 1858 года епископ Игнатий приехал в город Ставрополь и вступил в управление епархией. Недавно открытая Кавказская епархия была весьма неустроенна. Население отличалось неспокойным, воинственным характером; поэтому первое слово святителя Игнатия, обращенное к ставропольской пастве, было словом мира: «Мир граду сему!..»
       Недолго – менее четырех лет управлял Преосвященный Игнатий Кавказской епархией. За это время он посетил многие приходы своей обширной епархии, привел в порядок органы епархиального управления, добился повышения окладов духовенству, ввел торжественное богослужение, создал прекрасный архиерейский хор, построил архиерейский дом, перевел семинарию в новые, лучшие здания и внимательно следил за ее внутренней жизнью. Кроме того, он неустанно проповедовал. В отношении к духовенству и прихожанам Владыка Игнатий был истинным миротворцем: строгий к себе, он был снисходителен к немощам ближних.
       Протоиерей Иоанн Восторгов стал известен в начале XX столетия всей России как мыслитель и публицист. Интересен опыт отца Иоанна и как миссионера, и как общественного деятеля, принимавшего участие в переселенческом движении крестьянства из центральных губерний в Сибирь и на Дальний Восток. Его имя связано с деятельностью Союза русского народа и установлением контактов с несторианской общиной Персии.

