ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Владимир Якунин:
«Кремль для русского человека всегда был духовным центром государства»

Обретение надвратных икон на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля – событие неожиданное и удивительное.
Еще совсем недавно многие были уверены: иконы безвозвратно утрачены. Как шли поиски? Кто и как занимался обретением и затем реставрацией икон?
Об этом рассказывает председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин.


       – Владимир Иванович, с чем было связано решение Фонда Андрея Первозванного заняться поисками кремлевских икон? Казалось бы, попытки предпринимались уже не раз, но все безуспешно. Вы нашли какие-то новые документы?
       – В 2005 году епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (в ту пору еще епископ Бостонский) прислал нам в Фонд Андрея Первозванного фотографию 1917 года, на которой была запечатлена икона Николы Можайского, располагавшаяся на Никольской башне Московского Кремля. На этом снимке были видны следы от попадания в эту фреску пуль и осколков артиллеристских снарядов. Владыка рассказал, что в царское время практически на всех башнях Московского Кремля в киотах находились надвратные иконы и что, может быть, не все иконы уничтожены. Такое предание существовало в среде потомков эмигрантов первой волны. Владыка Михаил убеждал нас, что над Спасскими воротами находилась и, по его мнению, должна была сохраниться фреска Спасителя. В это верилось с трудом. Чтобы найти хоть какое-то подтверждение этой невероятной версии, мы создали в фонде рабочую группу проекта восстановления надвратных икон Кремля. Но никаких письменных свидетельств о сохранности фресок или, наоборот, о том, что они были уничтожены, обнаружить не удалось. Нам стало известно, что в 1999 году Святейшему Патриарху Алексию II были переданы воссозданные мозаичные образы Спасителя и Николая Чудотворца. Тогда же была выдвинута идея поместить эти мозаичные образы в «пустовавшие» белые киоты на Спасской и Никольской башнях. По сути, предложенные образы являли собой новодел, что вызвало нарекания со стороны музеев Московского Кремля и ЮНЕСКО. Следует иметь в виду, что Кремль охраняется ЮНЕСКО, то есть международной организацией, которая запрещает менять исторический облик Кремля под угрозой исключения его из списка объектов Всемирного наследия, в котором он значится.

       И все же идея восстановления некогда существовавших икон в пустых белых киотах все больше и больше захватывала нас. Мы поставили перед собой следующую задачу: добиться получения доступа к киотам, проверить их на предмет наличия или отсутствия в них старых икон. Если они там окажутся, то тогда у нас появится «железный» аргумент в пользу их восстановления при помощи специалистов-реставраторов. В случае же их отсутствия мы могли бы поставить вопрос о воссоздании образов в их историческом виде. Эта концепция и легла в основу моего письма, которое было направлено в мае 2007 года Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, а затем и Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, которые горячо поддержали этот почин. В документе было сразу оговорено, что предлагаемый нами проект будет финансироваться за счет средств Фонда Андрея Первозванного. Как видите, мы избрали вполне прагматичный, я бы сказал, чисто научный подход, далекий от всякого пиара, который мог бы помешать осуществлению заветной цели.
      
       – Но в результате ваших действий привычный для нас образ Спасской башни был изменен. Вместо белого прямоугольника киота сейчас над воротами вновь находится икона Спасителя.
       – В вашем вопросе ключевое слово – «вновь». Мы не добавили ничего нового, просто в результате исследовательских работ была обнаружена изначально находившаяся на башне фреска. Она на удивление неплохо сохранилась и не требовала продолжительной реставрации.


       – Какова ситуация с другими башнями? Есть ли надежда, что там тоже сохранились надвратные иконы?
       – Надежда, конечно, есть. Начнем с того, что практически одновременно со Спасской башней работы по открытию надвратной иконы проводились и на Никольской башне. Сохранность образа Николы Можайского невысока. Требуется кропотливая работа реставраторов. Она будет продолжаться. Фонд Андрея Первозванного будет инициировать продолжение исследований и на других башнях Московского Кремля и обеспечивать финансирование всех реставрационных и исследовательских работ. Возможно, нам всем повезет, и мы обнаружим и другие иконы.
      
