ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2011

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского



       Во исполнение постановления Священного Синода об избрании архимандрита Никодима (Вулпе) епископом Единецким и Бричанским (журнал № 123 от 24.12.2010) в Храме Христа Спасителя была совершена его хиротония во епископский сан


       25 декабря 2010 года в домовом храме рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского.
       26 декабря 2010 года в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского.
       Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Астанайский и Казахстанский Александр; архиепископы Наро-Фоминский Юстиниан, Ярославский и Ростовский Кирилл; епископы Тираспольский и Дубоссарский Савва, Кагульский и Комратский Анатолий, Унгенский и Ниспоренский Петр, Солнечногорский Сергий, Бельцкий и Фэлештский Маркелл.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА НИКОДИМА (ВУЛПЕ)
ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА ЕДИНЕЦКОГО И БРИЧАНСКОГО

       Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри, святители Божии!
       Представ пред вами, как пред судом любвеобильного, но требовательного Бога, обычаем и сердцем я понуждаюсь вознести свой глас пред вашей святыней. Из всех предметов, о которых стоит говорить в храме пред лицом Освященного Собора, наименее достойным я вижу свою жизнь. Но о силе Божией, совершающейся даже в моей немощи, не постыжусь сказать ныне.
       В годы, когда так много людей по воле безбожной власти, яко овцы погибшия, рассеяны были по горам и долам многомятежного мира, Господь дал мне пастыря, на плечах которого я нашел спасение. Приснопамятный митрополит Никодим, для многих ставший тем искренним и истинным пастухом, за которым в полной безопасности идут овцы, стал и для меня первым учителем и наставником, от которого были услышаны словеса Господня, словеса чиста (Пс. 11, 7).
       Та духовная зрелость, которая не в числе лет исчитается (Прем. 4, 8), была для меня, студента, показана жизнью нашего Преосвященного ректора архиепископа Выборгского Кирилла. Перед ним, уже украшающим кафедру Московских святителей, я, как и много лет назад, сдаю экзамен, самый важный в моей жизни.
       В страхе и трепете взираю я на свою душу, которую должен буду открыть навстречу живому дыханию Всесовершенного и Божественного Духа. Вижу худость и недостаточность моих человеческих сил. Не жалею немощных моих усилий, чтобы подражать тем великим примерам церковного служения, которые являли блаженнопочившие митрополит Никодим (Ротов) и митрополит Серапион (Фадеев).
       Начиная священническое служение в Молдавии, я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего (Пс. 151, 1), но Господь послал вестника Своего и взял меня от овец отца моего, и помазал меня елеем помазания Своего (Пс. 151, 4). Этим вестником в моей жизни стал владыка Серапион. Не побоявшись моей юности, он поставил меня высоко на свещнице церковного служения, намного выше, чем того заслуживала моя неопытность.
       Благодарю я и Высокопреосвященнейшего Митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира, под чьим омофором протекало мое окончательное становление.
       Теперь же я перешел середину жизни, отмеренной, по свидетельству царя Давида, человеку. Поставляя себя перед ревностью служения почивших святителей, обличаемый апостольским подвигом и здравствующих архипастырей, понимаю, что жить, «никакоже постыждая о себе избрание» (Архиерейский чиновник), я смогу только подкрепляемый молитвами своих наставников — как предстоящих у Престола Божия в Церкви торжествующей, так и совершающих свое архипастырское служение в Церкви странствующей.
       Прошу молитв Ваших, Ваше Святейшество, как и я всегда искренне поминаю Вашу любовь ко мне недостойному. Эта молитва о Вашем долгоденствии и непоколебимости Вашего престола всегда будет возноситься в моем сердце, станет жизнью и в той епархии, в которой Дух Святой позволит мне быть епископом.
       У вас, предстоящих архипастырей, прошу молитв, дабы Божественная благодать, «всегда немощная врачующи и оскудевающия восполняющи» (Архиерейский чиновник), помогла моему смирению не бросить тень на ваш доблестный строй, да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9,27).
       Как и всякое служение епископа, и мое избрание не сулит легкого пути. Трудно изнемогать за всех, кто изнемогает, иногда невыносимо трудно сохранить чистоту души при многоразличных искушениях, ожидающих епископа: в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2 Кор. 6, 8), влекущих пастыря то в огонь гордости, то в воду отчаяния.
       Но сердце мое одновременно чает утешения от того служения любви, которое хочу принести своему благочестивому народу. Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей (2 Кор. 7,4).
       Мои мысли обращены к моей прекрасной Родине, без малого 200 лет спасающейся вместе со множеством народов, составляющих собой ту Святую Русь, которой нет на карте, но гражданство которой мы с гордостью носим. На это прекрасное единство покушается отец всякого разделения и лжи, враг рода человеческого, который хочет вовлечь в пропасть раздора и саму Церковь. На земле моих предков, к сожалению, сбываются горькие слова святителя Григория Богослова:
       «Одни из нас спорят о священных престолах,
       Враждуя друг с другом, навлекая бесчисленные бедствия
       И сами становясь их жертвами...
       Другие же, разделившись на партии, возмущают
       Восток и Запад: начав Богом, кончают плотью.
       От этих борцов и у прочих появляются имена и начинается битва:
       У меня бог — Павел, у тебя — Петр, а у него — Аполлос».
       С чувством священного трепета продолжая служение церковному единству, находя в столь ответственный для меня час успокоение во всецелой преданности Божественной воле, я недоумеваю, откуда мне взять мудрости для сего превосходящего мои силы подвига? Нахожу же ответ в Священном Писании, через которое Дух Святый вещает: Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32, 7).
       Надеясь на благословение Вашего Святейшества, мудрость собора епископов, составляющего красоту нашего Патриархата, с трепетом ожидаю пришествия моей Пятидесятницы и говорю с Псалмопевцем:
       Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
       Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
       Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
       Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю...
       Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими
(Пс. 100, 2–5,7).
       В чем да поможет мне Пастыреначальник Христос и благожелательные молитвы Освященного Собора.


СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ ЖЕЗЛА
ПРЕОСВЯЩЕННОМУ НИКОДИМУ, ЕПИСКОПУ ЕДИНЕЦКОМУ И БРИЧАНСКОМУ

       Преосвященный владыка Никодим!
       Силою, действием и наитием Святого Духа, через возложение рук архипастырей, их сугубые молитвы и братскую любовь принят ты ныне в соработничество на ниве Христовой в епископском достоинстве. С сего дня тебе указуется определенный Божий удел.
       Ты призываешься к архипастырскому служению на своей Родине, своему народу в непростой политической ситуации, требующей приложения больших усилий по противодействию раскольническим настроениям.
       Пребывай непрестанно в послушании священноначалию и в солидарном соработничестве с собратьями архипастырями. Храни верность архиерейской присяге. Всегда помни о необходимости твердо следовать каноническим правилам, сохранять церковное единство, которое не зависит ни от каких политических изменений и стихий мира сего (ср.: Кол. 2, 8).
       Наша Церковь вместе с народом прошла через серьезные испытания конца XX века, сопряженные с возникновением новых стран и изменением государственных границ. Однако благодаря высокой церковной ответственности и поддержке клира и мирян сохраненное единство стало опытным подтверждением принципа церковного устроения, укорененного в Предании, согласно которому канонические пределы Поместной Церкви не определяются лишь преходящими политическими границами. В соответствии с этой нормой строится жизнь таких Патриархатов, как Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский и Московский, а также ряда других Православных Поместных Церквей.
       Тебе предстоит нести свое служение в Православной Церкви Молдовы, которая составляет органическую и неотделимую часть Московского Патриархата, на земле с многовековой историей христианства. Благочестие и твердость веры молдавского народа не может не вызывать радости. Этот народ традиционно укоренен в православии, издавна славится сочетанием духовной стойкости, любви к Отечеству и радушного отношения к своим соседям.
       В своем следовании за Христом по пути исполнения Его святых заповедей он веками шел бок о бок с народами православной Руси. В самые разные исторические эпохи мы разделяли горе и радости друг друга, совместно выступали против посягательств на общее духовное достояние и отстаивали вместе православную веру. Длительное время мы были единым государством.
       Православный народ независимой Молдовы сохраняет свое единство с братскими народами Белоруссии, России, Украины и других стран, причастных к духовному наследию Святой Руси, осуществляя это единство через принадлежность к одной Церкви-Матери.
       Наша общая церковная традиция складывалась одновременно с формированием национального самосознания наших народов. Со временем она процвела подвижническими трудами таких выдающихся церковных светильников, как преподобный Паисий (Величковский), митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила), митрополит Киевский и Галицкий, а впоследствии Кишиневский и Хотинский Гавриил (Банулеску-Бодони). Она обогатила наши самобытные национальные культуры, питаясь благодатью, которую мы черпали от одного источника, от единой Чаши Христовой.
       Ныне Молдавская Церковь имеет свой Синод, обладает необходимой ей степенью самоуправления, реализуя его в рамках многонационального, включающего в себя разные государства, Московского Патриархата. Она использует новые возможности для всестороннего и масштабного осуществления своей высокой миссии.
       Развивая сотрудничество с государственной властью, поддерживая диалог с общественными организациями, внося свой вклад в созидание межнационального и межрелигиозного мира и согласия, противодействуя экстремистским и сепаратистским течениям в обществе, Молдавская Православная Церковь непременно и непрестанно свидетельствует о Том, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).
