ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2007

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Принесение в Москву чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая

       Самый центр первопрестольного града Москвы – Красную площадь украшает выдающийся памятник русской храмовой архитектуры, который именуется ныне храмом Василия Блаженного. Это самый известный храм, освященный святителем Макарием, митрополитом Московским († 1563). Главный его престол посвящен празднику Покрова Божией Матери. Храм был создан в честь покорения Казани в 1552 году.
       В начале 1555 года на Соборе Русской Церкви была учреждена новая, Казанская епархия. Вскоре состоялась хиротония первого Казанского архиепископа – святителя Гурия († 1563), а в мае последовали его проводы к месту архипастырского служения. 29 июня 1555 года, в день памяти апостолов Петра и Павла, в Москву из Вятки был принесен чудотворный Великорецкий образ Святителя и Чудотворца Николая1. Встреча образу была устроена высокоторжественная: у Николо-Угрешского монастыря ее встречал брат царя Юрий Васильевич, у Симонова монастыря – сам царь Иоанн Грозный; у Яузского моста – духовенство с крестным ходом, «а митрополит встретил, вышедши из града Китая, против Всех святых на Кулишке со кресты же»2.

Закладка собора Покрова на рву
Миниатюра из Лицевого летописного свода

       Великорецкий образ был торжественно внесен в Кремль и установлен в Успенском соборе «против митрополича места»3. Затем «обнавлял образ Николы чюдотворца сам Макарей митрополит, бе бо иконному писанию навычен, а с ним Андрей протопоп Благовещенской со многым желанием и верою, постом и молитвою»4. Таким образом, за время пребывания чудотворного образа в Москве митрополит Макарий «поновил» обветшавшую от времени и перенесенного пожара икону Святителя Николая.
       В то время, когда в Москву был принесен чудотворный образ, там был заложен храм-памятник «казанского взятия»5. Царь Иоанн Грозный повелел «поставити церковь древяну святаго чюдотворца Николы Вятцкого и с его образа таков же образ написати и новонаписанный образ святаго чюдотворца Николы поставити в новопоставленом храме у Покрова Святей Богородицы надо рвом»6. Освящение этого, очевидно, деревянного храма митрополит Макарий совершил 29 июля 1555 года. В следующем году, 3 августа, образ Святителя Николая был доставлен обратно в Вятку7. А на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1559 году были «священны церкви приделы в Новом городе у Фроловского мосту, которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятье, в которые дни Божия помочь и победа была православному царю над бусурманы»8.
       В Степенной книге говорится о том, что творение русских мастеров «поставлено бысть премудро и дивно разныя церкви на едином основании... на возвышение чюдес Божиих о взятии Казаньскаго царствия и Астараханьскаго царствия»9. Среди освященных каменных храмов-приделов в летописи назван и южный придел во имя Святителя Николая (Николы Великорецкого). Главный престол был освящен 29 июня 1561 года, о чем свидетельствует надпись, открытая в верхнем ярусе храма10. Ставя вопрос о том, по чьему замыслу был воздвигнут собор Покрова на рву, выдающийся историк архитектуры Н. И. Брунов пишет: «Первое имя, которое приходит в голову, это имя главы Церкви – митрополита Макария»11.
       Четыре придела храма-памятника посвящены праздникам, в дни которых были одержаны победы во время взятия Казани. Никольский придел, необходимый архитектурно-композиционно, получил посвящение уже после закладки собора. «И первое основание сам царь касается своима рукама. И разсмотриша мастеры, что лишней престол обретеся, и сказаша царю. И царь и Митрополит, и весь сунклит царьской во удивление прииде о том, что обретеся лишний престол. И поволи царь ту быти престолу Николину: “И изволи де Бог, и полюби то место Никола, а у меня да не бысть в помышлении того”»12. Пребывание в Москве чудотворного образа Святителя Николая, известного только в Вятке, в конечном итоге способствовало распространению почитания святого на Руси. Впоследствии списки с этой иконы стали появляться в различных областях Московской Руси13.
       Принесение в Москву Великорецкого образа Святителя Николая нашло отражение в гимнографии. «Для торжественной встречи образа в Москве был написан тропарь»14. В кондаке принесению образа говорится: «...честный сей образ твой честно почитаем, и любезно целуем, и яко велие таковое дарование нам от Христа Бога даровася, паче бо сапфира и топазия, принесеся к нам от места, рекомаго Вятка, в царский град, на исцеление всем приходящим к нему с верою»15. Гимнографические тексты были составлены, очевидно, в Москве по благословению святителя Макария книжником из его окружения.