       – А если нет?
       – В таком случае инициативная и рабочая группы проекта будут проводить консультации со специалистами из Росохранкультуры, Музеев Кремля, с авторитетными реставраторами и архитекторами и, безусловно, с представителями ЮНЕСКО о возможности воссоздания икон на всех тех башнях, где они находились. Это непростой вопрос, требующий кропотливой работы с архивными документами. При этом надо исходить из того, что после реставрации, как и после воссоздания, облик Кремля будет приближен к его историческому облику, которому был нанесен, как еще недавно считалось, непоправимый урон. Имеются в виду Чудов, Вознесенский, другие кремлевские монастыри и церкви, а также надвратные иконы Московского Кремля. Это, на наш взгляд, будет отвечать интересам не только музеев Московского Кремля, Росохранкультуры, но и ЮНЕСКО. Ведь сегодня не только восстанавливаются, но и воссоздаются соборы и церкви. Возьмите, например, Храм Христа Спасителя.
      
       – С административно-хозяйственной точки зрения, Кремль – это режимный объект, который находится в ведении Федеральной службы охраны. В то же время, это один из центральных музеев России. Как строились отношения фонда с ФСО и музеем? Много ли бумаг потребовалось написать? Трудно ли было работать?
       – Мы сейчас воспринимаем Кремль и как центр государственной власти, и как музей. Возвращение надвратных икон на Спасскую и Никольскую башни дает нам возможность обратиться в прошлое и вспомнить, что Кремль для русского человека всегда был духовным центром государства. В исторических описаниях Кремля можно прочитать, что он воспринимался нашими предками как большой монастырь, а Спасская башня была главным входом в этот монастырь, поэтому Спасские ворота назывались на Руси святыми.



       Возвращаясь к вашему вопросу, могу сказать, что наибольшую поддержку мы получили от руководства Федеральной службы охраны и от Комендатуры Кремля. Достаточно сказать, что первыми, кто откликнулся на мое предложение войти в состав инициативной группы проекта, были директор ФСО Евгений Алексеевич Муров и комендант Кремля Сергей Дмитриевич Хлебников. Как ни странно, ученые с меньшим воодушевлением относились к нашей инициативе: они придерживались официальной точки зрения, которая категорически утверждала, что иконы попросту не сохранились. Сам факт, что Фонд Андрея Первозванного терпеливо и настойчиво добивался урегулирования всех вопросов, связанных с получением допуска к киотам Спасской и Никольской башен, говорит о многом. Несомненно, если бы не поддержка Владимира Владимировича Путина, Дмитрия Анатольевича Медведева, Патриарха Алексия II и Патриарха Кирилла, ничего бы не получилось. И мы ждали бы еще десятки лет какого-нибудь случайного стечения обстоятельств, когда бы обнаружились иконы.
       Хочу обратить особое внимание на то, что некоторые отечественные СМИ, думая больше о сенсации, а не об исторической правде, распространили неверную информацию, что «иконы были обнаружены случайно, в ходе проведения плановых реставрационных работ при подготовке Красной площади ко Дню Победы». Это неправда. А правда вот в чем: три года у нас ушло на подготовку к тому, чтобы только подступиться к открытию киотов; правда также и то, что благодаря подсказке сотрудников ФСО мы направили нанятых Фондом специалистов-реставраторов к киотам Спасской и Никольской башен в тот момент, когда в Кремле действительно велись плановые реставрационные работы, – нам не хотелось, чтобы наши специалисты привлекали к себе лишнее внимание. Таким образом, мы выдвинули гипотезу, проверили ее и только после обнаружения икон официально объявили общественности об этой уникальной во всех отношениях находке.
      