       В послушании Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кишиневскому и всея Молдавии Владимиру тебе совместно с твоими собратьями-архиереями предстоит трудиться и ради того, чтобы никакой раздор и несогласие, тем более возникающие в церковной среде, не нарушали мира на земле Молдовы. На тебя возлагается ответственность за то, чтобы клир и паства хранили верность Христовой Церкви, соединяя строгое следование церковно-каноническим нормам с началами христианского братолюбия.
       Заботься о духовном благополучии народа, ревностно хранящего веру и верность православным традициям, народа, быть может, наиболее религиозного на всем постсоветском пространстве.
       Очевидно: в наше время много делается враждебными силами для того, чтобы подорвать авторитет Церкви в обществе и ослабить ее влияние. К сожалению, иногда образ жизни и поведение священнослужителей дают повод для осуждения и дискредитации Церкви. Противостань этому собственным примером, научая клириков также быть образцом в вере, благочестии и чистоте.
       Возвещая Евангелие, ты вместе с тем должен иметь попечение и о насущных потребностях жителей страны, многие из которых оказались в нелегком экономическом положении. Утешить и поддержать в испытаниях, вселить надежду на преодоление жизненных трудностей, помочь ободряющим словом и добрым делом — одна из актуальных задач Церкви, призванной благовествовать миру о Христе через дела милосердия и социального служения.
       Но особое, сугубое внимание необходимо уделять вопросам воспитания молодого поколения в соответствии с православной традицией. В наше время духовного оскудения, размывания христианских ценностей, нравственного релятивизма необходима стойкость и твердость в вере, чтобы противостоять всякого рода искушениям и лжеучениям, пропаганде соблазняющего и растлевающего образа жизни. И тебе надлежит со всяким тщанием вместе со своими собратьями охранять чистоту православия, неукоснительно следовать священным канонам, неослабным попечением воодушевлять труды священнослужителей.
       Будь архипастырем добрым, приветливым ко всем, учительным, незлобивым, по слову апостола Павла (2 Тим. 2, 24), служащим для паствы правилом веры, учителем воздержания и благочестия. Но помни и о том, что без жертвенной, созидающей любви всякое дело теряет смысл. Стремись подражать святым апостолам в проповеди слова Божия, неси евангельский свет миру, свидетельствуя о красоте и истинности православной веры.
       Пусть в твоем архипастырском служении тебя вдохновляет пример ревности о славе Божией всех праотцев, память которых ныне совершает Святая Церковь.
       Нести крест епископского служения невозможно без всесильной помощи свыше. Посему весь сонм архипастырей вкупе с духовенством и здесь присутствующим народом Божиим усердно молился о ниспослании тебе всего благого и потребного для непреткновенного шествия по предначертанному пути.
       Итак, прими сей жезл, вручаемый тебе ныне, и гряди с ним к пастве твоей, стараясь, по слову апостола, представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15), чтобы на Страшном суде Господнем ты мог бы дать добрый отчет Богу (ср.: Рим. 14, 12) о вверенном тебе славном служении духа (ср.: 2 Кор. 3, 8). Аминь.
       Прими жезл сей, знак апостольского преемства и епископской власти, и преподай благословение пастве, ревностно молившейся за Божественной литургией о даровании тебе благодати архиерейства. Предстательством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, молитвами святой великомученицы Екатерины, заступничеством твоего небесного покровителя святителя Иннокентия да укрепит тебя Господь в несении ответственного и высокого архипастырского служения на благо Церкви Христовой и народа Божиего. Аминь.


