ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2010

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Верный свидетель

К 75-летию митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия


       Святой апостол Павел, обращаясь к колоссянам, наставлял их в церковной жизни, говоря, что возглавляемая Христом Церковь растет возрастом Божиим (Кол. 2, 19). Такое упоминание относится не только ко всей Полноте церковной, но и к отдельным ее членам. Об этом читаем в Послании к Ефесянам, где муж совершенный, достигает единства веры и познания Сына Божия, и это есть свидетельство меры полного возраста Христова (см.: Еф. 4, 13). Нам, людям XXI века, естественно стремиться узнать о жизненном опыте тех, кто достиг духовной зрелости в условиях многоболезненного минувшего столетия и может быть для нас примером христианского делания. Именно в таком контексте хочется обратиться к пути, пройденному митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, 75-летие которого отмечается 22 сентября 2010 года.
       Владимир Поярков родился в 1935 г. в древнем Ярославле в тяжелые годы, когда только что минула коллективизация и надвигался большой террор. Семья жила скудно, мальчик не был избалован, но у него была с детства сердечная радость молитвы и жизни в Церкви, приобретенные от глубоко верующей матери. Став подростком, он начал прислуживать в храме свещеносцем при архиепископе Ярославском Димитрии (Градусове). Доброе, отеческое отношение архипастыря помогли юноше укрепиться в решении посвятить себя служению Церкви. А сделать это было совсем не так просто, как сегодня. Правящий архиерей по существовавшим тогда советским установлениям мог дать рекомендацию только молодому человеку, достигшему совершеннолетия. Да и после этого власти могли прибегнуть к различным ухищрениям, чтобы помешать осуществлению задуманного, не допустить даже до сдачи вступительных экзаменов. Кроме того, нужно было внутренне приготовить себя к враждебному отношению со стороны общества, переживавшего в то время волну хрущевских гонений на Церковь.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов), в схиме Лазарь

Епископ Угличский Исаия, управляющий Ярославской епархией.
Крайний справа – иподиакон Владимир Поярков

       Огромную роль в становлении личности будущего Владыки сыграл архимандрит Никодим (Ротов), впоследствии митрополит. Пример его несгибаемой верности избранному пути помогал переносить трудности, не отчаиваться в сложных ситуациях, видеть главное и уверенно идти вперед.

Иеродиакон Ювеналий в академическом храме ап. Иоанна Богослова. 1959 г.

       Наступили годы учебы в Ленинградских духовных школах. С экранов телевизоров звучали обещания ликвидировать духовенство. Некоторые священнослужители, в том числе и преподаватели, спровоцированные властями, становились вероотступниками. Это было время серьезного испытания для совести и веры. Человек ведь не различает будущего. Но Владимир Поярков не изменил избранной стезе, он принимает монашеский постриг с именем в честь святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского, и священный сан.

Иеромонах Ювеналий. 1960 г.

Возведение в сан игумена в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. 8 июля 1962 г.

       За год до окончания учебы он переезжает в Москву, где становится референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, одновременно заканчивая учебу в Московской духовной академии, а потом и преподавая в ней. Затем наступает время служения в Западном Берлине настоятелем храма святых Константина и Елены в Тегеле и редактирование там журнала Среднеевропейского Экзархата «Голос Православия». Затем он начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Ювеналий
с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Венедиктом. 1963 г.

Паломничество по Афону. 1964 г.

Архимандрит Ювеналий во главе паломнической группы на приеме
у Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Феодосия. 1964 г.

       Потом архимандрит Ювеналий был рукоположен во епископа. Сначала он викарный епископ Зарайский, по прошествии некоторого времени управляет Тульской епархией, а в 1977 году становится митрополитом Крутицким и Коломенским, управляющим Московской епархией.

Наречение во епископа. 1965 г.

Первое архиерейское благословение. 1965 г.

       При этом Владыка продолжал свою деятельность в ОВЦС, с 1972 по 1981 год в должности его председателя. Столь высокое положение в Церкви предусматривало его участие в работе Священного Синода в качестве его постоянного члена. Ознакомившись с этими краткими биографическими данными, читатель скажет: стремительная карьера. И формально будет прав. Но за успешным передвижением молодого епископа историк Церкви должен увидеть нечто большее, чем простое продвижение по службе.
       Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, незабвенный авва Владыки Ювеналия, был исключительной личностью, сыгравшей особую роль в истории Русской Церкви. Его высокий авторитет, как внутрицерковный, так и в обществе в целом, причем не только в Советском Союзе, но и за его пределами, помогал делать очень многое для сохранения Церкви в условиях богоборческого государства. Располагая высокой церковной властью, митрополит Никодим стремился как можно быстрее расширить ряды епископата посредством включения в него своих молодых соратников. И так получилось, что в СССР, вступавшем в период застойной геронтократии, Православная Церковь получила плеяду молодых архипастырей, глубоко верующих и прекрасно образованных, преданных церковному делу и готовых без остатка отдать ему все силы.

