ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
01-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Выступление Председателя отдела по делам молодежи
архиепископа Костромского и Галичского Александра
на Съезде православной молодежи
Южного федерального округа


Ваше Преосвященство,
дорогие братья и сестры!

       Сердечно приветствую участников и гостей Съезда православной молодежи Южного федерального округа. Это уже четвертый молодежный форум столь значительного уровня, в подготовке которого принимает участие Синодальный отдел по делам молодежи. В 2001- 2003 годах состоялись съезды православной молодежи Уральского (в Екатеринбурге), Приволжского (в Саранске) и Центрального (в Тамбове) федеральных округов. В этих городах съезды протекали по-разному, каждый имел свои особые черты, каждый проходил под сенью местных святынь, но все они становились значимыми событиями в духовной жизни регионов. Региональные форумы нас очень сильно обнадежили: в деле православного воспитания детей и молодежи у Церкви немало союзников, и, собираясь вместе, эти люди имеют возможность обменяться мнениями, поучаствовать в плодотворных дискуссиях, рассказать друг другу о бесценном опыте работы с подрастающим поколением.
       Прежде всего хотел бы обратиться к управляющему Ставропольской епархией епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану с особыми словами благодарности за самоотверженный труд по организации съезда.
       Съезд православной молодежи Южного федерального округа проходит под знаком славного юбилея - 160-летия Ставропольской епархии. Ваша земля имеет великого Небесного покровителя. Это святитель Игнатий Брянчанинов. На первый взгляд, аскетические труды этого прославленного подвижника могут мало помочь в изучении принципов миссионерской и духовно-просветительной работы в молодежной среде. Но великий урок дает сама его жизнь. В одном из писем, касающихся воспитания юношества в Духовных училищах, епископ Игнатий писал: "Необходимо подробное преподавание церковной истории, чтобы воспитанники имели понятие о характерах исторических лиц и сами формировались по характерам истинных служителей Церкви". В чем главное воспитательное значение его жизненного пути? С юных лет будущий святитель Игнатий обнаружил удивительную, так редко теперь встречающуюся даже в молодых людях цельность характера. Будучи первым учеником одного из лучших учебных заведений Российской Империи, Военного Инженерного училища, и любимцем самого Государя, имея все возможности для блистательной светской карьеры, юноша ни о чем другом не помышлял, как о всецелом служении одному Богу. Все мысли его были о монастыре.
       Как в его душе родилось и созрело это желание? Мирские развлечения и забавы не привлекали благочестивого юношу. Несколько лет провел он в усердном изучении наук и задался вопросом: что, собственно, дают науки человеку? "Человек вечен, и собственность его должна быть вечна. Покажите мне эту вечную собственность, которую я мог бы взять с собою за пределы гроба!.. Но науки молчали". Выбрав своим умом путь духовного подвижничества, Димитрий Брянчанинов немедленно стал предпринимать шаги для его практического осуществления, и никакие препятствия, трудности не могли ему в этом помешать. Вот что отличает настоящего духовного подвижника от остальных христиан: решимость осуществить то, что другие имеют только в уме или в намерениях, способность коренным образом переменить свою жизнь. И очень часто примеры подобного обращения мы наблюдаем в юные годы, когда душа наиболее открыта, восприимчива, способна к изменению. Пример выбора жизненного пути, явленный святителем Игнатием в юности, может стать прекрасной иллюстрацией этого факта. Думаю, что православные педагоги, рассказывая учащимся гимназий и воскресных школ о жизни прославленного святителя, в первую очередь обращают внимание именно на эти обстоятельства.
       Во времена святителя Игнатия подростка из знатной и богатой семьи тоже подстерегало много искушений и духовных опасностей. Об этом мы хорошо знаем из литературы. Но мир неузнаваемо преобразился. Сегодня с раннего детства ребенок сталкивается с мощным потоком самой разнообразной информации. Но в редких семьях эту информацию стремятся и могут ограничивать и просеивать. Мир стал тесным. Все стало близко и доступно. Молодые люди сталкиваются с огромным количеством предложений самого разного характера, в том числе и в сфере религиозной жизни. Невозможно переоценить и огромную мобильность молодых, их способность быстро улавливать и воспринимать все новое.
