ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2008

БИБЛИОГРАФИЯ

К 65-летию начала непрерывного издания
«Журнала Московской Патриархии»

       «Журнал Московской Патриархии» – официальный печатный орган Русской Православной Церкви – начал выходить в 1931 году, через тринадцать лет после закрытия в 1918 году «Церковного вестника», официального органа Святейшего Синода. Само название журнала говорило о том, что он «является выразителем истинно церковного самосознания» (ЖМП. 1931. № 1. С. 1). В условиях существования в Русской Православной Церкви различных раскольнических группировок это было особенно важно.
       Журнал был заявлен как ежемесячный, однако в первый год издания вышло только 6 номеров; далее (1932–1935) журнал выходил еще реже (раз в 4 месяца) и имел сплошную нумерацию (8 номеров были сдвоенными). Всего в первый период существования журнала вышло 16 номеров (последний № 23/24). Журнал не имел обложки, тираж его был 3000 экземпляров, а объем – от 8 до 14 страниц вместе с календарными сведениями на несколько ближайших месяцев вперед (выпускать церковный календарь отдельным изданием тогда возможности не было). В выходных данных журнала Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси; † 1944) указывался как его издатель. Редакторами были П. Остроухов (№ 1–3) и архимандрит Сергий (Воскресенский, с 29 октября 1933 года – епископ Коломенский; № 4–23/24).
       Всего в 1930-е годы было напечатано около 200 статей (считая за отдельную статью каждое постановление Синода, общее число которых – 139). Подписанных статей было немного, к ним относятся 20 работ митрополита Сергия (конечно, он также был автором большинства синодальных постановлений) и 4 статьи протоиерея Александра Лебедева (1888– 1937), магистра богословия, с 4 октября 1933 года – Управляющего делами Патриаршего Синода.

       Материалы журнала того времени представляют большой интерес как уникальное свидетельство о продолжавшейся вопреки всевозможным притеснениям со стороны властей церковной жизни. Они имеют также важное богословское и особенно богословско-каноническое значение, что прежде всего относится к статьям самого митрополита Сергия, выдающегося богослова XX века: «Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам» (№ 2, 3, 4) и «Значение апостольского преемства в инославии» (№ 23– 24) – эти экклезиологические статьи стали классикой отечественного богословия; «Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви» (апология учения о приснодевстве Пресвятой Богородицы и прославлении телесной природы Божией Матери после Ее Успения; № 11–12) и «Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря» (№ 16– 17).       Не менее интересны также послания, письма и резолюции митрополита Сергия по различным вопросам церковной жизни, в том числе связанные с расколами и разделениями, происходившими в 1930-х годах в СССР и в русской церковной диаспоре. То же относится к определениям Священного Синода (наряду с текущими печатались и некоторые постановления за 1928– 1930 годы), касающимся конкретных дисциплинарных проступков священнослужителей (таких определений больше всего), общих вопросов канонической дисциплины, вопросов богослужебной практики и организационных вопросов.
       Определения по каноническим вопросам особенно ярко характеризуют сложную обстановку 1930-х годов: расстройство церковно-епархиальной жизни, падение церковной дисциплины, снижение уровня богословской подготовки и упадок канонического сознания в среде пастырей и архипастырей, зачастую не прошедших академической школы. В синодальных определениях того времени большое место отводилось мотивировке принимаемых решений, отчего некоторые определения превращались в настоящие богословские экскурсы, например определение «О мироварении» (о дне освящения святого мира) от 29 марта 1932 года (№ 9–10).
       В 1935 году в связи с усилением в СССР государственного давления на религиозные организации издание было прекращено.
       В 1943 году отношение власти к Русской Православной Церкви изменилось, и журнал был возобновлен. Символично, что первый его номер вышел 12 сентября 1943 года, в день восшествия на Первосвятительский престол, пустовавший почти два десятилетия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия. С тех пор и до сего дня журнал выходит ежемесячно (исключением являются 1994– 1995 годы; в 1996 году был только один сдвоенный выпуск – № 4–5). Его тираж, составлявший в 1940-х годах 15 000 экземпляров, постепенно увеличивался, дойдя к 1989 году до 32 000 экзземпляров. В последующие годы в связи с экономическими трудностями начального периода перестройки тираж снизился, составив в 1995 году всего 3000 экземпляров. Далее тираж вновь начал возрастать – на сегодняшний день он составляет 9000 экземпляров.