       Митрополит Ювеналий принимал самое деятельное участие во внешних связях Церкви, в межцерковных богословских собеседованиях, в поездках Предстоятелей с официальными визитами в братские поместные Церкви. История помнит его вклад в такие важнейшие события, как дарование автономии Японской Православной Церкви и автокефалии Православной Церкви в Америке, возрождение русского монашества на Святой Горе Афон. Трудно назвать уголок земного шара, где бы Владыка ни побывал, и повсюду он свидетельствовал о православии, о Русской Церкви.

Святейший Патриарх Пимен вместе с членами Синода
принимает Святейшего Патриарха Сербского Германа. 1974 г.

На приеме у президента Кипра Блаженнейшего архиепископа Макария. 1976 г.

       Немало было ситуаций, когда приходилось парировать недружественные выпады, разного рода колкости, а то и насмешки. Требовались немалое самообладание, выдержка, уверенность в правильности своего дела, а подчас добрый юмор и искренняя доброжелательность. Как-то в поездке Владыка услышал, как одна из членов советской делегации сказала о нем: «Надо же, такой молодой, а поп!» «Поп» не только не обиделся, но вступил в беседу с, как оказалось, своей землячкой по Ярославлю, и не только установил дружественные отношения на многие годы, но и повлиял на отношение человека к Церкви.
       Международные связи были важнейшим инструментом привлечения внимания к Русской Церкви, средством ее защиты от внутреннего давления властей. И все, что делал в этой области митрополит Ювеналий сначала под руководством Владыки Никодима, а потом уже самостоятельно, совершалось с полной самоотдачей.
       Надо сказать, что взаимоотношения между архипастырями характеризовались не только деятельным соработничеством ради общего дела служения Церкви, но и духовной близостью. Владыка Ювеналий всегда с особой любовью вспоминает о полученных в свое время от старшего собрата наставлениях, касающихся смирения, послушания, верности своему долгу. Ежегодно он прибывает 5 сентября в Санкт-Петербург, чтобы помолиться на могиле приснопамятного Владыки Никодима. После панихиды в этом году митрополит Ювеналий сказал: «Он очень мало прожил на земле – 40 дней не хватило до исполнения 49 лет, когда он отошел ко Господу. Но его жизнь настолько была плодотворна, что оставила неизгладимый след в истории Церкви и, что самое ценное, в сердцах людей. Владыка нес в своем сердце любовь и насаждал ее в сердцах тех, кто имел пастырское призвание. Он вел их по жизненному пути. А как нелегко было в те времена оставаться верным Христу по совести! Он ободрял, поднимал падших, укреплял сомневающихся и сам был впереди всех.

Митрополит Ювеналий с родственниками митрополита Никодима
у его гроба в Троицком соборе Александро-Невской лавры

       Всякий раз, когда мы собираемся здесь, как это мы сделаем и сегодня, уже в 32-ю годовщину после его кончины, то идем на его могилу и там как бы экзаменуем совесть свою, так ли следовали мы за Христом, все ли сделали во имя любви Божией. Здесь же и укрепляемся на дальнейший путь».
       Когда Владыка приступил к управлению Московской епархией в 1977 г., то вряд ли он думал о том, сколь радикально изменится жизнь Подмосковья всего через каких-нибудь полтора десятилетия. Тогда в области функционировало 132 храма, не было ни одного монастыря, ни о каком всестороннем осуществлении церковного служения не могло быть и речи. Но и тут, используя уже имевшийся у него огромный опыт дипломатической деятельности, митрополит Ювеналий старался добиться того, чтобы поле деятельности более не сужалось, храмы не закрывались, минимизировалось давление на духовенство.
       И вот наступило время перемен. В 1988 г. после встречи М. Горбачева со Святейшим Патриархом Пименом и постоянными членами Священного Синода, среди которых был и Владыка, когда шла подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси, наступил поворотный момент в истории Русской Церкви. Это было время вступления Русской Православной Церкви на путь возрождения.
       В условиях наступившей в начале 1990-х годов свободы перед Церковью стояло множество задач, одной из которых было богословское и историческое осмысление трагических событий ХХ века. Изучение подвига за Христа пострадавших стало одним из дел жизни митрополита Ювеналия, который в 1989 г. возглавил новообразованную Синодальную комиссию по канонизации святых. Радовалось сердце святителя, когда он зачитывал в 2000 г. в восстановленном Храме Христа Спасителя (в благоукрашение которого также вложил немало сил в должности председателя Комиссии по художественному убранству) на Юбилейном Архиерейском Соборе Деяние о канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Владыка не устает напоминать и духовенству, и пастве о той духовной пользе, которую мы получаем, изучая жития подвижников минувшего столетия. Они были настоящими героями нашего Отечества, потому что бесстрашно отстаивали свое гражданство в Царстве Небесном. Издание многотомного собрания житий новомучеников Московской епархии, строительство храмов в их честь, соборные празднования их памяти в церковных округах епархии – все это плоды архипастырского усердия митрополита Ювеналия.

