ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Мурманская епархия: труды и достижения

       На старинной карте Руси, изданной в Антверпене в 1557 году, северная часть Евразийского материка, а точнее, современный Кольский полуостров и большая часть Скандинавии, обозначена единым названием Lappia – Лапландия. Многие столетия для всего мира этот северный край оставался практически закрытой книгой, в которую так хотелось заглянуть.
       Средневековые географы долгое время считали, что суровый и труднодоступный Север Европы населен народами-монстрами: одноглазыми, многорукими, впадающими в спячку, как медведи. Вот что говорится о древних саамах и вепсах в соловецком «Саде спасения», написанном в XVI веке: «Древле быша сии вышеречения родове (лопари) яко зверие дивие, живуще в пустынях непроходимых, в разселинах каменных, неимущие ни храма, ни иного, потребнаго к жительству человеческому, но только животными питахуся, зверьми и птицами, морскими рыбами, одежда же кожа оленей тем бяша. Отсюда Бога истиннаго, единаго и от Него посланнаго Иисуса Христа ни знати, ни разумети хотяху, но им же когда чрево насытить, тогда оно и Бога си поставляше, и аще иногда камнем зверя убьет – камень почитает, и аще палицею поразит ловимое – палицу боготворит, еже и ныне в сомоедах зловерие закаменелое обретается, еще и в лопарях отчасти»1.
       Лапландия – земля студеная, с промозглым пронизывающим осенним ветром, зимними снежными бурями, сугробами до пояса, а то и в рост человека, с затяжной весной и коротким комариным летом. Русский писатель М. М. Пришвин, побывавший в Лапландии в 1907 году, сравнивал кольское лето с дантовым адом: «Комары теперь не поют, как обыкновенно, предательски жалобно, а воют, как легионы злых духов... Мы бежим, преследуемые диаволами дантова ада»2.


       Лапландия – край мрачных скал, омываемых ледяным морем, с крикливыми базарами чаек и гаг, край лохматых ельников и морошковых болот. Это край суровый и нежный, край черной полярной ночи и белого летнего дня. Для пришлых людей Лапландия – дантов ад, для коренных жителей – это колыбель, мать, отчий дом, где каждая былинка словно родная.


КРЕЩЕНИЕ СААМОВ

       Обратимся к истории появления Православия на Кольском полуострове. Эта история связана с именем преподобного Трифона Печенгского, который до сих пор почитается саамами и лопарями. Он родился в Торжке, в семье священника, в 1485 году, в миру носил имя Митрофан. Однажды, услышав голос Свыше, преподобный направился в полуночные земли к язычникам лопарям, чтобы просвещать их и крестить в православную веру. В 1532–1533 годах на берегу реки Печенги он построил церковь Святой Троицы и основал монастырь, а на левом берегу реки Паз – Борисоглебскую церковь. Преподобный Трифон умер 15 декабря 1583 года в возрасте 98 лет.

Собор Кольских святых

Крест преподобного Варлаама Керетского
в Благовещенской церкви в городе Коле

       В 1589 году шведы разрушили древний Печенгский монастырь. Затем по указу царя Феодора Иоанновича обитель перенесли за реку Колу – «против острога на острову». На месте разрушенного монастыря построили церковь во имя преподобного Трифона, «страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца», а над могилой святого – храм Сретения Господня. В 1764 году монастырь был закрыт, а в 1885 году восстановлен «для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения Православия среди лопарей».
       Большой вклад в дело просвещения саамов внес и монах Соловецкого монастыря преподобный Феодорит Кольский. В Софийской летописи за 1526 год говорится о том, что он успешно проповедовал среди язычников лопарей и построил на берегу реки Нивы, в Кандалакше, первый православный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1548 году на другом берегу реки преподобный основал мужской Богородице-Рождественский (Кокуев) монастырь и стал его настоятелем. Долгие годы эта обитель была центром просветительной и хозяйственной жизни Кандалакшского края.
       В «Соловецком патерике» говорится, что преподобный Феодорит принял на себя апостольский подвиг, отправившись «на устье Колы, в землю диких лопарей». С их языком он успел познакомиться в Соловецком монастыре, где, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, среди монахов было много инородцев3. Образованный человек, замечательный проповедник, он нес свет и добро «темным язычникам Севера».
       Прожив много лет с саамами и обратив их в православную веру, преподобный Феодорит построил монастырь в устье реки Колы с храмом во имя Святой Троицы. Он «перевел некоторыя славянския молитвы на язык лопарей и обучил их истинам веры... Двадцать лет Феодорит трудился в этом самом деле... Между лопарями он оставил две тысячи крещеных»4.
       За свою долгую, девяностолетнюю жизнь преподобный Феодорит Кольский сумел не только потрудиться на ниве пустынножительства и просветительства, но и принять активное участие в ряде важнейших событий в истории Русской Церкви и становлении государственности на Руси XVI века. После своего отъезда с Кольской земли преподобный Феодорит был назначен в Суздаль архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря, одной из самых крупных и почитаемых обителей того времени. По поручению Иоанна Грозного он ездил к Константинопольскому Патриарху с важной миссией – для получения благословенной грамоты на царский титул (1557). За успешное выполнение поручения царь предложил ему высокую духовную должность, от которой преподобный Феодорит отказался, пожелав уйти на «покой и безмолвие». Присланные царем богатые одежды он продал, а деньги раздал нищим. Преподобный поселился в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, откуда еще дважды ездил в Лапландию посетить своих духовных детей. Жизнь свою преподобный Феодорит окончил в Соловецком монастыре 17 августа 1571 года.
       30 августа 1996 года, в день 425-летия со дня кончины преподобного Феодорита, в городе Коле был установлен и освящен памятный поклонный крест, а в 2002 году в Благовещенском храме состоялось прославление архимандрита Феодорита Кольского, просветителя лопарей, как местночтимого святого. С 2006 года в Кандалакше проходят Феодоритовские чтения.

