ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2011

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Вечные ценности языком музыки

Завершился Десятый Московский пасхальный фестиваль

       Так уж повелось, что в постсоветской России каждое значимое культурное событие или форум ставит перед организаторами задачи не только чисто творческие, но и нравственно-просветительские. Яркий пример этому - десятилетняя история проведения Московского Пасхального фестиваля. С самого начала в его создании принимал деятельное участие Святейший Патриарх Алексий II. Для церковного музыкального творчества, интерес к которому в то время после его сенсационного открытия в 90-е годы со стороны светских исполнителей, ученых и слушателей заметно поутих, Пасхальный фестиваль стал возможностью развивать певческую церковную традицию на высоком профессиональном уровне, показать достаточно закрытое для светского слушателя искусство современной Церкви и, главное, приобщить к нему новое поколение музыкантов. С этим во многом связан успех, который имел Московский Пасхальный фестиваль на протяжении всей своей истории.
       Организаторский и музыкальный талант художественного руководителя фестиваля Валерия Гергиева стал гарантией того, что название «Пасхальный» не станет просто календарной традицией или коммерческим брендом, а будет его живым смыслом.

       В этом году за 16 дней фестиваль охватил столицы пяти государств: России, Казахстана, Литвы, Белоруссии, Украины и 37 городов России и Казахстана. В его рамках состоялось 122 концерта.
       Заключительный концерт фестиваля прошел в День Победы на Поклонной горе - для ветеранов и их родственников стало уже традицией ежегодно собираться на этот общедоступный праздничный вечер. В этот раз на площадь перед Центральным музеем Великой Отечественной войны пришли около 250 тыс. человек.
       Юбилейный Пасхальный фестиваль не только гораздо масштабнее предшествующих. В его программе нашли отражение актуальные для Церкви сегодня идеи о единстве культурного пространства народов на постсоветской территории. Так, несмотря на малое количество и не всегда удовлетворительное состояние концертных залов русской, украинской, белорусской и казахской провинций, именно сюда была привезена богатая симфоническая программа в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением самого маэстро Валерия Гергиева.
       Хоровая программа Пасхального фестиваля, напротив, собрала известные церковные коллективы со всего русского мира в старинных намоленных храмах столицы, Подмосковья и нескольких городов Центрального федерального округа. В этом году на фестивале выступили 16 хоров из России, а также коллективы Украины, Белоруссии, Абхазии, Греции, Венгрии, Сербии, Литвы. Организаторы фестиваля стремились показать разные православные певческие традиции, которые бытуют сегодня. Русская духовная музыка XIX–XX веков и древние песнопения были представлены в самых различных интерпретациях: в исполнении большого смешанного хора, а также камерных монастырских ансамблей и хоров мальчиков. Национальные певческие школы представили сербский хор «Серафим», греческий «Ираклион», российские коллективы, исполняющие аутентичную народную музыку, в числе которых был знаменитый Архангельский народный хор.
       Уникальным событием в рамках фестиваля стала очередная звонильная неделя, в течение которой в храмах и соборах Москвы можно было услышать и оценить искусство 35 лучших звонарей из разных городов России: викториальные звоны в честь Дня Победы, пасхальные звоны, а также вереницы звонов «Замоскворецкие колокола» и «Колокола Зарядья».

Антонина Мага