       В 1940-х годах объем каждого номера варьировался от 22 до 104 страниц, составляя в среднем 60 страниц; в 1950-х годах – в среднем 72 страницы; в 1960– 1980-х годах – 80 страниц; в 1990-х – 88 страниц; к 2003 году он достиг 96 страниц.
       Кроме регулярных номеров вышло 6 специальных выпусков: в 1948 году (в связи с юбилейными торжествами по поводу 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и Московским совещанием Предстоятелей и представителей Автокефальных Православных Церквей), в 1963 году (к 50-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия I), в 1968 году (к 50-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; номер был напечатан в 1971 году), в 1995 году (к 5-летию Патриаршего служения Святейшего Патриарха Алексия II), в 1997 году (к 125-летию Среднеазиатской епархии и ее посещению Предстоятелем Русской Православной Церкви) и в 1999 году (к 70-летию Святейшего Патриарха Алексия II).

       В первый состав редколлегии журнала входили четыре человека: ответственным редактором был Святейший Патриарх Сергий, членами редакционной комиссии – митрополиты Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, † 1970), Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич, † 1961), а также архиепископ Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин; скончался через месяц после выхода первого номера журнала); ответственным секретарем – протоиерей Александр Смирнов.
       После кончины Святейшего Патриарха Сергия 15 мая 1944 года во главе журнала встал Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (с 4 февраля 1945 года – Святейший Патриарх Алексий I). В 1946 году его сменил на этом посту митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), который руководил журналом до 1960 года. Ответственными секретарями издания при нем были протоиерей Александр Смирнов (до июля 1949 года), профессор Ленинградской Духовной академии Л. Н. Парийский (август 1949 – июнь 1950), профессор Московской Духовной академии А. И. Георгиевский (июль 1950 – декабрь 1953); А. В. Ведерников (1954– 1962). Активное участие в редактировании журнала в течение почти пятидесяти лет (с 1954 года) принимал ответственный секретарь ОВЦС А. С. Буевский.
       С 19 сентября 1960 года по 14 мая 1963 года председателем редколлегии журнала был епископ Подольский Никодим (Ротов, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский, † 1978), ответственным редактором – доцент ЛДА А. Ф. Шишкин, членами редколлегии протоиереи Виталий Боровой и Всеволод Шпиллер, а также Н. П. Иванов, Е. А. Карманов, П. В. Уржумцев и А. С. Буевский.
       2 января 1962 года ответственным редактором журнала был назначен архимандрит Питирим (Нечаев, впоследствии митрополит Волоколамский и Юрьевский, † 2003), который возглавлял его почти 33 года. Ответственными секретарями редакции в то время были Е. А. Карманов (1963 – август 1981), В. П. Овсянников (сентябрь 1981 – 1985); профессор МДА К. М. Комаров (1986 – январь 1992). В 1985–1994 годах заведующей редакцией журнала была А. Г. Чулюкина.
       С развитием экуменических контактов Русской Православной Церкви возрос интерес к журналу за рубежом. По этой причине с ноября 1971 года журнал стал выходить также на английском языке под названием The Journal of the Moscow Patriarchate (1971, № 1–2; 1972–1991 – ежемесячно; 1992, № 1–6; 1993, № 1–5; 1994, № 1). В целом английская версия журнала была идентична русской, хотя некоторые материалы помещались только в английском или только в русском издании. Первым ответственным редактором английской версии журнала был В. П. Овсянников, в 1978–1988 годах – Т. А. Волгина, последним заведующим английской редакцией был В. В. Зайцев.
       Помимо английской версии журнала, отправляемой в 54 страны мира (в те годы журнал на русском языке получали в 40 странах), отдельные его материалы переводились и широко использовались в других церковных журналах, таких, как «Православний вiсник» в Киеве (на украинском языке), «Голос Православия» в Берлине (на немецком языке), «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» в Париже (на русском и французском языках), «Единая Церковь» в Нью-Йорке (на английском языке), «Православный канадский вестник» в Эдмонтоне (на английском языке), «Церковная хроника» («Эдьхази кроника») в Будапеште (на венгерском языке).
       В начале 1993 года, для того чтобы более оперативно информировать читателей о событиях церковной жизни и постановлениях Священноначалия, а также расширить возможности публикации статей на богословские, церковные и церковно-общественные темы, журнал был разделен на две части: помимо журнала с прежним названием стал выходить «Журнал Московской Патриархии. Официальная хроника». Всего вышло 11 номеров – от № 0 (пробного) 1993 года до № 1–3 1994 года. Главным редактором этого издания первоначально также был митрополит Питирим (Нечаев), а с № 5 1993 года – Е. В. Комаров. Однако отход от традиционной структуры себя не оправдал, и с 1995 года блок официальных материалов вновь стал частью единого журнала.