На Бутовском полигоне

       Однако вернемся к концу 1980-х – началу 1990-х годов. Постепенно пошел процесс возвращения Церкви храмов и монастырей. Это были здания по большей части жестоко руинированные, несмотря на присвоенный им статус памятников архитектуры. Их нужно было в буквальном смысле слова спасать, потому что стояли они без крыш и окон, открытые снегу, дождю и ветру. Многие смущались, говоря: «Восстановить это не под силу человеку, пусть развалины развалинами и останутся». Но Господь дал Владыке мужество сказать православному народу: «Берите все, что вам отдают, пусть это будут лишь остатки фундамента». В этих словах было упование на помощь Божию и отеческое доверие к верующему народу, вера в его силы.
       Обращаясь к фото– и кинохронике тех лет, можно только поражаться мужеству архипастыря, который приезжал совершать богослужения в храмы, как будто только что подвергнутые бомбардировке, входя подчас вместо двери в окно, и не только не унывал, но вдохновлял людей на еще более усердные труды. Теперь, по прошествии двадцати лет, многие из восстановленных храмов предстают в еще большем благолепии, чем это было до революции. Развитие церковной жизни показало, что имеющихся храмов недостаточно, потому что возникло множество населенных пунктов, где их никогда не было. Митрополит Ювеналий благословил строительство и здесь. Одновременно стали создаваться церкви в больницах, военных частях, местах заключения. В целом число храмов возросло в десять раз. Однако наряду с храмоздательством стояла еще одна, сложнейшая задача: начать возрождение человеческих душ. Митрополит Ювеналий в своих рассуждениях о духовной жизни общества неоднократно обращается к образу пророка Моисея, который сорок лет водил народ по пустыне, тем самым указывая на сложность и длительность процесса исцеления людей от язвы безбожия. Хотя дело сложное, но необходимо действовать, – таков девиз Владыки. И он создал в Коломне сначала Духовное училище, а потом возродил и Духовную семинарию. Она стала кузницей кадров для Московской епархии. Владыка с доверием и уважением относился к своим воспитанникам, многих из которых назначал на крупные приходы и сделал благочинными. Эксперимент с привлечением молодежи к церковному управлению оправдал себя: дела на местах пошли динамичнее и плодотворнее.

Закладка храма

Благословение новорожденных детей

Первый звонок в коломенской школе

       «Развитие всех направлений общественного служения, традиционно присущих Русской Церкви на протяжении ее тысячелетнего существования» – это дорогие Владыке слова, он часто их повторяет, рассказывая о развитии Московской епархии. И тут действительно есть о чем рассказать. Сформирована система епархиальных отделов и комиссий, отвечающих за различные направления работы. Функционирует не только церковная система религиозного образования и катехизации, но и интенсивно развивается соработничество со светской школой. Результат – повсеместное обучение школьников основам православия. И учебники для этого есть, и педагоги. Вообще весь учебный год распланирован так, чтобы и учителя, и учащиеся были постоянно вовлечены в процесс духовно-нравственного воспитания и просвещения. С наступлением лета педагогический процесс не прекращается: открываются лагеря для детей и юношества, многие из них ориентированы на участие в реставрации порушенных храмов (такие еще есть), начинаются паломничества к святым местам России и за рубежом.
       Вера без дел мертва (Иак. 2, 7), и дела благотворительности и милосердия всегда в фокусе внимания митрополита Ювеналия. Организация помощи сиротам и обездоленным, сборы средств для пострадавших от пожаров летом 2010 г., деятельность благотворительных столовых, раздача одежды и лекарств, забота о больных и престарелых – это страницы хроники епархиальной жизни. Особое внимание обращено на духовную поддержку тех, кто оказался на больничной койке, а также на заботу о военнослужащих. Всю эту работу делают тысячи людей. Владыка стремится внимательно следить за всем, ничего не упускать из виду, подавая пример осознания своей ответственности не только перед людьми, но и перед Богом.