Епископ Мурманский и Мончегорский Симон

       Уже в наше время в Коле была построена церковь во имя преподобного Варлаама Керетского. Он родился в селе Керети на Поморье и после возведения в священный сан был направлен служить в кольский храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Однажды Варлаама попутал бес, и он в порыве ревности к норвежцу Олафу убил свою жену. Осознав содеянное, он обрек себя на тяжкий труд – плавать с мертвым телом «по морской пучине... дондеже оно тлению предастся». Во время плавания молил Бога о прощении, сильно страдая, слезы лил, и Господь, видя его искреннее раскаяние, даровал благодать. По молитве преподобного Варлаама в непроходимых прежде местах возле Святого Носа исчез древоточивый морской червь, из-за которого тонули суда. После этого преподобный Варлаам был пострижен в монашество и удалился в «пустыню» близ родной Керети. В «Повести о Варлааме Керетском» записано, что он много помогал людям – больным и попавшим в беду.

Утренний Мурманск

       В Благовещенской церкви в Коле хранится старинный крест преподобного Варлаама Керетского, а неподалеку находится небольшая церковь во имя этого святого.
       В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в день памяти преподобного Трифона Печенгского, 28 декабря, было установлено празднование в честь Собора Кольских святых. Их молитвенное предстательство за жителей Кольской земли сегодня важно как никогда. Ведь Север в последние годы претерпел настоящее духовное нашествие со стороны различных иностранных миссионеров. Ко дню празднования Собора Кольских святых петербургскими иконописцами была написана икона, ставшая для жителей Кольской земли одной из почитаемых святынь.


СОЗДАНИЕ ЕПАРХИИ

       27 декабря 1995 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Кольском полуострове была учреждена Мурманская и Мончегорская епархия, а ее управляющим был назначен епископ Симон (Гетя).
       На момент прибытия Владыки Симона в Мурманскую епархию здесь действовал всего 21 храм, а клир насчитывал 33 священнослужителя. Все Епархиальное управление тогда состояло из него одного и помещалось в небольшой квартире на втором этаже здания, принадлежавшего Свято-Никольскому собору. Портативная пишущая машинка, скудная казенная мебель да телефон. Здесь Владыка Симон живет и работает до сих пор. Правда, Епархиальное управление немного расширилось. На смену старой пишущей машинке пришли современные компьютеры, обновилась мебель. Но самое важное, Господь послал в помощники добрых, хороших людей. Со многими и доныне теперь уже архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон трудится вместе на благо Матери-Церкви.

На ежегодной Епархиальной конференции
духовенства и военнослужащих. Октябрь 2007 года

Свято-Никольский кафедральный собор в Мурманске

       В 1997 году Мурманскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Помолиться вместе со Святейшим Владыкой собрались верующие и духовенство со всей епархии. Его Святейшество совершил богослужения в Никольском кафедральном соборе Мурманска, освятил новопостроенный Вознесенский собор в Мончегорске, встретился с военными летчиками, пограничниками и моряками, несущими на северных границах России свою нелегкую службу. Духовная радость народа Божия, увидевшего во встрече со своим Предстоятелем знак возрождения Кольской земли как православного края, на долгие годы вперед стала основой строительства здесь церковной жизни.

Росписи Свято-Никольского
кафедрального собора в Мурманске

       Сегодня в епархии насчитывается 68 церквей, 33 часовни и два монастыря – Трифонов Печенгский мужской и Хибиногорский женский.

