ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Алексия (Антипова) во епископа Бузулукского и Сорочинского

       3 марта в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Алексия (Антипова) во епископа Бузулукского и Сорочинского. 25 марта за Божественной литургией в храме Святителя Николая Чудотворца в Хамовниках в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Антипова) во епископа Бузулукского и Сорочинского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Оренбургский и Саракташский Валентин; архиепископ Истринский Арсений; епископы Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Орский и Гайский Ириней.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА АЛЕКСИЯ (АНТИПОВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА БУЗУЛУКСКОГО И СОРОЧИНСКОГО

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
       В глубоком волнении и в священном трепете предстою я перед вами, богомудрые архипастыри, как пред лицем Самого Пастыреначальника Христа и Бога моего. Сознавая, сколь велика пред Богом и людьми ответственность епископского служения, подобно Давиду вопию: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50, 3), и как Соломон взываю: Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло (3 Цар. 3, 9). В этот день моей Пятидесятницы перед внутренним взором проходит вся моя жизнь, вижу ступени, по которым вел меня Промысл Божий, приготовляя к сему служению. С благодарностью к Богу вспоминаю детство и отрочество в большой глубоко религиозной семье и приснопамятных благочестивых родителей, воспитавших меня в православии. Вспоминаю учебу в светских школах и воинскую службу. В памяти моей незабвенные годы учебы в духовных школах при Троице-Сергиевой лавре под небесным покровом Преподобного Сергия Радонежского и смиренное послушание священноначалию в Оренбургской епархии при тщательном исполнении всех возлагаемых на меня обязанностей. С благодарностью к Богу вспоминаю благодатное воздействие на меня целомудренной спутницы жизни до вступления на монашеский путь.
       Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам: Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37~38). Молясь об умножении ревностных служителей на ниве Господней, я смиренно предаю себя всеблагой воле Божией и, склоняя главу свою, приемлю определение Святейшего Патриарха и Священного Синода о моем избрании на епископское служение. Подобно Христу, Сыну Божию, пришедшему исполнить волю пославшего Его Отца, желаю и я исполнить волю Божию в послушании Матери-Церкви, помня слова Спасителя: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15, 16). А апостол Петр отечески назидает, как нужно трудиться на ниве Божией: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2~3). Размышляя о жертвенном пути епископского служения, предначертанном Самим Пастыреначальником Христом: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28), вполне сознаю, сколь велик, ответственен, многотруден и сложен подвиг епископа, призванного явить образ доброго пастыря и стать для своих пасомых не столько начальствующим и владыкой, сколько любящим и милосердным отцом, разделяющим с ними скорбь и радость, принимающим на себя их немощи и печали, приносящим их молитвы к Престолу Божию.
       Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Богомудрые архипастыри! Смиренно прошу ваших святых молитв, да ниспошлет мне Господь наш Иисус Христос через возложение ваших рук Божественную благодать, дабы предстоящее архиерейское служение было спасительным для меня и полезным для Матери-Церкви и нашего Отечества.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ АЛЕКСИЮ

       Преосвященный епископ Алексий!
       Ныне изволением Господним, избранием Священного Синода, силой и наитием Святаго Духа, тайнодействовавшего через возложение на твою главу святительских рук, воспринял ты за Литургией нелегкое и благое бремя епископского служения. Благодать Божия соделала тебя архиереем, дабы ты, подражая Начальнику нашего спасения, был преемником апостолов и продолжателем евангельской миссии.