Протоиерей Иоанн Восторгов

       Иоанн Иоаннович Восторгов родился в семье священника Иоанна Александровича Восторгова и супруги его, Татьяны Ксенофонтовны, 30 января 1867 года, в станице Кавказской Кубанской области. Вскоре семья переехала в станицу Новоалександровскую (ныне город Новоалександровск Ставропольского края).
       Мы имеем возможность познакомиться с детскими впечатлениями будущего пастыря по проповедям священномученика, обращенным к прихожанам Михаило-Архангельской церкви в станице Новоалександровской, которую он навещал много лет подряд каждый год.
       «Если бы я не сохранял постоянной связи с этой родиной своею, если бы не следил за нею во все последние тридцать пять лет (слово сказано в 1908 году. – Прим. авт.), если бы не наезжал сюда по временам для молитвы, поучения и взаимного собеседования, если бы не знал, что вы часто ждете и зовете к себе в храм и на молитву меня как своего близкого и «станичника», то действительно, слово мое ныне было бы связано. Но не раз и не два здесь мы молитвою соутешались, и не раз мы здесь возглашали и изъясняли вечное слово Божие...
       Когда на родине, у родных могил, в особом чувстве близости к умершим, среди живых людей, которых помнишь и знаешь от первых лет детства и которые тебя знают ребенком, приходится совершать Божественную службу, – невольно чувствуешь особый трепет и особое умиление сердца... Стою я сейчас пред вами в этой, сравнительно с прошлым, превознесенности моего сана, в этом благолепии священных облачений и смиряюсь пред Божиим Промыслом, что вывел меня из этой, когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, царю и родному русскому народу... Стою здесь пред вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа, среди живых в то время воспоминаний о бранных тревогах Кавказской войны и рассказов о геройской борьбе с горцами и черкесами, заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, царю и нашему русскому царству – те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика; не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели. Еще многие из тех, в среде которых протекли эти дни моего детства, живы, “нецыи же и почиша”... Тридцать пять лет назад в ограде этого храма, в той же, что и ныне, сторожке я впервые увидел уроки обучения. Смиренный учитель сам не блистал знаниями мирскими; похороненный здесь в ограде церковной, покоится раб Божий Иван Владимирович Фроловский в могиле, уже многими позабытый. Но не обладая высокими знаниями, он горел тихим светом веры и благочестия пред людьми и пред Богом, и этот свет он вливал в души тех детей, которых к нему приводили».
       Таково было детство отца Иоанна, обстановка и люди, его окружавшие. По смерти главы семейства для семьи наступили трудные времена. Тридцатилетняя вдова Татьяна Ксенофонтовна Восторгова осталась одна с четырьмя малолетними детьми. Никакого недвижимого имущества Восторговы не имели. Жили на доброхотные даяния станичников и на пенсию из епархиальных сумм, размер которой составлял по десять рублей на ребенка в год. Большим подспорьем было то, что Иван и Николай обучались по смерти отца в Ставропольском Духовном училище и Ставропольской Духовной семинарии на казенном коште.
       На основании ведомостей, сохранившихся почти за все годы обучения Ивана Восторгова в Кавказской Духовной семинарии в Ставрополе (1881–1887), можно сделать вывод о том, что это был весьма прилежный ученик.
       20 августа 1889 года двадцатидвухлетний священник Иоанн Восторгов совершил первое служение в приходе поселка Кирпильского Екатеринодарского отдела Кубанской области. Вот выдержка из его проповеди при первом служении: «Страшно мне в эти минуты совершать первое у вас служение, страшно мне, молодому, совсем еще юному, стоять сейчас пред вами в этих священных одеждах. Вот пред собой я вижу людей, убеленных сединами; вот стоят старики, увешанные знаками боевой службы, – знаками отличий от царя нашего; вот стоят и те, которые бывали в плену у горцев, вынесли великую тяготу беспрерывной войны; вот старые опытные хозяева, отцы больших семейств, заправляющие большими домами, со многими слугами и работниками... Но совершается воля Божия. И рождением, и воспитанием, и призванием церковной власти, и желанием моего сердца пришел я на эту высоту и тяготу священства и готов повторить пред призывающим Богом то, что говорят при этом высшие священноначальники: благодарю, приемлю, ничесоже вопреки глаголю... Тяжесть пастырства увеличивается особыми обстоятельствами. Среди вас есть и раскольники – в большем числе, чем вы; священника в этом поселке доселе не было, и это в продолжение целых ста лет! Сколько у вас колеблющихся! Как не привыкли многие из вас к храму и пастырю! Приход новый, и все надо заводить вновь: храм, школу, все порядки церковные. Знаю, многим это будет не нравиться, многие будут на меня гневаться за пастырские напоминания и требования, станут бранить в глаза и за глаза. Что делать священнику, когда он пред вами стоит беззащитный? Будут меня оскорблять и раскольники – где найти мне защиту? Преклоняю я главу мою пред Богом, чувствую тяготу служения, у Бога прошу помощи и защиты, а после Бога – у вас, мои дорогие пасомые и отныне – дети духовные».
       В 1890 году состоялся перевод священника Иоанна Восторгова законоучителем в Ставропольскую мужскую гимназию. С первых же дней в гимназии круг обязанностей отца Иоанна оказался шире преподавания двенадцати уроков Закона Божия в неделю в младших классах. Он был избран секретарем Совета гимназии на три года, наставником 3-го класса I отделения, а кроме того, ему были поручены уроки русского языка. На него же легло совершение служб в Михаило-Архангельской домовой церкви гимназии.

Вечер памяти отца Иоанна Восторгова
в СтДС

       «Последний раз я молился сегодня с вами, братья и дети, в этом святом храме, в той семейной обстановке, в которой мы сходились сюда каждый праздник более четырех лет сряду, – обратился священник к своим подопечным. – Четыре года – время само по себе небольшое, но эти годы и в вашей, и в моей жизни падают на то время, которое остается навсегда памятным: для вас это было время беззаботного детства, светлого отрочества, расцветающей юности; для меня это были первые годы мужества, почти первые шаги общественной деятельности... Памятны будут мне те минуты внимания, которым вы отвечали на мое проповедное слово, когда я сам чувствовал, что оно дошло до сердца. Отрадою наполнялось все существо мое, когда, посещая пансион, иногда в поздний послеполуночный час, я видел пред иконою, в сумраке лампады, склоненных в молитве детей»...
       В 1918 году настоятель храма Василия Блаженного (Покровского собора) в Москве протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян без суда и следствия.