Трифонов Печенгский мужской монастырь. 2003 год

       В 2002 году в епархии была создана паломническая служба «Под сенью Трифона», и уже не одна тысяча верующих посетила Трифонов Печенгский монастырь. С 2006 года отдел образования и катехизации епархии под руководством кандидата исторических наук А. И. Тучкова ежегодно проводит Трифоновские чтения, на которых работают богословская, педагогическая, историко-краеведческая, филологическая секции.
       Конец 2007 года оказался для Трифонова Печенгского монастыря трагическим: в обители случился сильный пожар. Он был далеко не первым в ее истории. Так, в далеком 1589 году на обитель напал вооруженный шведский отряд, разоривший ее и проливший кровь 116 насельников (среди которых были преподобномученики игумен Гурий, иеромонах Иона, инок Герман). В те далекие годы монастырь выгорел почти полностью, но затем вновь возродился из пепла.
       По милости Божией в прошлом году пожар, вспыхнувший в хозяйственной пристройке храма Рождества Христова, обошелся без человеческих жертв. Наместник, насельники и верующие, участвовавшие в богослужении, вовремя успели вынести в безопасное место храмовые святыни и ценности, не спасли только библиотечные книги. Но, несмотря на декабрьскую трагедию, богослужение было возобновлено в расположенном у дороги монастырском деревянном здании, где предполагалось устроить столовую для паломников. Таким образом, ни братия обители, ни паломники не остались без духовного окормления.
       Сегодня в Мурманске строится деревянный архитектурный ансамбль подворья Трифонова Печенгского монастыря с храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». На каменистом холме в окружении серых зданий, столь характерных для Мурманска, скоро появится уголок старины, где все строения возводятся по древним технологиям. Координирующий строительство иеромонах Геронтий (Чудневич) говорит, что никаких особых проектов для этого строительства не делалось – все приходит Свыше, все идет от Бога.

Святейший Патриарх Алексий на атомном крейсере
«Адмирал Нахимов» Североморск, 1997 год

Во время визита Святейшего Патриарха Алексия
в Мурманск. 1997 год

       Храм во имя преподобного Трифона Печенгского есть и в городе Киркинесе в Норвегии, его приход окормляет настоятель Свято-Никольского кафедрального собора в Мурманске протоиерей Геннадий Буздуган. Приход помогает нуждающимся прихожанам, оказывает гуманитарную помощь морякам, поддерживает контакты с православной церковью во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Осло.
       Мурманской епархии чуть более десяти лет, это начальный период ее жизни. В области есть населенные пункты, где совсем нет храмов, в больших городах – часто только один храм; есть храмы, где еще нет священников. Духовенство епархии совсем молодое, а значит, недостаточно опытное. Но православная жизнь на Кольском Севере активно развивается и это самое главное. Путь становления никогда не бывает простым, и архиепископ Мурманский и Мончегорский надеется, что с Божией помощью все трудности будут преодолены.

УШАКОВСКИЙ ХОД ПОД АНДРЕЕВСКИМ ФЛАГОМ

       В январе 2006 года мурманские писатели обратились к архиепископу Мурманскому и Мончегорскому Симону за поддержкой в организации Славянского хода, одной из задач которого виделось объединение творческой и православной интеллигенции края. Владыка Симон благосклонно отнесся к этой идее и на первой же встрече с писателями в епархии обещал свою помощь. От его имени были направлены обращения к архипастырям тех епархий, по территории которых должны были пройти участники хода, с просьбой о поддержке.
       В первый день Светлой седмицы, 24 апреля 2006 года, Славянский ход стартовал под девизами: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» и «Писатели Русского Севера – возрожденному празднику славянской письменности и культуры». Во время многочисленных встреч участники хода – писатели, поэты, преподаватели литературы, ученые, журналисты, студенты высших учебных заведений, священник и руководитель паломнического отдела епархии делились своим опытом и перенимали опыт других.