Обращение к военнослужащим

       Владыка очень внимателен к информационным технологиям: это и епархиальный интернет-сайт, и журнал «Московские епархиальные ведомости», и телевизионное обозрение. Он поощряет издательскую деятельность на местах, отсюда множество периодических изданий и книг. Тут несколько целей: во-первых, дать миру возможность как можно больше узнать о православии, в том числе в Подмосковье, а во-вторых, посредством информации консолидировать, объединить церковных людей.
       Приближение юбилея выдающегося деятеля Церкви, архипастыря, совершавшего свое служение при четырех Предстоятелях нашей Церкви, побуждает человека, работающего под его началом задаться вопросом: что в этом опыте восхищает, что поучительно, что дорого твоему сердцу? Тут хочется сказать о многом.
       Владыка Ювеналий любит богослужение, совершает его чинно и благолепно. Его возгласы звучат проникновенно и доходят до самого дальнего уголка храма, как бы тихо они ни были произнесены. Чтение Евангелия и, особенно, Великого покаянного канона прп. Андрея Критского – это такие драгоценные моменты, когда митрополит щедро, без остатка изливает всем находящимся в церкви молитву своего сердца.
       Епархия огромная, храмов и монастырей множество, и все мечтают увидеть у себя правящего архиерея. Владыка, не жалея сил, разъезжает по Подмосковью и уж коли прибывает в какой-нибудь его дальний край, то позволяет организовать программу таким образом, что возвращается в Москву к моменту ночного отдыха. А следующий день полон новых дел. Окна в архиерейских покоях в Новодевичьем монастыре зажигаются часа за два до начала работы Епархиального управления. На удивленный вопрос: «Как же вы, Владыка, совсем не отдохнули?» – бывает ответ с улыбкой на подчас усталом лице: «Да мне и спать-то не хочется». Это урок не жалеть себя, когда делаешь дело церковное.

Епархиальное собрание

       Поражает ответственность Владыки в отношении слова как дара Божиего человеку. Архипастырю приходится ежедневно читать множество текстов, а также работать над статьями, выступлениями, интервью. И всегда текст отточен, каждое слово выверено. «Меня должны понять правильно», – говорит митрополит. Епархиальный годовой отчет уже приготовлен, прочтен несколькими людьми – и вдруг Владыка обнаруживает какую-то несообразность или опечатку. Такая высокая концентрация внимания, способность полностью сосредоточиться в каждый конкретный момент на том именно деле, для которого это время выделено, поистине поражает. «А иначе ничего толком и сделать-то не успеешь», – улыбается митрополит Ювеналий. Обладая исключительно высоким положением и в Церкви, и в обществе, Владыка постоянно проявляет истинное смирение. С высоты своих знаний и опыта он часто обращается к людям, окружающим его, с вопросом: «Как вы думаете? Какое может быть решение этого вопроса?» Мы живем во время резких слов, когда даже начинает стираться грань между литературным языком и бранью, а представления о хорошем воспитании отходят в область предания. В этой связи поражает та совершенно естественная изысканность и сердечная теплота, которые можно увидеть во Владыке, услышать в его речи. По-человечески архипастырь может быть кем-то недоволен или даже, может быть, раздражен, но реакция всегда будет сдержанной. «Нельзя обижать людей», – говорит митрополит, и хочется у него учиться.
       Есть такое слово – милость. Оно обозначает совершенное от любящего сердца благодеяние ближнему, которое, как сказал Христос Спаситель, открывает перед сотворившим его врата Царства Небесного. Не счесть людей, которым Владыка митрополит оказал милость. Спасал от преследований власти, в ссылку посылочки посылал, в болезни и бедности деньгами помогал. Ошибающихся и даже падших, если готовы к покаянию, отечески вразумлял и помогал исправиться. В митрополичьем правиле провинившегося сотрудника отчитать словами сдержанными, но звучащими так серьезно, что лучше бы ругался, а потом продолжать работать так, как будто ничего и не было. Тем самым показывает, что верит в исправление. При этом постоянно подчеркивается, что надо быть одинаковым со всеми, никого не выделять, заботиться одинаково о высших и низших, поздравлять с днем Ангела и архиерея, и уборщицу. Для такого равенства любви необходимо поистине большое сердце.
       В современной Московской епархии почти абсолютное большинство священнослужителей рукоположены либо самим Владыкой митрополитом, либо по его благословению. Он для нас духовный отец и дорогой архипастырь. Ныне проявление искренних чувств многими почитается проявлением неискренности и искательства. Жаль. Потому что, поздравляя митрополита Ювеналия с юбилеем, хочется не только пожелать ему долгих лет жизни и помощи Божией в трудах на благо Церкви, но и сказать открыто, во весь голос: мы очень любим тебя!