       17 июля 1995 года главным редактором журнала был назначен епископ Бронницкий Тихон (Емельянов, впоследствии архиепископ Новосибирский и Бердский). К тому времени в связи с реорганизацией Издательского отдела на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября – 2 декабря 1994 года) выпуск журнала временно приостановился – за первые 9 месяцев 1995 года вышли только два номера: № 5 (к Пасхе) и спецвыпуск (к пятилетию интронизации Святейшего Патриарха Алексия II). Усилиями нового главного редактора за несколько месяцев недостающие номера были подготовлены и долг перед подписчиками был ликвидирован. Ответственными за выпуск журнала при Владыке Тихоне были заместитель главного редактора Е. С. Полищук (сентябрь 1995 – февраль 1996 года) и М. В. Жилкина (ответственный секретарь журнала – с марта 1996 года по нынешний день).
       В это время была осуществлена полная компьютеризация редакционного процесса, существенно изменилось художественное оформление «Журнала Московской Патриархии» – фотоиллюстрации стали цветными, их количество значительно увеличилось. Применение новых информационных технологий позволило создать электронную версию журнала, и с 1995 года все вновь выходящие номера начали также размещаться на сайте Издательского Совета (www.jmp.ru). Ведется и работа по ретроспективному размещению выпусков предыдущих лет: на начало 2008 года на сайте были выставлены все его довоенные номера (1931–1935) и послевоенные за 17 лет (1943–1944, 1994–2007).
       Епископ Тихон был главным редактором журнала до декабря 2000 года. В конце декабря 2000 года главным редактором был назначен протоиерей Владимир Силовьев.
       С 2003 года журнал начал выходить в современном полиграфическом исполнении: был создан совершенно новый его макет, издание стало полноцветным, каждый номер содержит большое количество фотографий.
      
       Напомним, что возобновление журнала произошло в годы Великой Отечественной войны. Публикуемые в то время материалы призывали к самоотверженному труду, утешали скорбящих, ободряли и воодушевляли защитников родины примерами славного прошлого Русской земли, рассказывали о патриотической деятельности Русской Православной Церкви. Таковы статьи митрополита Алексия (Симанского) «Святой благоверный великий князь Александр Невский – покровитель Северного края» (1943, № 2) и «Христианство и война с гитлеризмом» (1943, № 3); митрополита Николая (Ярушевича) «Танковая колонна Русской Православной Церкви имени Димитрия Донского» (1943, № 2), «О русских женщинах-патриотках» (1944, № 1) и другие. Освещались и важные события возрождения церковной жизни в 1940-х годах: возобновление Патриаршества, избрание Патриархов Сергия, а затем Алексия I, открытие духовных учебных заведений (сначала Богословского института и Пастырских курсов, а затем Духовных академий и семинарий), 500-летний юбилей автокефалии Русской Православной Церкви, первые заграничные поездки церковных делегаций.
       К 1950-м годам определились основные рубрики журнала, которые с небольшими изменениями сохранились до сего дня: «Официальная часть», «Проповедь», «Церковная жизнь» с подрубриками «Из жизни епархий» и «Вечная память». Названия некоторых из них складывались в течение ряда лет и не отличались стабильностью: так, нынешняя подрубрика «Вечная память» называлась и «Некрологи», и «Вечная память почившим»; рубрика «Из жизни Православия» именовалась «Из жизни Православной Церкви за границей», «Из жизни Православных Поместных Церквей», «Из жизни Православных Автокефальных Церквей», «Из жизни Автокефальных Православных Церквей» и т. д. До 1968 года богословские материалы помещались под рубрикой «Статьи», позже – под рубрикой «Богословский отдел». С началом холодной войны в журнале появилась рубрика «В защиту мира» (с № 5 1949 года), которая стала постоянной в 1949–1991 годах (с № 4 1989 года она называлась «За мир и выживание человечества»). После вступления в конце 1961 года Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Цервей появилась рубрика «Экуменические проблемы» (она называлась также «Вопросы христианского единства» и просуществовала до 1991 года).