Ушаковский ход – 2007
в Санаксарском монастыре

Выступление участника Ушаковского хода
иерея Сергия Поливцева

       Славянский ход прошел от памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию в Мурманске к памятнику святым равноапостольным братьям на Славянской площади в Москве, побывав в Петрозаводске, Петербурге, Новгороде, Валдае, Торжке, Твери, Москве, Ярославле, Вологде, Вытегре. Кульминацией экспедиции стала встреча ее участников со Святейшим Патриархом Алексием в Москве.
       В мае 2007 года в епархии была выдвинута идея совершить еще один Славянский ход – Ушаковский, под Андреевским флагом, по городам – шефам подводных лодок Северного флота. Владыка Симон не только с радостью поддержал эту идею, но и наполнил ее глубоким духовным содержанием, предложив участникам хода доставить в Мурманск мощи святого праведного воина Феодора Ушакова из Санаксарского монастыря в Мордовии, где они покоятся. Специально для этого мероприятия петербургским иконописцам была заказана икона святого с мощевиком в форме корабля.
       Ушаковский ход имел огромное значение для Кольского Севера. Мурманская епархия во главе с архиепископом Симоном сумела объединить вокруг себя представителей правительства Мурманской области и моряков Северного флота, воинов-пограничников и писателей, творческую интеллигенцию и учащуюся молодежь, работников СМИ. Ход прошел по двадцати городам, названия которых носят подводные лодки и корабли Северного флота: «Кострома», «Орел», «Воронеж», «Тула», «Нижний Новгород» и другие. В течение месяца участники хода, переезжая на автобусе из города в город, встречались с представителями городских и областных властей, ветеранами флота, писательскими организациями, священнослужителями, простыми людьми. Особенно масштабными эти мероприятия стали после того, как в Санаксарском монастыре архиепископу Симону были переданы частицы мощей святого праведного воина Феодора, которые участники хода затем повезли дальше. Теперь в каждом городе ушаковцев встречали не только представители администрации, но и духовенство. Икона праведного Феодора Ушакова с частицами мощей святого побывала во многих монастырях и храмах, и тысячи людей приходили помолиться святому адмиралу и приложиться к его мощам. Горячо встретили святыню и жители Кольской земли.
       Но на этом Ушаковский ход не закончился. В последующие месяцы определились его второй и третий этапы. На втором этапе в военно-морские гарнизоны и на военные корабли были торжественно доставлены иконы с частицами мощей святого.
       В декабре 2007 года прошел третий этап хода – морской. Под флагом командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Максимова группа кораблей во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», в ходовой рубке которого находилась икона святого праведного Феодора Ушакова, вышла в Атлантику и Средиземное море для выполнения задач боевой службы. По Атлантическому океану, огибая Англию, через Гибралтар эскадра вошла в Средиземное море.
       Заместитель командира крейсера «Адмирал Кузнецов» по воспитательной работе С. Г. Субора, рассказывая о походе кораблей Северного флота в Адриатику и Атлантику, отметил, что, поскольку икона святого Феодора Ушакова все время находилась в ходовой рубке, моряки ощущали незримое присутствие прославленного адмирала, который вновь прошел с ними по Средиземному морю, где 250 лет назад воевал и побеждал. В походе командирам крейсера не раз приходилось обращаться к своему Небесному защитнику за помощью – и во время шторма, и в ходе сложнейших полетов авиации. Все они были уверены, что святой адмирал помогал им и потому этот поход так успешно завершился.
       Там же, в Средиземном море, образ прославленного адмирала был передан на крейсер Черноморского флота «Москва» и на нем доставлен в Севастополь. В Мурманск икона-путешественница вернулась только 2 июня 2008 года и была торжественно передана настоятелю Свято-Никольского собора протоиерею Геннадию Буздугану.

ДУХОВНОЕ ОКОРМЛЕНИЕ АРМИИ И ФЛОТА

       Кольский полуостров – северо-западный форпост России, особо военизированная часть страны, поэтому в епархии проходит большая работа по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; руководитель соответствующего Епархиального отдела – протоиерей Андрей Амелин. На полуострове представлены все рода войск: ВМФ РФ, ПВО ВВС РФ, Сухопутные войска РФ, Пограничная служба ФСБ РФ, подразделения спецназа МВД РФ.
       Священники окормляют многие воинские части. В некоторых гарнизонах есть храмы, прихожанами которых являются военнослужащие и члены их семей. В военных частях часовни строятся и самими воинами. В мае 2008 года в городе Гаджиево освящена часовня во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. Военные отметили, что открытие православной часовни на территории базирования военно-морской эскадры свидетельствует о возрождении духовно-нравственных традиций на флоте, что положительно скажется и на качестве решения боевых задач, состоянии правопорядка и воинской дисциплины. Есть часовня и на полуострове Рыбачий. Она тоже была построена самими воинами и на вертолете, по частям, доставлена на полуостров, где регулярно проходят военную подготовку морские пехотинцы и офицеры ФСБ, туда же будут приезжать скауты и кадеты. В июле 2008 года часовня была освящена во имя великомученика и Победоносца Георгия, ее освящение было приурочено к Дню военно-морского флота. Многие военные уже воцерковлены, с их помощью епархия устраивает для подростков летние военно-спортивные лагеря, где те приобщаются к военной службе.