       – Из многочисленных репортажей, посвященных обретению икон, складывается впечатление, что реставрационные работы шли легко и быстро. Это действительно так?
       – После получения подтверждения о том, что иконы сохранились, все были воодушевлены этой новостью. Однако в ходе первичных исследований были сделаны зондажи размером всего лишь 10 на 10 сантиметров. То, что мы увидели, не гарантировало стопроцентной сохранности всей фрески. Поэтому нам не терпелось приступить к открытию защитного слоя. Было понятно, что консервацию икон проводили профессиональные реставраторы, которые сделали это с максимальной бережностью. Нам пришлось переждать майские праздники, затем 11 мая мы сообщили российской общественности о сделанном открытии, а вслед за этим подготовили и установили леса на двух башнях, чтобы в конце июня приступить к полному открытию иконы на Спасской башне. Вместе с комендантом Кремля Сергеем Дмитриевичем Хлебниковым я имел счастье подняться на строительные леса и стать свидетелем начала работы реставраторов по вскрытию киота. И только после того, как значительная часть фрески предстала нашим взорам, я спустился на площадь и сообщил собравшимся журналистам о том, что икона Спасителя сохранилась. Через несколько дней был полностью открыт и образ Николая Чудотворца на Никольской башне.
      
       – Как вы выбирали реставраторов и кто реставрировал иконы?
       – На рассмотрение рабочей группы проекта восстановления надвратных икон Кремля было предложено пять реставрационных компаний, рекомендованных Росохранкультурой и Музеями Кремля. Созданная при Фонде Андрея Первозванного инициативная группа проекта восстановления икон Кремля остановила свой выбор на Межобластном научно-реставрационном объединении, руководитель которого, Сергей Филатов, вошел в состав рабочей группы проекта. За осуществлением реставрационных работ наблюдала специальная межведомственная комиссия. Один из мастеров, который непосредственно выполнял работы на Спасской башне, как будто бы сам явился из XIX века. Он не умеет пользоваться мобильным телефоном, старается избегать современных коммуникационных технологий, это глубоко верующий человек, с удивительно добрым и проникновенным взглядом. Он с большой осторожностью и трепетом выполнял реставрационные работы. В конце августа комиссия, состоящая из сотрудников Росохранкультуры, известных ученых, архитекторов и реставраторов, отметила высокое качество проведенных работ и объявила о завершении реставрации образа Спаса Смоленского на главной башне Московского Кремля. После чего произошло поистине историческое событие – освящение иконы Патриархом Кириллом в присутствии Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, которое освещали все центральные российские каналы и европейские СМИ.


       – Несмотря на проливной дождь, освящение иконы на Спасской башне было вдохновенным и глубоко молитвенным событием. Многие собравшиеся говорили о том, что испытали одно и то же чувство: свершилась воля Божия – икона Спасителя вернулась на свое историческое место. И тем не менее осталось некоторое недоумение. Во-первых, отреставрированная икона находилась под проливным дождем, что не может не сказаться на ее сохранности. Будет ли фреска помещена в киот и закрыта стеклом? Во-вторых, очевидным диссонансом, нелепостью теперь является общий вид Спасской башни: икона Спасителя над воротами и красная звезда, венчающая саму башню. Как ни крути, это символ победившей богоборческой власти... Что вы об этом думаете?
       – Начнем по порядку. Мы заключили договор с реставрационным объединением на проведение и финансирование реставрационных работ. Специалисты-реставраторы заверили нас, что живописный слой достаточно укреплен, чтобы некоторое время находиться в незащищенном состоянии. В ближайшее время, безусловно, будет изготовлено безбликовое защитное стекло со специальной рамой, плотно устанавливающейся внутри киота. Будет предусмотрена также система вентиляции. Сохранности фрески ничто не угрожает.
       Уверен, что для всех людей, собравшихся на Красной площади 28 августа, освящение иконы Спасителя останется незабываемым моментом, одним из самых ярких и трепетных. Несмотря на непогоду, чувствовалось удивительное единение всех, кто стоял на площади, молился и радовался этому поистине чудесному и судьбоносному событию.
       Что касается общего вида Спасской башни, то, конечно, существует художественная и символическая неоднородность. Так же, как она присутствует и в нашей истории. Давайте радоваться уже совершенному действию – восстановлению исторической справедливости – возвращению икон на Спасскую и Никольскую башни. Не нужно забегать вперед и требовать всего и сразу. Почему-то ведь прошло двадцать лет с момента распада Советского Союза, а иконы были явлены только сейчас. Всему свое время! Господь все управит.

Беседовал Сергей Чапнин
Фото Федора Мастепанова
и Клима Березуцкого