БИОГРАФИЯ


       Епископ Единецкий и Бричанский Никодим (Иоанн Васильевич Вулпе) родился 4 сентября 1956 г. в с. Киперчень Оргеевского района Республики Молдова в крестьянской семье.
       После службы в Советской армии в 1977–1980 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии. В 1980 г. поступил в Ленинградскую духовную академию. 18 марта 1981 г. архиепископом Тихвинским Мелитоном (Соловьевым), викарием Ленинградской митрополии, рукоположен во диакона. 21 мая 1981 г. архиепископом Выборгским Кириллом (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен во пресвитера.
       8 июня 1981 г. распоряжением председателя Учебного комитета при Священном Синоде митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси) направлен для прохождения пастырского служения в распоряжение архиепископа Кишиневского и Молдавского Ионафана (Каполовича).
       14 августа 1981 г. назначен настоятелем церкви св. прп. Параскевы в г. Кутузове (Яловены). 12 мая 1982 г. назначен настоятелем Свято-Михайловской церкви с. Киперчень Оргеевского района. 8 января 1988 г. возведен приснопамятным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом в сан протоиерея.
       1 февраля 1989 г. назначен попечителем Свято-Георгиевской Каприянской обители. 8 февраля 1990 г. назначен благочинным церквей Кишинева, Тирасполя, Бендер, Новоаненского и Яловенского районов. 24 августа 1990 г. назначен настоятелем Свято-Никольского собора г. Оргеева. 24 августа 1993 г. назначен духовником и администратором монастыря Рождества Богородицы с. Курки Оргеевского района.
       13 октября 1993 г. назначен председателем Издательского совета Православной Церкви в Молдове.
       28 мая 1997 г. назначен членом Синода Православной Церкви в Молдове. 10 сентября 1999 г. назначен благочинным Оргеевского округа. В 2006 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен членом исполнительного комитета Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств.
       23 января 2009 г. принял монашеский постриг с именем Никодим в честь прав. Никодима, тайного ученика Спасителя.
       19 февраля 2009 г. митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиром возведен в сан игумена
       7 апреля 2009 г. возведен в сан архимандрита.
       10 октября 2009 г. Священным Синодом (журнал № 93) утвержден членом Издательского совета Русской Православной Церкви.
       24 января 2010 г. удостоен права служения с жезлом.



ХИРОТОНИИ НА УКРАИНЕ

       Во исполнение решения Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2010 года, Митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил хиротонии:
       – архимандрита Никодима (Барановского) во епископа Ракитнянского, викария Белоцерковской епархии (25 декабря 2010 года);
       – архимандрита Филарета (Кучерова) во епископа Дрогобычского, викария Львовской епархии (2 января 2011 года);
       и архимандрита Феодосия (Снигирева), благочинного Киевской епархии по делам монастырей во епископа Броварского, викария Киевской митрополии (6 января 2011 года).