Принесение иконы с частицей мощей святого
праведного воина Феодора Ушакова на крейсер
«Адмирал Ушаков». Североморск, 2007 год


Напутствие Владыки Симона морякам крейсера
«Адмирал Ушаков». Североморск, 2007 год


       С 2003 года Епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами ежегодно проводит конференцию, участие в которой кроме духовенства принимают военнослужащие всех родов войск, дислоцирующихся на Кольском полуострове, представители областной и городской администрации, писатели. В нынешнем году, в день памяти праведного воина Феодора Санаксарского, 15 октября, конференция впервые будет проходить на базе Управления пограничной службы ФСБ РФ по Мурманской области.
       На конференциях поднимаются вопросы о возрождении института военного духовенства, о направлении военных священников в воинские части. Например, иерей Сергий Шерфетдинов, настоятель Никольской церкви в селе Видяево, прошел специальную подготовку и выходил на подводной лодке в учебный поход. В трехдневном походе на подводной лодке участвовал и Владыка Симон, а протоиерей Андрей Амелин побывал в дальнем походе на корабле.

Епископ Симон на Екатерининской заставе
2001 год

Екатерининская застава . 2004 год

Во время исповеди в воинской части
Поселок Спутник, 2005 год

       Ушаковский ход также явился одним из главных мероприятий по взаимодействию епархии с военным флотом. После появления в храме Спаса на водах иконы святого праведного воина Феодора Ушакова с частицей его мощей у военных появилась потребность прийти и помолиться своему заступнику. В храм приходит и много молодых людей, которые хотят больше знать о жизни святого адмирала.


Храм-часовня великомученика и Победоносца Георгия
в поселке Спутник. 2005 год


За богослужением в Никольской церкви
Ара-губа, 2004 год

       В 2000 году, когда страну потрясло трагическое известие о затонувшей подводной лодке «Курск», архиепископом Симоном было дано указание во всех храмах епархии во время утренних и вечерних богослужений читать молебны о спасении подводников. Тогда еще никто не знал, что люди уже погибли. Все дни, пока велись спасательные работы, храмы Североморска не могли вместить верующих. Помолиться и поставить свечи за моряков шли все: молодые и пожилые, военные и гражданские, школьники и студенты...

Георгиевская часовня в поселке Видяево





Во время принесения мощей святого апостола
Андрея Первозванного в Североморск. Июнь 2003 года

       20 сентября 2000 года в поселке Видяево, в храме Святителя и Чудотворца Николая, построенном мастерами Костомукши практически за полторы недели, к сороковому дню по кончине моряков, собрались люди, чтобы помянуть за панихидой погибших подводников. Спустя год в Никольском храме в Видяеве были освящены четыре иконы: Божией Матери «Курская-Коренная», Спасителя, Святителя и Чудотворца Николая и святого равноапостольного князя Владимира с изображениями подводников вокруг образов. Лики святых писал художник Евгений Левин, а портреты 118 подводников – Инна Куксенко, иконописец из Петербурга. Пусть живут они в сердцах и памяти людей.


Владыка Симон за Божественной литургией
в Луостари. 2007 год

СПАСЕНИЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

       С апостольских времен и до наших дней продолжается миссия Церкви в местах лишения свободы. Посещая узников и проявляя милосердие к ним, мы служим Господу, и отношение к этому служению определяет нашу участь в вечности.

У часовни Безымянного инока

Иоанно-Предтеченская церковь в Кандалакше

Борисоглебская церковь в поселке Борисоглебск


Успенская церковь в Варзуге

Строительство подворья Трифоно-Печенгского монастыря –
храма в честь иконы Божией Матери
«Живоносный источник». Май 2008 года

В Афанасиевском храме в поселке Варзуга

       На территории Мурманской области находятся два следственных изолятора и шесть исправительных колоний. За каждым из этих учреждений закреплен приход, настоятель которого координирует работу с заключенными. За последние три года в исправительных учреждениях области руками осужденных были построены, а затем освящены правящим архиереем четыре храма: во имя святых царственных страстотерпцев – в колонии Ревды, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла – в Мурмашах, во имя блаженной Матроны Московской – в Мурманске и преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны – в Зеленоборске.




Иконы, написанные для Никольского храма
в поселке Видяево



       Создание храмов стало важным событием не только в жизни колонии, но и в жизни каждого осужденного в отдельности. Добровольно трудясь на строительстве храмов, люди не жалели сил. А затем на Божественной литургии в день освящения храма ко Святой Чаше подходило много причастников и, что более всего отрадно, руководители исправительных учреждений. У людей, оказавшихся за колючей проволокой, появилась возможность войти в молитвенное общение с другими людьми, с невидимым миром – со всей Церковью.
       Полноценная жизнь храма во многом зависит от регулярности и частоты совершаемых в нем Таинств и богослужений. Но священник часто обременен многочисленными послушаниями и заботами на приходе, что не позволяет ему уделять достаточное количество времени и сил для пастырского окормления осужденных. Поэтому по благословению правящего архиерея с нынешнего года каждый священник Мурманской епархии обязан совершить Божественную литургию в храмах исправительных учреждений области.
       В епархии стало доброй традицией ко дню Святой Пасхи поздравлять каждого осужденного и сотрудника Управления федеральной службы исполнения наказаний. В нынешнюю Пасху во все исправительные учреждения области было доставлено более девяти с половиной тысяч пасхальных наборов, а также продукты, предметы личной гигиены и канцелярские принадлежности, собранные в виде добровольных пожертвований прихожанами наших храмов. В колониях налажено производство иконостасов, церковной утвари, икон и другой церковной продукции.