       Молодой человек привык ценить настоящий момент, склонен избегать реальности. Вкупе все это способствует развитию так называемой культуры постоянного переключения каналов, которая приводит к фрагментации, рассеиванию и поверхностности сознания. Посмотрите на типичного старшеклассника: он не может ни на чем сосредоточиться, находиться долго на одном месте; книги давно отставлены, их заменяет путешествие по интернету, как правило, бессвязное и бессмысленное; он постоянно ищет общения, контакта, новых впечатлений и ощущений. И прежде чем вести с таким подростком миссионерскую беседу, его нужно просто-напросто привести в чувство, добиться элементарной концентрации сознания. Первичная задача пастыря - укрепить здоровое чувство ощущения реальности и постоянства, помочь молодым людям обрести глубинное единство, привести в состояние гармонии веру и разум, чувственное и рациональное, эмоциональное и духовное.
       Как же сложна эта задача! Какой талант, вернее, совокупность талантов должны иметь те, кто посвятил себя делу православного служения в молодежной среде. Поистине жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37). Наставник молодежи должен сочетать в себе таланты духовного пастыря, квалифицированного педагога и ревностного миссионера. Кроме того, он должен вести безупречную нравственную жизнь, ведь молодое сердце чувствует любое проявление фальши. Общение с молодежью требует от христианина непрерывного совершенствования, напряженной нравственной работы, но зато оно бывает источником большой радости. Сколько я знаю священнослужителей, посвятивших себя работе с православной молодежью, - это люди счастливые, с неиссякаемым оптимизмом, люди, которых стороной обходят печали и даже физические болезни.
       Безусловно, пастырь должен являть пример. В молодежной общине он должен пользоваться непререкаемым нравственным авторитетом. Он должен оставаться самим собой, общаться с подростками просто и естественно, не скрывать своих интересов и вкусов, даже если они находятся далеко за рамками молодежной культуры. Если мне нравится классическая музыка, я не должен делать вид, что прихожу в восторг от молодежной поп-культуры. Мне все равно не поверят, зато будут подозревать в неискренности. Не нужно "подстраиваться" под молодежь. Нужно уметь быть внимательным к их проблемам. Нужно дать понять молодому человеку, что его жизнь, его судьба дороги воспитателю. И чуткое благодарное сердце подростка откликнется на искреннее проявление такой заботы. Думаю, что именно в этом - главный залог успеха.
       Впрочем, эта истина, наверное, понятна всем. Но мы собрались на форум не для того, чтобы повторять очевидные истины. Мы собрались, чтобы обменяться опытом работы и наметить новые подходы в совместном созидательном труде на благо подрастающего поколения и, в конечном итоге, всего российского общества. И первая мысль, которую я хотел бы высказать, такова: в деле христианской миссии среди молодежи необходимо смелее осуществлять новые масштабные проекты. Воскресные школы в их классическом дореволюционном варианте - это, конечно, хорошо, но явно недостаточно. Синодальный отдел по делам молодежи внимательно следит за новыми проектами, которые осуществляются в различных епархиях Русской Православной Церкви. И если то или иное начинание на местах нам представляется удачным, мы стараемся привлечь к нему всеобщее внимание церковной общественности.
       В день города Москвы, 7 сентября 2003 года, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя во второй раз прошло вручение премии Синодального отдела и правительства Москвы "Обретенное поколение" за успехи в деле духовно-нравственного просвещения детей и молодежи. Премии вручали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и мэр Москвы Ю. М. Лужков. В нынешнем году лауреатами были признаны несколько Епархиальных отделов по делам молодежи. Наверное, нет необходимости рассказывать обо всем, что сделано этими отделами, но некоторые из новых проектов достойны того, чтобы сказать о них вслух с этой трибуны.
       Оживленную дискуссию в прессе вызвал рождественский благотворительный концерт "Рок к небу" с участием звезд русской рок-музыки, устроенный Петербургским отделом по делам молодежи. Споры об этом не утихают и по сей день. Мы с нетерпением ждем выхода фильма, посвященного этому событию, который многое прояснит. Однако по ряду моментов необходимо высказаться уже сейчас.