Из века в век

       По сравнению с многими другими епархиями Русской Православной Церкви Ставропольская епархия еще молода – ей чуть более полутора столетий. Однако епархиальная история выглядит достаточно насыщенной: и потому, что этот исторический период – один из наиболее сложных в отечественной истории, и потому, что географическое положение епархии тоже весьма непростое. Испокон века православные живут здесь бок о бок с мусульманами, на этой земле соседствует множество этносов и культур.
       Новейшая история Православия на Северном Кавказе знает и горести, и радости. Для всех нас тяжелым испытанием стали события в Беслане. Общеепархиальным проектом стало создание при Богоявленском монастыре в Алагирском ущелье реабилитационного центра для детей, пострадавших от теракта.

Панихида по жертвам теракта в Беслане
2007 год


Траурные мероприятия в Беслане
2007 год

       Среди важных событий современной церковной жизни на Юге России надо отметить принесение сюда десницы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, совершившееся в июне 2006 года. В аэропорту Минеральные Воды святыню встретил епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан вместе со священнослужителями епархии. Приняв святые мощи, Владыка Феофан направился в Северную Осетию – Аланию.

Духовенство Ставропольской епархии

       После встречи в аэропорту Беслана святые мощи были перевезены на мемориальное кладбище жертв бесланской трагедии. Затем ковчег с десницей Иоанна Крестителя последовал во Владикавказ. В течение нескольких часов пребывания во Владикавказе святыне поклонились более двадцати тысяч человек. Среди приходящих к деснице были и мусульмане – перед входом в храм они разувались и затем прикладывались к святыне.
       После прощания со святыми мощами самолет с десницей Предтечи Господня взял курс на Ставрополь. Верующие из столицы края и близлежащих районов, а также из Краснодарского края и Карачаево-Черкесской Республики стали собираться к собору святого апостола Андрея Первозванного еще засветло. Вскоре паломники заполнили не только соборный двор, но и соседнюю улицу на протяжении нескольких кварталов. Порядок поддерживали казаки Терского казачьего войска.

Во время принесения честной десницы
святого Пророка, Предтечи и Крестителя
Господня Иоанна в Ставрополь

       Епископ Феофан обратился к верующим с кратким словом, посвященным значению совершавшегося события. После коленопреклонной молитвы святые мощи были установлены в храме, и к ним был открыт доступ. Для удобства паломников мэрия Ставрополя продлила движение общественного транспорта на всю ночь. Общее количество верующих, поклонившихся святыне в Осетии и Ставрополе, составило более восьмидесяти тысяч человек.


Святые мощи в Андреевском
кафедральном соборе Ставрополя

       Из ставропольского Андреевского собора святые мощи были перевезены в Покровский собор города Минеральные Воды, который посетили десятки тысяч православных верующих, прибывших из близлежащих приходов Ставропольского края, а также Краснодарского края, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии.
       Как и Георгиевский и Андреевский соборы во Владикавказе и Ставрополе, Покровский собор в Минеральных Водах был постоянно открыт во время нахождения в храме десницы Предтечи Господня, чтобы дать возможность прикоснуться к святыне всем желающим. Людям приходилось ждать по несколько часов, однако они не роптали. В полдень, после прощания со святыней, ковчег с десницей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был доставлен епископом Феофаном на летное поле. У трапа самолета был совершен молебен, и спецрейс взял курс на Ростов-на-Дону.
       Эти дни показали, что православная вера была, есть и будет основой жизни многих людей, живущих на Северном Кавказе.

Архимандрит Роман (Лукин),
проректор Ставропольской Духовной семинарии

       * Маныч – водная система на юге европейской части России, которая состоит из озер, лиманов, рек и акваторий водохранилищ в пределах Кумо-Манычской впадины.