Владыка Симон благословляет заключенных

Во время посещения ИТК № 23
в поселке Ревда. 2008 год

       Но было бы неправильно сказать, что все проблемы в этой сфере решены. На сегодняшний день еще нет храма в колонии Оленегорска, не все осужденные спешат в храм Божий, так что работы впереди – непочатый край. Но хочется верить, что совместными усилиями Православной Церкви и УФСИН места лишения свободы станут в полном смысле слова исправительными учреждениями.

СЛОВО БОЖИЕ, СЛОВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ...

       В епархии активно развивается информационная и издательская деятельность. В эфир регулярно выходит радиопередача «Да исправится молитва моя», транслируемая по областному радио. Проводит беседы архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон. Многие программы за эти годы на радио сошли на нет, только слово Божие люди слушают неизменно, каждый понедельник: оно дает веру и силы на труды предстоящей недели, наставляет на путь истинный.
       Информационно-издательский отдел возглавляет иеромонах Александр (Болдовский). Отдел выпускает «Миссионерскую православную газету», которая в январе 2008 года отметила свое десятилетие.

Освящение воды в праздник Крещения Господня
Мурманск, 2004 год


Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
в Мурманске. 2006 год

       Ежегодно проводятся открытые семинары по вопросам церковной журналистики. Было несколько попыток начать издавать свой епархиальный культурно-просветительный журнал «Православная жизнь Русского Севера». Правда, за двенадцать лет вышло только три номера, но надеемся, что все же будет создан компетентный редакторский совет и журнал начнет выходить в свет регулярно.
       Нельзя не сказать и об издании книг по благословению правящего архиерея. Назовем только некоторые: «Над Сербией смилуйся Ты, Боже... Стихи о Сербии» (2000); «Поэтический венок памяти “Курска” (2001); книги иеромонаха Митрофана о Кольских святых: «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей» (2002), «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие» (2003), «Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития» (2007), «Первые Феодоритовские чтения» (2007) под его же редакцией; священника Сергия Поливцева – «Трифонов Печенгский монастырь» (2007); Ирины Поливцевой – «К истокам. Стихотворения» (2007).

Владыка Симон со своими иподиаконами. 2004 год


На Светлой седмице
Свято-Никольский кафедральный собор
в Мурманске. 2001 год

У Поклонного креста в городе Коле

       К десятилетию Мурманской епархии был выпущен фотоальбом «Мурман православный» (2004). Фотоальбом получился разноплановым по содержанию, но единым по духу и силе воздействия: вчерашний и сегодняшний день епархии предстают на его страницах в неразрывной связи прошлого и настоящего. Успехи епархии впечатляют: возросло число храмов и часовен, увеличился до ста человек штат Епархиального управления, возрождаются традиции монашеского делания, Кольский Север обретает новых святых, активно развивается благотворительная деятельность.
       Епархия постоянно сотрудничает с Мурманским книжным издательством, где уже пятнадцать лет издается журнал «Наука и бизнес на Мурмане». В серии «Духовная практика» вышли номера журнала, посвященные православной тематике: «Кресты Русского Севера» (№ 2, 1996), «Храмы Кольского Севера» (№ 3, 1999), «Явление учителю Креста Господня» (памяти исследователя русских народных говоров и культуры Поморья Ивана Севастьяновича Меркурьева – № 1, 2003), «Православие и проблемы воспитания» (№ 6, 2005), «Славянский ход – 2006» (№ 3, 2007), «Ушаковский ход под Андреевским флагом» (№ 1, 2008).

       В мае 2008 года в епархии прошла конференция «Православие. Творчество. Жизнь». Основными мероприятиями были пленарное заседание, «круглый стол» и представление Православного театра народной драмы А. Грунтовского из Петербурга.

Храм Спаса Нерукотворенного Образа
Кировск, 2008 год

       Участники конференции выразили глубокую убежденность в том, что именно Православие определяет культурную традицию народа, его духовную жизнь, художественное творчество. Истинное искусство пронизано христианским мироощущением и потому духовно в самом высоком смысле этого слова. На конференции шел разговор и о позитивной (душеполезной) и негативной (душегубительной), лицемерной «духовности». Была выражена обеспокоенность тем, что в последние годы в литературе и искусстве появляется много произведений, проникнутых негативной духовностью, популярностью пользуются творения, потакающие греховным человеческим слабостям. Такие произведения ведут к умножению апатии и депрессии в нашем обществе. В то же время истинно христианские творения вселяют в человеческие души чувство радости.

