ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2011

ПОУЧЕНИЕ

Митрополит Сурожский Антоний

Радость встречи

Обновим данные нами обеты крещения, вновь вступим, с новой решительностью,
с новой надеждой, на путь Христов и не станем говорить, что мы слабы,
что нет у нас крепости достаточной.
Господь сказал апостолу Павлу, который просил о силе:
Довольно тебе Моей благодати, Моя сила в немощи совершается
(ср.: 2 Кор. 12, 9).

       Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти — была именно тайной. О рождении Бога на земле проповедовали небеса, но эта проповедь была величественной и молчаливой, потому что устами небес была звезда. То событие, которое теперь празднует весь христианский мир, прошло в свое время почти совсем незамеченным. Разве знал греко-римский мир, разве чувствовал даже мир иудейский, что гдето в пещере, в Вифлееме Само Божество, воплотившись, соединилось «неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно» с естеством человеческим? Да и скоро ли обратило человечество свое внимание на величайшее событие в своей истории?

       В Евангелиях мы видим постоянное как бы сокрытие Божества. Христос был на земле Бог таящийся. Он просит молчать о Своих чудесах. Он никогда не говорит о Себе: «Я — Бог».

       Но вот и первый случай, когда повел Христос с учениками Своими речь о воплощении и указал им на его последствия. Где это было? Вдали от людей, вдали от городов, на самом крайнем севере Земли обетованной, в пределах Кесарии Филипповой. Там был Христос наедине со Своими учениками. Осторожно Христос спрашивает учеников: за кого люди почитают Сына Человеческого, то есть Его Самого? Ученики отвечают: «За Иоанна Крестителя, за Илию, за Иеремию, за одного из пророков». Не такое мнение о Себе хочет слышатьГосподь от Своих ближайших последователей. «Вы же за кого Меня почитаете?» Ваше мнение должно быть иное, высшее. «Ты — Христос, Сын Бога Живаго», — спешит прежде других ответить апостол Петр (Мф. 16, 13–16).

       Не плоть и кровь открыли, по слову Христову, эту великую истину апостолу Петру. Еврейская плоть и кровь не принимала воплощения.

       Но в ответ Спаситель сказал о том значении, которое будет иметь для человечества воплощение Сына Божия. И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою (Мф. 16, 18). Имя твое — Камень, и исповеданное тобою воплощение будет тоже камнем, на котором создана будет Моя Церковь. И апостол Петр, и апостол Павел Самого Христа называют Камнем. Христос — тот Камень, на котором создана Церковь. Но что значит создать Церковь на Христе? Многие святые отцы говорят, что Церковь создана на исповедании Петра, на вере Петра. Что это значит? Как можно что-нибудь создать на теоретическом исповедании какой-нибудь истины? Ведь создается новая жизнь человечества, создается новое человечество. Теоретической истиной новая жизнь и новая тварь не создаются. Христос есть основание Церкви в том именно смысле, в каком Он исповедан апостолом Петром. А Петр исповедал воплощение Сына Божия. Воплотившийся Сын Божий и стал основанием Церкви. Не идея воплощения, но самый факт воплощения лежит в основании Церкви. Церковь — как бы непосредственное продолжение воплощения, как и здание может быть названо продолжением фундамента. Церковь и по апостолу Павлу — новое творение.

       В воплощении снова берется персть, заимствуется плоть от естества перстного, хотя и от Девы Чистейшей. Создается новый человек, потому что сделались люди причастниками Божеского естества. Некогда Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2, 7). При новом творении тоже было Божественное дуновение со словами: …примите Духа Святого (Ин. 20, 22) — и, носиму дыханию бурну (Деян. 2, 2), исполнились все Духа Святого. Процесс постепенного преображения естества человеческого и начался с воплощения Сына Божия, а продолжение и совершение этого процесса — в жизни церковной. Так неразрывно связаны воплощение и Церковь.

       Воплощением полагается начало спасения, и на основе воплощения создается Церковь, новое естество, при действии благодати исцеляющееся от греховного тления и достигающее в меру полного возраста Христа.

       По слову самой Церкви, в Рождественской службе она приносит Христу родившемуся «православнаго богатства богословие, яко Богу и Спасу душ наших». А богатство этого православного богословия в тех же великих истинах, которые были первоначально высказаны в беседах Господа с учениками в пределах Кесарии Филипповой. «Начало спасения человеческого естества и начало жизни церковной положено в самом факте воплощения и вочеловечения Второй Ипостаси Пресвятой Троицы», — вот как определяем мы «православнаго богатство богословия». Идейно-богословское содержание рождественской службы дано было на севере Палестины, где вдали от людей был Господь наедине со Своими учениками.

       Тайно родился Христос от Пречистой Девы на юге Святой земли; тайно на севере этой земли была богословски определена важность этого рождения. Целые столетия после церковные богословы рассуждали о тайне воплощения. У кого из них нет слова о воплощении? Порою об этой тайне спорили даже на площадях и рынках. Тайна воплощения манит к себе человечество, потому что без этой тайны для человечества остается лишь безотрадное тление в похотях прелестных и мрачные врата смерти. Мы воспеваем Христово воплощение, потому что, сколько бы мы ни любили свое греховное естество, мы все же жаждем утешиться пакибытием.

Из книги «Творения»