       Что общего между рок-музыкой как жанром современной культуры и Православием? Если воспринимать музыку как выражение духовной жизни православного христианина, то конечно же ничего общего. Невозможно молиться под аккорды этой музыки. Под такую музыку можно только протестовать. Рок - это протест. Но протестовать можно против разных явлений и по-разному. С точки зрения православной аскетики, протест - это проявление страсти гнева. Но, по мысли православных отцов-аскетов, гнев может быть направлен против разных явлений. Если против ближнего, то это грех, а если против своих недостатков и несовершенств, то это безусловное благо. На Западе в 1960-е годы рокеры протестовали против обмирщения христианской цивилизации. Сытое, самодовольное, уютное существование преподносилось подросткам как некое подобие христианского идеала. Отказ от этой идеологии комфорта и обусловил обращение ряда лидеров рок-групп к вне- и антихристианской темной религиозности, даже к открытому сатанизму.
       Совершенно иначе зарождалась рок-музыка в СССР. Это был протест против идеологического всевластия тоталитарной системы. В условиях партийно-комсомольского диктата рок-музыканты дружили. Не случайно знаменитый Ленинградский рок-клуб объединял таких разных людей, как Виктор Цой и Борис Гребенщиков, Константин Кинчев и Майк Науменко. После перестройки их пути разошлись. Кто-то примирился с действительностью. А вот точка зрения Константина Кинчева, которую он высказал в интервью журналу "Сретение": "Нынешний строй страшнее того, который был, потому что мы попали из одного плена в другой. В войне идеологий Америка победила и продолжает навязывать нам свой образ жизни, свою систему отношений между людьми". Какие же образ жизни и систему отношений между людьми проповедует Константин Кинчев? Те, кто знаком с текстами песен, написанных им за несколько последних лет, хорошо знают: Кинчев говорит о духовных ценностях Православия.
       Есть общеизвестное правило миссионера: вступая в разговор с неверующим человеком, он должен постараться увидеть в собеседнике доброе и светлое начало, развивая которое, можно расположить сердце слушателя к беседе на религиозную тему. Невозможно завязать, установить общение с человеком, в душе и сознании которого все представляется сплошной тьмой. Помните замечательный пример проповеди святого Апостола Павла в Афинах. Апостол оказался там случайно. Спасаясь от иудеев, он тайно покинул Верию и в Афинах, в ожидании своих спутников, возмутился духом при виде этого города, полного идолов... (Деян. 17, 16). Но он позволяет эллинским философам ввести себя в самое сердце язычества, в Афинский ареопаг. Как же там должен был возмутиться дух святого Апостола! Однако он начинает беседу с язычниками с комплимента: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано: "неведомому Богу" (Деян. 17, 22-23). Я понимаю, что православный воспитатель, особенно если он уже не молод, попав на рок-концерт, немедленно возмутится духом. Но ведь терпеливо досидев до конца представления, он может обратиться к молодым людям, по Крещению принадлежащим к Церкви, но по образу жизни сущим язычникам с такими, например, словами: "Друзья мои! По всему вижу я, что вы как бы особенно любите свою родную землю. Ибо присутствуя в этом зале, я с удивлением и радостью услышал, как вы дружно хором выкрикивали слова полюбившейся вам песни Константина Кинчева: "Испокон веков граничит с Богом моя светлая Русь..." Этого Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам".
       Как пастыри и как миссионеры мы не имеем права равнодушно проходить мимо удивительных примеров обращения в Православие кумиров молодежи. Их авторитет необходимо использовать в деле христианской миссии. И то, что некоторые из этих людей свое искусство пытаются поставить на службу Церкви, можно только приветствовать. Можем ли мы им в этом помочь? И если да, то каким способом? Где проходит граница допустимости нашего участия в мероприятиях, подобных упоминавшемуся рок-концерту? Это вопрос для дискуссии. И пусть дискуссии на эту тему будут открытыми и доброжелательными.
       Завершая тему, хотел бы процитировать слова Святейшего Патриарха, которые прозвучали в Зале Церковных Соборов главного храма России: "Сегодня во второй раз мы вручаем подвижникам православного молодежного движения премии "Обретенное поколение". Примечательно, что в различных епархиях ведется активный поиск новых форм православной миссии в молодежной среде. Все чаще слышен смелый и убедительный голос православного пастыря на крупных молодежных мероприятиях. Мы убедились в том, что слово Церкви, вдохновенная христианская проповедь, если она разумно построена, изложена живым и понятным языком, уместна и в концертном зале, и на открытии спортивных состязаний".