Протоиерей Петр Иванов

* * *

       Указом Президента РФ Д. А. Медведева митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, управляющий Московской епархией, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» (III степени) за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций и активную просветительскую деятельность

* * *


ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА
МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ ЮВЕНАЛИЮ В СВЯЗИ С 75-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

       Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
       В знаменательный день празднования 75-летия со дня рождения сердечно поздравляю Вас с этой юбилейной датой и молитвенно желаю обильной помощи Божией в Вашем дальнейшем, столь же многообразном и плодотворном архипастырском служении. Именно такому, с усердием совершаемому во благо Церкви, Отечества и ближних служению Вы посвятили жизнь, все свои таланты и способности. Оно началось в то время, когда Церковь наша осуществляла спасительную миссию в непростых исторических условиях. Но Господь давал Вам силы мужественно следовать по избранному пути, во всех жизненных испытаниях являть пример верности Святой Церкви и своему призванию.
       С юных лет полюбили Вы благолепие храма Божия и красоту православного богослужения. Видя Вашу горячую веру и твердое желание потрудиться в Винограднике Христовом, Сердцеведец Господь привел Вас в духовные школы, где Вы получили надлежащее богословское образование. И вот уже более полувека Вы предстоите перед Святым Престолом, принося бескровную жертву благодарения, усердно молясь о всех и за вся. С ревностью и благоговением совершая архипастырское служение, благовествуя день от дне спасение Бога нашего, мудро управляя вверенной Вашему попечению Московской епархией, руководя работой Комиссии по канонизации святых, принимая активное участие в заседаниях Священного Синода, Вы всей совокупностью деяний убедительно свидетельствуете о вечных Евангельских истинах, о великой жизнеутверждающей силе искренней веры, непоколебимой надежды и нелицемерной любви.
       Ваши особые усилия направлены на развитие конструктивного взаимодействия со светским руководством Московской области, с деятелями науки, образования и культуры, с представителями благотворительных и общественных организаций. Все это и многое другое Вы делаете с присущим Вам достоинством, обстоятельностью и доброжелательностью.
       Предстательством Царицы Небесной, Рождество Которой радость возвестило всей вселенной, Господь да сохранит Вас в мире цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Своея истины.


* * *

О МОЛОДЕЖИ

       Вступая в мир, современный человек оказывается перед лицом разнообразных жизненных альтернатив, которые при всей своей пестроте, в конечном счете, сводятся к фундаментальному выбору между добром и злом. И опасность нынешних обстоятельств состоит в том, что в общественном сознании присутствует популярное представление об относительности истины, а также о необязательности сопротивления тому, что Церковь называет грехом. Отсюда проистекает искажение видения предназначения человека, чье изначальное богоподобие понимается не как повод для самосовершенствования и самоограничения в стремлении к высшему идеалу, а как предпосылка для горделивой сосредоточенности на собственной личности и максимальном самоудовлетворении.
       Что же в результате оказывается отвергнутым? Давайте посмотрим. Народу, никогда не мыслившему своей жизни без молитвенного обращения к Богу и без следования Его заповедям, десятилетиями говорили, что Бога нет. И мы являемся свидетелями горестной старости множества людей, лишенных духовного утешения и радости. Затем, в период свободных идейных поисков, получили популярность взгляды, что «боги все одинаковые», и тогда немало людей в беспомощных поисках устроения своей духовной жизни обратились «к богам иным». С другой стороны, ложно понятая свобода, которую многие стали понимать как вседозволенность, побудила презреть семейные узы, предать сыновний долг перед родителями и осквернить целомудрие семейной жизни. Девственность, честность, нестяжание, правдивость – стали посмешищем. Что особенно печально, обесценено понятие патриотизма. Презрение к высшим нравственным ценностям влечет за собой прискорбные последствия: равнодушие к судьбе Отечества, крушение семьи, детоубийство, рост психического нездоровья людей, распространение пороков: алкоголизма, наркомании, игромании. Вот почему забота о молодых людях должна быть у нас на первом месте. Церковь и общество обязаны помочь им справиться с искушениями, встречающимися на жизненном пути. Подчас это означает для молодого человека преодоление тяжелой личной трагедии и мужественное вступление на путь правды и созидания.

Из обращения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
к участникам Х Московской областной
научно-практической конференции «Молодежь и религия»
19 ноября 2009 г.