Владыка Симон

Во время встречи с председателем Синодального отдела
по взаимодействию с Вооруженными Силами
и правоохранительными учреждениями
протоиереем Димитрием Смирновым

ПРОБЛЕМНЫЙ ПРИХОД И ЕГО МОЛОДОЙ СВЯЩЕННИК

       Мурманская епархия одна из самых молодых в России. И конечно, священнослужители здесь тоже молодые. Один из них – 29-летний иеромонах Силуан (Николаев), настоятель Предтеченской церкви в Кандалакше, коренной мурманчанин. В церковь он стал ходить школьником, в смутные 1990-е, годы нестабильности и глобальных перемен не только в стране, но и в сердцах людей. Рано потерял мать, воспитывался бабушкой, которая работала сторожем в Свято-Никольском кафедральном соборе в Мурманске. Но ее внук, тогда еще Вадим, стал прихожанином церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Коле. Когда на Мурманскую кафедру в 1996 году был назначен епископ Симон, Вадим, окончив школу, стал его иподиаконом. Прилежный, дисциплинированный, ответственный, он не только помогал Владыке за богослужением, но и учился на вечернем отделении Мурманского филиала Петрозаводского строительного техникума, по окончании которого поступил в Московскую Духовную семинарию. Перейдя на пятый курс, получил предложение от протоиерея Андрея Амелина, настоятеля мурманского храма Спаса на водах, стать вторым священником на его приходе.
       В 2003 году Вадим принял монашеский постриг от руки архиепископа Симона, получив имя Силуан, в честь преподобного Силуана Афонского. Семинарию он окончил экстерном, три года служил в Князь-Владимирском храме в Мурманске вторым священником и только потом получил назначение в Кандалакшу настоятелем церкви во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
       Кандалакша всегда была самым проблемным приходом в епархии. Трудности возникали и при постройке храма, и в общении между старостой и настоятелем, архиереем и настоятелем, просто между членами прихода. Владыка Симон признавался, что ему всегда было тяжело ехать туда, требовался особый настрой. В 1990-е годы настоятель кандалакшского храма протоиерей Иоанн Баюр достойно окормлял православную общину, но после его перевода в новопостроенный кафедральный Свято-Вознесенский собор в Мончегорске приход снова стал «горячей точкой» епархии. Кандалакша не принимала последующих настоятелей.

В Казанском храме Хибинского женского монастыря
4 ноября 2003 года

В Хибинском монастыре в день престольного праздника
4 ноября 2003 года

       На этот сложный приход архиепископ Симон назначил молодого иеромонаха Силуана. И отец Силуан не просто нашел подход к людям, а по-настоящему сроднился со своей паствой. Прихожане почитают батюшку, и он с любовью относится к ним. Конечно, рано еще говорить, что все проблемы преодолены, но, слава Богу, отношения во многом сглажены. И это главное, что удалось сделать молодому священнику. Стараниями батюшки вышли уже пятнадцать выпусков православного вкладыша «Слово» в кандалакшской газете «Нива», при городской библиотеке создан православный центр, куда переданы книги из библиотеки храма. Теперь они доступны для всех горожан. На вопрос, что же приходится еще преодолевать, отец Силуан ответил: прежде всего человеческое невежество. Многие люди в Кандалакше воспринимают Православную Церковь как некий реликт, имеющий лишь музейную ценность. Вот он и видит своей целью сломать эту стену отчуждения, старается донести до людей Православие как живую, истинную веру.
       Жизнь прихода сегодня разительно отличается от жизни его, допустим, пять лет назад. И стар и млад находят себе сегодня место в храме. Военные и чиновники, учителя и моряки, деловые люди и студенты составляют костяк сегодняшней общины и Приходского собрания. Особое внимание в приходе уделяется молодежи. Участие и победа в ежегодной Поморской гребной регате, работа над православным приложением к районной газете «Нива», создание приходского интернет-сайта www.feodorit.ru, еженедельные матчи по футболу, создание при городском доме творчества при попечении прихода инструментального ансамбля патриотической и современной песни – вот неполный список того, что сделано молодыми прихожанами за эти два года.
       Еще одна немаловажная деталь – батюшке удалось выстроить доверительные, добрые отношения и с муниципальными властями. Но главное для него как пастыря – это благоговейное совершение Божественной литургии, постоянная забота о душах людей.