       С сегодняшнего дня ты возглавляешь вновь образованную Бузулукскую епархию. На нелегком поприще архиерейского служения тебе надлежит соработничать с Преосвященным Валентином, митрополитом Оренбургским и Саракташским, собратьями архипастырями и пастырями, с мирянами, общественностью и властями региона.
       Здесь тебе предстоит благовествовать спасительное слово Божие, с тем чтобы паства, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображалась в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (ср.: 2 Кор. 3, 18). Самоотверженное архипастырское служение не сводится, однако, к одному лишь благовестию: задача всех служителей Церкви, и епископа в первую очередь, состоит в деятельном восстановлении исконного союза человека с причиной своего бытия и источником всякого блага ~ Богом.
       Многие наши соотечественники, устав от суетности и погони за призрачным комфортом, ощущая бессилие и безрадостность ценностей современной цивилизации, алчут ныне чистых образцов бескорыстия, доброты и мудрости. Эта потребность сердца приводит людей в храм Божий. Но много и тех, кто прельщается миражами и суррогатами радости, блуждая в стороне от пути спасения. Не все готовы к отказу от соблазнов потребительского существования, к твердому стоянию в отеческой вере, но тем не менее к каждому из них должно быть обращено твое любящее сердце, ибо избран ты быть ловцом человеков (ср.: Мф. 4, 19).
       Все мы, клирики и миряне, нуждаемся в преображении, в обновлении своей души, в воспитании в себе должного отношения к ближним, к Церкви, к Родине. Именно эту задачу ты будешь решать на епархиальном уровне. Там, на степных рубежах России, ты призван не просто принимать активное участие в насущных духовно-нравственных преобразованиях, а быть их вдохновителем и организатором. Епископ ныне становится ближе к пасомым и может лично содействовать их внутреннему преображению. Важно донести до людей простую, но вместе с тем радикально изменяющую нашу жизнь истину о том, что ничто не может на земле дать человеку подлинного счастья вне общения с Богом. Всё остальное ~ мифы, заблуждения и тупики человеческой жизни. Подобно тому как болезни телесные отступают только тогда, когда в состав лекарства включены все компоненты рецепта, так и духовные недуги исцеляются только тогда, когда мы принимаем все составляющие врачующей нас полнокровной жизни в Святой Церкви.
       Наши современники должны осознать, что христианин ~ это не тот, кто время от времени посещает богослужения и носит крестик, а тот, кто, по слову чествуемого сегодня преподобного Иоанна Лествичника, #]сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями#& (Лествица, или Скрижали духовные. Слово 1).
       Восстановление в человеке образа Божия возможно только тогда, когда человек сам ищет богоподобия, когда он, по выражению апостола языков, не сообразуется с веком сим, но преобразуется обновлением ума своего, чтобы познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (ср.: Рим. 12, 2). К этому благодатному деланию его сподвигают заложенная Творцом в его душу жажда горнего, благочестивые примеры добрых христиан, проповедь и отеческое наставление пастырей и архипастырей. Приобщай людей к святоотеческому наследию, которое содержит всю полноту знания о стяжании благодати и возделывании души. Чаще напоминай пасомым о том, что единство Церкви созидается в том числе и общей молитвой, и участием в святых таинствах, в первую же очередь в таинстве святой евхаристии.
       Тебе надлежит откликаться на вопрошания всех прибегающих к помощи Божией и ищущих поддержки и утешения в стенах храма без различия национальности, гражданства и политических убеждений. Просветительские и социальные проекты, дела милосердия и молодежные программы ~ всё должно быть свидетельством о том, что тебе небезразличен каждый человек, встретившийся на жизненном пути.
       В многообразии архиерейских забот не охладевай к молитве, будь внимателен к своим помыслам, устремлениям, словам и поступкам. Святитель Григорий Двоеслов, чья память сегодня также совершается Церковью, в своем знаменитом труде о пастырском служении предостерегал от опасности всецело погрузиться #]в превышающую меру заботы#&, когда #]душа наша, подобно путнику, постоянно развлекаемому посторонними предметами, забывает цель, к которой стремится, уже не чувствует тех недостатков, которые терпит, и не замечает тех упущений и погрешностей, в которые впадает#& (Правило пастырское, или О пастырском служении. Гл. 4). По завету святителя Григория Двоеслова и в соответствии с принесенной тобой архиерейской присягой потщись жить в простоте, благочестии и любви к ближним.

       Итак, вручая тебе архиерейский жезл, вторю словам премудрого Соломона: Все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево. Господь же прямыми сделает пути твои и шествия твои в мире устроит (Притч. 4, 26~29). Преподай теперь архипастырское благословение предстоящему народу Божию, молившемуся о тебе во время твоей хиротонии. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий (Леонид Петрович Антипов) родился 13 августа 1956 года в с. Старо-Борискино Северного района Оренбургской области. В 1978 г. окончил Бугульминский индустриально-педагогический техникум. В 1974~1976 гг. проходил срочную службу в рядах Советской Армии. 1978~1981 гг. работал педагогом в ССПТУ № 8 г. Набережные Челны. В 1984 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1991 году ~ Московскую духовную академию. В 1983 г. вступил в брак. 4 декабря 1983 года ректором Московской духовной академии и семинарии епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым), рукоположен в сан диакона, 25 февраля 1984 г. ~ во иерея. 1984~1988 гг. ~ священник Никольского кафедрального собора г. Оренбурга. 1988~1989 гг. ~ настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Кувандыка. 1989~1998 гг. ~ настоятель храма Святой Троицы в селе Старо-Борискино Северного района Оренбургской области. 1998 г. ~ возведён в сан протоиерея. 1998~2000 гг. ~ настоятель храма Всех Святых г. Бузулука и благочинный Бузулукского округа. 2000~2005 гг. ~ секретарь Оренбургской и Бузулукской епархии. 2001~2009 гг. ~ благочинный Оренбургского и Солъ-Илецкого округов. 2000~2005 гг. ~ настоятель храма Иоанна Богослова г. Оренбурга. 2005~2011 гг. ~ настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Оренбурга.
       С 2006 г. ~ председатель епархиального Отдела религиозного образования и катехизации. 2009 ~ апрель 2012 гг. ~ ректор Оренбургской духовной семинарии. С 2011 г. ~ главный редактор журнала #]Оренбургские епархиальные ведомости#&.
       10 марта 2012 года по обоюдному согласию с супругой митрополитом Оренбургским и Саракташским Валентином пострижен в монашество с именем Алексий в честь святителя Алексия Московского. Решением Священного Синода от 15~16 марта 2012 года (Журнал № 18) избран епископом Бузулукским и Сорочинским.