       Как бы мы сегодня ни порицали молодых людей за их нынешние непонятные нам увлечения и страсти, как бы мы ни сетовали на распространяющиеся в молодежной среде нравственные пороки, мы понимаем: молодежь России - наша единственная надежда. Нравственное лицо общества будущего зависит от того, насколько сегодня проникнутся идеалами добра молодые сердца. У нас нет другой молодежи, а ту, которая есть, мы не должны разделять на "церковную" и "светскую", на "отличников" и "неформалов", на "рокеров" и "любителей популярной музыки". Вся молодежь - наша общая забота, и мы призываем все здоровые силы общества объединиться в борьбе за ее будущее.
       Убежден, что общество, где нет представления о нравственном законе, обречено, у него нет шансов на выживание при всей развитости экономики. Люди способны жить вместе только в том случае, если их органически связывают общие представления о едином нравственном начале, общие духовные идеалы, иначе они превращаются в волчью стаю, в скорпионов в банке, которые уничтожают друг друга. Никакое самое совершенное законодательство не будет работать, если в людях молчит голос совести. Никакая экономика не заработает, если люди потеряют друг ко другу элементарное доверие, если их единственной целью будет задача обогатиться любыми средствами, а отношения в бизнесе сведутся к соревнованию: кто кого и насколько "кинул".
       Несколько дней назад по России могучим валом вновь прокатилась избирательная кампания. Население подавляющего большинства областей вновь испытало на себе так называемые черные предвыборные технологии. Ложь, клевета, детально спланированные и тщательно проработанные провокации в период предвыборных кампаний становятся обыденным явлением. Тысячи молодых людей, занятые в пиар-фирмах, изощряются друг перед другом в изобретательности и коварстве. Я говорил со многими такими людьми. Среди них есть очень достойные люди, христиане, посещающие храмы. Все, что они делают, для них просто работа, и я бы даже сказал - игра, азартная игра. Но ведь происходит страшная вещь: общество привыкает к допустимости всякого обмана, к возможности достижения политических целей любыми средствами, привыкает жить в обстановке лжи и провокаций. И все эти сомнительные технологии, с которыми население знакомится в период предвыборных баталий, переносятся в обычную жизнь, в рабочие коллективы, в семьи, что, в конечном итоге, разрушает основы общественной нравственности.
       В цивилизованном обществе все социальные и возрастные группы важны и представляют ценность. Общество может благополучно развиваться только в тесной взаимосвязи всех своих возрастных групп и поколений. При ухудшении положения любой из составных частей страдает весь общественный организм в целом. Уместно привести слова святого Апостола Павла: Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 26). Но молодежь требует особого внимания и заботы.
       Увы, главным недостатком в сфере детской и молодежной политики в настоящее время является полное отсутствие воспитательной системы. Имеют место лишь отдельные элементы ее, которые носят экспериментальный характер. Между тем процесс развития общества нельзя обеспечить без эффективного воспитания будущих граждан, специалистов, будущих родителей и воспитателей следующего поколения россиян.
       "Отсутствие воспитания есть корень всякого зла", - писал великий Пушкин.
       Воспитание всегда имеет перед собой определенные общественно и лично значимые цели. И эти цели должны быть вполне понятными, ясными, корениться в традициях. На примере российской школы можно смело утверждать: школьная педагогика всегда имела общие задачи с Церковью. Наши выдающиеся воспитатели детей и юношества неоднократно предупреждали об ущербности однобокого, безрелигиозного развития детей и молодежи. Без христианства, писал Ушинский, "педагогика есть вещь немыслимая, безголовый урод... деятельность без цели и без результата впереди".
       Увы, подчас поражаешься неспособности некоторых чиновников федерального центра проникнуться проблемами духовно-нравственного воспитания. В то время как провинциальные педагоги в райцентрах и селах стремятся использовать любую возможность для того, чтобы оздоровить удручающий моральный климат в школах, и с радостью приглашают туда священнослужителей, в Москве ведутся бессмысленные отвлеченные разговоры о возможности преподавания религиоведческих дисциплин. А время между тем стремительно уходит.