Встреча митрополитом Макарием
Великорецкого образа Святителя Николая

       В Никольском приделе храма-памятника первоначальный храмовый образ в иконостасе был написан «митрополитом Макарием в меру чудотворного образа Николы Великорецкого», который «сгорел во время пожара 1737 года, а новый был создан только в 1786 году»16.
       Конусные верхние части стен придела покрыты росписью. «Судя по реставрационным исследованиям, стены придела были расписаны в конце XVIII века, хотя сведений об этом в сохранившихся документах нет. Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия. Она представляет собой подробную иллюстрацию рассказа Никоновской летописи о принесении образа Николы Великорецкого в Москву. Выдержки из летописи украшают нижнюю часть восьмерика»17. В 2007 году в Никольском приделе были проведены реставрационные работы.
       Встреча митрополитом Макарием чудотворного образа у «Всех святых на Кулишке со кресты» изображена в Никольском приделе на северо-западной грани храмового восьмерика. Стилистически роспись соответствует поздним традициям масляных храмовых росписей XIX века. Митрополит изображен справа: он в мантии, епитрахили и белом клобуке, а слева находится священник, держащий икону Святителя Николая, иконографически восходящий к Зарайскому образу. Внизу помещена подпись: «Митрополит Макарий встреша образ Николы Великорецкого у Фроловских ворот и поставиша в соборной церкви и много исцеления быша по вся дни».
       О принесении в Москву Великорецкого образа говорится в летописях, в Степенной книге, а также в житии митрополита Ионы18. Позднее неизвестный книжник сделал выписку из жития святителя Ионы, предпослав ей заголовок «Сказание о святей чудотворней Великорецкой иконе святаго чюдотворца Николы apxиeпископа о чудесех от образов святаго Ионы Митрополита и преподобнаго отца Александра Свирскаго чюд[отворца]», а в конце приписал «и благочинием. Слава Богу. Аминь». Этот текст был опубликован в конце XIX века священником Иоанном Кузнецовым, служившим в Покровском соборе19.
       Принесение в Москву Великорецкого образа святителя Николая свидетельствует об особом почитании этого святого на Руси. Данное событие нашло отражение в памятниках гимнографии, иконографии, летописях, житиях. Росписи Никольского придела храма Василия Блаженного в Москве хранят также образ «чюдного», по отзывам современников, святителя Макария, просветителя Земли Русской.

Архимандрит Макарий (Веретенников)

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 О чудотворном образе была составлена повесть, о редакциях которой см.: Романова А. А. Рукописная традиция «Повести о Великорецкой иконе Чудотворца Николая» // Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. С. 37–41.
       2 ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1.С. 254. Миниатюру из Лицевого летописного свода, на которой изображена встреча в Москве митрополитом Макарием чудотворного образа, и ее описание см.: Серебрякова Е. И. Цикл миниатюр Лицевого летописного свода о принесении в Москву чудотворной иконы Святителя Николы//Правило веры и образ кротости... Образ святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 463–464.
       3 ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 254. Однако в Постниковском летописце говорится, что чудотворный образ был поставлен «против места царьского, идеже и ныне стоит» (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 189).
       4 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 254.
       5 Васильев А. К 400-летию закладки собора «Покрова на рву» // ЖМП. 1955. № 10. С. 54–58.
       6 Там же. С. 255.
       7 Там же. С. 273.
       8 Там же. С. 320. В конце данного летописного освящения отмечено, что «болшая церковь средняя Покров того году не совершена».
       9 ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 674.
       10 Баталов А. Л., Успенская Л. С. Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного). М., 2004. С. 19; Яковлев И. О дате окончания строительства Покровского собора // Ежегодник Государственного Исторического музея. 1961. М., 1962. С. 115–118. Н. И. Брунов отмечает: «Наружная часть средней башни Покровского собора похожа на царское место – балдахин-сень Ивана Грозного в Московском Успенском соборе, сделанное в 1551 году» (Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. М., 1988. С. 93. См. также: Соколова И. М. Трон царя Ивана Грозного в Успенском соборе. М., 2006. С. 64).
       11 Брунов Н. И. Указ. соч. С. 237.
       12 ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 189. См. также: Усачев А. С. Житие митрополита Ионы третьей редакции // Вестник церковной истории. М., 2007. № 2 (6). С. 56; Кузнецов И., священник. О построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора (Новые летописные данные) // ЧОИДР. М., 1896. Кн. 1. Смесь. С. 11.
       13 Например, шитая пелена Святителя Николая (Великорецкий образ) XVII века и икона XVI века в собрании храма Покрова на рву, что на Красной площади. См.: Успенская Л. С. Святыни Покровского собора (храма святого Василия Блаженного). М., 2004. С. 42–43, 56. См. также: Митрополит Макарий – почитатель Святителя и Чудотворца Николая // Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 256; Нечаева Т. Н. Иконография Великорецкого образа Святителя Николая Чудотворца в русской иконописи XVI века // Правило веры и образ кротости... С. 439–455; Дудин А., священник. Списки Великорецкой иконы святителя Николая. Проблемы составления каталога // Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. С. 104–110; Белов С. П. Икона «Никола Великорецкий» на выставке «Образ Святителя Николая Чудотворца в живописи, рукописной и старопечатной книге, графике, мелкой пластике, деревянной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве XIII–XXI веков» // Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. С. 172–175.
       14 Черкасова С. А. Русская гимнография Святителю Николаю: проблемы ее изучения // Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. С. 358. Как отмечает исследовательница, служба «самому празднику явления Великорецкой иконы была составлена в Вятке, всего вероятнее, после возвращения образа. Об этом свидетельствуют тексты службы. Из них узнаем мы и о святительском благословении на создание службы. Возможно, оно было дано самим митрополитом Макарием – глубоким почитателем Святителя Николая» (Там же. С. 358–359).
       15 Черкасова С. А. Великорецкий образ Святителя Николая и русская гимнография // Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. С. 74.
       16 Баталов А. Л., Успенская Л. С. Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного). С. 78.
       17 Там же.
       18 Усачев А. С. Житие Митрополита Ионы третьей редакции // Вестник церковной истории. М., 2007. № 2(6). С. 54–57.
       19 Кузнецов И., священник. Еще новые летописные данные о построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора // ЧОИДР. М., 1896. Кн. 2. Смесь. С. 24–27. Описание рукописи см.: Востоков А. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 524–527; Калиганов И. И. Заметки о русской проложной редакции жития Георгия Нового // Старобългаристика. София, 1979. №1. С. 48–49; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 353–354.