ДЕТИ КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

       C 2001 года на территории Мурманской епархии осуществляется благотворительная программа «Дети Кольской земли», основной задачей которой является возвращение трудных подростков и детей из неблагополучных семей к нормальному образу жизни. Особенность программы в том, что она охватывает не только трудных подростков, но и обычных детей. Работа ведется по нескольким направлениям – военно-патриотическое, музыкальное, ремесленное. В рамках программы в епархии создано около двадцати музыкальных студий, несколько молодежных ансамблей, швейно-учебная модельная студия, сувенирная мастерская, организованы группы туристов-поисковиков и секции самбо.

Дети Кольской земли

Футбольная команда,
Капитан – Владыка Симон

       Программа создает добрую почву и благоприятную среду для подготовки к полноценной жизни и воцерковлению детей и молодежи, учит преодолевать всевозможные искушения.
       В программе задействовано около семи тысяч детей и молодежи. Взаимодействие строится на договорных началах со средними общеобразовательными школами Мурманска, Кировска, Апатитов, профессиональными училищами, с детскими музыкальными школами, школой искусств и т. д.
       Показательна большая духовно-образовательная работа, которая ведется в средней школе № 38, одной из старейших в Мурманске. Благодаря епархии в ней создана лучшая школьная библиотека в области. На средства Церкви для школы приобретены компьютеры и швейные машины, оборудована швейная мастерская. В рамках программы школа сотрудничает с Домом детского творчества. Создана вокально-инструментальная студия, проводятся совместные праздники. Нашла епархия и возможность для выделения учащимся путевок в санаторий «Россиянка» в Анапе.
       Два года подряд учащиеся 7–8-х классов этой школы летом выезжают на учебные сборы в 161-ю отдельную бригаду подводных лодок Северного флота в город Полярный. Инициатором и организатором сборов выступил настоятель храма в городе Полярный иерей Сергий Мищенко. Командование Кольской флотилии поддержало его инициативу.
       Сборы проходили семь дней, их участниками были в основном мальчишки из неблагополучных семей. Все они жили в береговом экипаже подводной лодки, на территории бригады, вместе с военнослужащими, и подчинялись правилам воинского устава: подъем – в шесть часов утра, зарядка в спортгородке, строевая дисциплина, трехразовое питание в камбузе. Строгая дисциплина и жесткий распорядок дня требовали от ребят больших усилий и выдержки. Но к окончанию сборов большинство из них вовсе не хотели уезжать.

В праздник Святой Пасхи
Город Ковдор, 2004 год

Владыка Симон на рождественском празднике
в одной из школ Мурманска. 2008 год

       Активное участие в церковной жизни принимают члены дружины православных разведчиков-скаутов. В епархии регулярно выходит «Православный молодежный листок», в сети интернет действует молодежный портал.
       Православных общеобразовательных учреждений в епархии нет, но при храмах действуют 29 воскресных школ. Детям доходчиво и с любовью объясняют азы христианского учения и православной культуры.
       30 апреля нынешнего года воскресная школа города Колы провела в Мурманске первый детский православный крестный ход «Светлая седмица», который объединил детей Благовещенского храма в Коле, храмов Спаса на водах и Всех святых в Мурманске.

       В сентябре 2004 года по благословению и при активном участии Владыки Симона в Мурманском государственном техническом университете появилась новая специальность – «теология».

* * *
Тихвинская (Мурманская) икона Божией Матери
Поселок Варзуга

Святитель и Чудотворец Николай
Свято-Никольский кафедральный собор в Мурманске

       Мурманская епархия только в начале своего пути. Древних святынь, какие имеют старинные города России, в епархии пока что нет. Земля хранит до поры до времени мощи преподобного Трифона Печенгского. К месточтимым святыням можно отнести, например, Тихвинскую икону Божией Матери в церкви в Кашкаранцах и Тихвинскую (Мурманскую) икону Божией Матери, находящуюся в древнем поморском селе Варзуга, которая хотя и написана современными иконописцами, но близка к оригиналу. Чтимой святыней стала и икона Святителя и Чудотворца Николая из Свято-Никольского кафедрального собора с капсулой мира от мощей святого. Есть чтимые иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, святого праведного воина Феодора Ушакова. Епархия только-только начала собирать свою сокровищницу святынь.
       Святые Кольской земли, молите Бога о нас!

Н. БОЛЬШАКОВА,
член Союза писателей России,
заведующая музеем саамской
литературы и письменности,
редактор «Миссионерской православной газеты»

Фотографии протоиерея
Геннадия БУЗДУГАНА,
иерея Сергия
ШЕРФЕТДИНОВА,
Надежды
БОЛЬШАКОВОЙ

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Харузин Н. Н. Русские лопари: Очерки // М., 1890. С. 136–137.
       2 Пришвин М. М. За волшебным колобком // М., 1984. С. 242.
       3 Соловецкий патерик. – М., 1991. С. 42.
       4 Там же.