       Приведу удивительный факт, недавно ставший мне известным: рождаемость в последние годы войны, в 1943 и 1944 годах, превышает нынешнюю. Выясняется, что на демографические процессы в стране в большей степени влияет духовно-нравственное, а не социально-экономическое состояние. Последний пик рождаемости пришелся на начальные годы перестройки, когда общество находилось в плену оптимистических иллюзий. Поэтому, кстати, в нынешнем году ожидается большой конкурс в высшие учебные заведения. В начале 1990-х наступило разочарование, и рождаемость резко упала. До сих пор демографическая ситуация не претерпела существенного улучшения.
       Мы все в большей степени убеждаемся: именно к Русской Православной Церкви обращены сегодня взоры общества, надеющегося, что с ее помощью удастся изменить к лучшему нравственный климат в стране. Говоря словами одного из высоких государственных деятелей России, Православной Церкви мы даем государственный заказ на формирование общественной и деловой этики. Православие - религия действия. Вспомните притчу о Страшном Суде. Царь осуждает грешников на вечные муки не за их злые дела и преступления, а всего лишь за недеяние: ...ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25, 42-43). В творениях отцов и учителей Церкви мысль о необходимости деятельного подвига проводится постоянно. А вот цитата из памятника древнерусской письменности, "Поучения Владимира Мономаха". Великий князь заповедует своим потомкам: "Бога ради, не ленитесь, молю вас. Малым делом можно получить милость Божию... Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви: пусть же не застанет вас солнце в постели".
       Труд, доброделание являются и самым действенным, самым мощным средством воспитания подрастающего поколения. По учебникам и книжкам невозможно стать ни настоящим христианином, ни настоящим гражданином. Молодежи нужно предложить реальное дело. Потребность совершать добрые поступки неуничтожима в характере молодого человека. Как ни пропагандируется сегодня с экранов телевизоров культ обогащения, безнравственности и насилия, социологические опросы в крупных российских городах говорят, что каждый четвертый подросток предлагает свое участие в работе с детьми в детских домах и детских садах, а каждый третий хотел бы участвовать в благоустройстве своего двора и территории вокруг школы. Недавно я был приятно удивлен таким фактом: семьдесят процентов молодых петербуржцев хотели бы оказывать помощь ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, пережившим блокаду.
       Нужно занимать ребенка добрыми, полезными делами. Нужно занимать все свободное время ребенка. Вновь и вновь убеждаюсь, насколько правильным было наше решение выбрать в качестве девиза православного молодежного движения прекрасные слова святого Апостола Петра: Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4, 10).
       Дорогие друзья! Братья и сестры! Сегодня мне бы хотелось от всей души пожелать всем собравшимся в этом зале новых благословенных успехов на поприще миссионерского и духовно-просветительного делания в молодежной среде. В XXI веке перед Русской Православной Церковью поставлен выбор: либо стать красивым культурно-этнографическим заповедником, ненужным дополнением к обществу, живущему по нехристианским законам и традициям, быть вытесненной на обочину социальной жизни, либо смелее и активней оказывать влияние на все стороны социальной жизни. Вглядываясь в черты современных молодых людей, мы видим лицо Русской Православной Церкви будущего. Думаю, у нас есть все основания смотреть в будущее с оптимистическими ожиданиями.
       Хотел бы поздравить всех православных верующих Юга России со славным юбилеем Ставропольской епархии. Мы хорошо знаем, что на склоне лет святитель Игнатий поселился в пределах Костромской земли, в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. Поэтому Ставропольский край и наша богохранимая земля связаны неразрывной духовной связью. Из уединенной Костромской обители святитель Игнатий обращался к своим молодым духовным чадам: "Сколько земля на поверхности своей сменила поколений! - и они как будто никогда не были на ней. Давно ли слышались между нами громкие имена? - а теперь они забыты. Давно ли наше поколение вступило на поприще гражданской жизни? - а теперь уже вступает на это поприще новое поколение и теснит нас из обширного круга деятельности в скромный уголок состарившихся, отживших. Поколения человеческие на земле точно листья на дереве! Ныне одни - вскоре другие! Губит их и зной и мороз, и самое время, разносит их ветер, стаптывают путники. Гляжу на шумящий и мятущийся мир: говорю сам себе и друзьям моим: одно занятие может быть признано занятием истинно полезным во время кратковременной земной жизни, - доколе наша чреда зеленеет - познание Христа..."
       Пусть Всемилостивый Господь благословит наше миссионерское и духовно-просветительное служение. Желаю съезду православной молодежи успешной и плодотворной работы.
      
       10 декабря 2003 года