ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2010

ЧТЕНИЕ

Чтение – это со-творчество

       Слава Богу, мы еще не отвыкли читать. Читаем много меньше, это правда. Здесь даже в итоги опросов и специальных исследований заглядывать не нужно: знакомство с юными показывает, что чтение у школьников 5–11 классов сегодня не всегда в чести. И это не зависит ни от убеждений, ни от образа жизни. Если от чего и зависит, то от семьи.
       Лет тридцать тому назад, в гостях у одного почтенного москвича я, разглядывая большой круглый стол под абажуром, сказал:
       – Представляю этот стол накрытым. За ним вы, наверное, праздники справляете, а вечерами чай пьете?
       – Да, – ответил он, – и праздники. Вы знаете, мы здесь читаем вечерами. Это еще от моего деда пошло. Дети почти все взрослые, в институтах, но пока читаем.
       Он не был ни писателем, ни историком. Инженером, соавтором десятка трамплинов по всей большой стране, от Алма-Аты до Ленинграда, тружеником оборонки. Отцом троих сыновей и дочери. Все вышли в хорошие люди, умные и успешные.
       У его дочери я позже все-таки уточнил, как же их четверых воспитывали, что специальное и особенное применяли. Она задумалась: «Да ничего особенного, просто нам всегда было интересно дома».
       Мы часто ищем каких-то специфических приемов там, где нет хитрости, где нужны труд и сердце. А тех четырех детей, наверное, как магнит притягивали к себе этот стол и мягкий свет над ним, и книга, говорившая голосом отца.
       Нынешним школьникам завтра брать нашу страну, по-прежнему большую, в свои руки. Мы, взрослые и читающие, должны постараться, чтобы страну в свои руки взяли творцы.
       Дело вот в чем. Читающий человек включается в освоение книги всеми своими чувствами: он рисует в своем воображении лица и события; он порой тщательно подбирает, будто смешивает краски в поиске нужного оттенка, тембр, темп речи и интонацию героя; от него зависит, насколько обжигающе холоден будет снег и ожжет ли босые ступни песок пустыни...
       Читатель со-творит: книгу с ее автором и далее, умственно, волей и сердцем, вслед за хорошей книгой, уясняет и утверждает в мире видимом замысел Творца. Спаситель указывает нам в Евангелии на смоковницу, чтобы напомнить, что мы можем не только принимать, но и отдавать: от нас ожидают плодов.
       А читатель всегда в пути, в созидании, в творчестве. Невидимые вещи, мысли и чувства обретают в нем контуры, цвет и звук. Он возделывает свой внутренний мир, строит и украшает его. И этот мир не останется бесплодным.
       Мне довелось на днях побывать на конференции научного общества большой, гудящей учениками школы. Мало сказать, что я был приятно удивлен, я был вдохновлен и обрадован: и выбором тем, и глубиной и изяществом их изложения. Запомнилось продуманное и тонкое выступление о русских поэтах-лириках последней трети XIX века. И другое, мощное и патриотическое, многосторонне аргументированное сообщение о Петре Аркадьевиче Столыпине. Все ясно внушало: молодые люди не разучились читать. Могут, когда хотят.
       А в первые месяцы наступившего года я по электронке получил три письма с вопросом: посоветуйте, пожалуйста, что почитать. Авторы – три старшеклассницы из разных школ, не знакомые друг с другом.
       Одна из них с удовольствием прочитала «Скомороха Памфалона» Н. С. Лескова. Обаяние древнего мира и первоначальной Церкви она сумела почувствовать, мы с ней об этом поговорили. Другая, не читавшая, а только смотревшая «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса, открыла для себя, к моему радостному удивлению, что книга не просто богаче кино, но что фильм книгу искажает, «привирает», как она выразилась. А третья, романтическая натура, проглотила за несколько бессонных ночей А. Грина «Алые паруса» и «Бегущую по волнам» и просит еще чего-нибудь высокого и светлого.
       Какие они счастливые! Перед ними пути, страны и эпохи, святые и герои. Им расти и просвещаться, чтобы, испытывая многое, все сильнее и вернее держаться доброго.

Протоиерей Павел Карташев