       Начало политических реформ в России во второй половине 1980-х годов и изменение политики государства по отношению к Русской Православной Церкви, особенно отчетливо проявившееся в 1988 году в ходе празднования 1000-летия Крещения Руси, открыли новую эпоху и для журнала, в котором появились статьи, посвященные осмыслению исторического прошлого нашей Церкви, путей возрождения православного отечества, обсуждению общественных проблем с православных позиций. Стали печататься материалы о мучениках, исповедниках и подвижниках благочестия XX века, статьи о религиозных взглядах деятелей русской культуры. Появились новые рубрики, например «Вера и знание», в которой систематически помещались статьи апологетического характера. Под рубрикой «Наши публикации» стали появляться материалы из богатейшего наследия русской богословской и религиозно-философской мысли XX века (в том числе из наследия русской эмиграции), а в рубрике «Церковь и общество» – статьи по всем сферам социального служения Церкви: благотворительности, взаимодействию с Вооруженными Силами, работе с молодежью, миссионерской деятельности и другие. Повсеместно развернувшаяся работа по восстановлению храмов, возрождению приходской жизни сделали актуальными такие рубрики, как «Советы старостам» и «Юридические консультации».
       За все годы существования журнала вышло (с учетом одиннадцати номеров «Официальной хроники») 792 номера (здесь и ниже данные приводятся по состоянию на 31 декабря 2007 года). В них было опубликовано около 30 000 статей (из них около 16 000 – авторские), которые распределялись по основным рубрикам следующим образом: «Церковная жизнь» – 15 416 (в том числе в подрубриках «Из жизни епархий» – 7185, «Некрологи» – 3061, «Наречения и хиротонии – 438», «Духовное образование» – 424); «Официальная часть» – 4893 (в том числе «Определения Священного Синода» – 312), «Проповедь» – 2021, «Из жизни Православия» – 1406, «Богословие» – 1015, «Миротворческая деятельность» – 2441, «Экуменическая деятельность» – 1625, «Библиография» – 682.
       Вследствие официального характера журнала значительная часть авторских статей в нем принадлежит Священноначалию – Предстоятелям Русской Православной Церкви Святейшим Патриархам Сергию (Страгородскому), Алексию I (Симанскому), Пимену (Извекову) и Алексию II (Ридигеру); постоянным членам Священного Синода митрополитам Николаю (Ярушевичу), Никодиму (Ротову), Ювеналию (Пояркову), Филарету (Вахромееву). Из других авторов, много потрудившихся в журнале, наибольшее число статей опубликовали митрополиты Питирим (Нечаев) – 84, Антоний (Блум) – 37, Вениамин (Федченков) – 27, Варфоломей (Городцов) – 15; архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) – 26, архимандрит Макарий (Веретенников) – 75, протоиереи Николай Иванов – 115, Павел Соколовский – 91, Александр Ветелев – 79, Геннадий Нефедов – 72, Александр Кравченко – 66, Алексий Остапов – 45, Петр Гнедич – 29, Николай Радковский и Николай Харьюзов – по 27, Андрей Сергеенко – 23, Всеволод Шпиллер – 21, Сергий Савинский – 18; профессора К. Е. Скурат – 70, Н. Д. Успенский – 68, Л. А. Успенский – 54, К. М. Комаров – 52, Л. Н. Парийский и И. Н. Шабатин (Никита Волнянский) – по 45, А. И. Иванов – 39, А. И. Георгиевский – 33, Н. П. Доктусов – 27, а также А. В. Ведерников – 153, В. А. Никитин – 122, П. В. Уржумцев – 66, А. Л. Казем-Бек – 63, Е. А. Карманов – 56, И. Н. Хибарин – 55, М. В. Жилкина – 57, Е. С. Полищук – 52, А. Н. Игнатьев – 50, Г. Ф. Троицкий – 45.
       На страницах журнала регулярно публикуются Патриаршие послания, приветствия, заявления, указы, определения Священного Синода, сообщения о важнейших событиях церковной жизни, юбилейных и памятных событиях, материалы официальной хроники. Традиционно помещаются сообщения о богослужениях Предстоятеля Русской Православной Церкви, наречениях и хиротониях новых епископов, их биографии. Начиная с 1990 года детально освещаются пастырские визиты и поездки Святейшего Патриарха Алексия II (418 статей), а также встречи Его Святейшества с различными церковными, государственными и общественными деятелями.
       Широко представлена епархиальная и приходская жизнь: рассказывается об архиерейских служениях, реставрации и строительстве храмов, об освящении новых престолов. Журнал освещает паломнические поездки делегаций Русской Православной Церкви в Святую Землю, на Святой Афон и в другие места. Публикуются статьи о святынях нашей Церкви, материалы о жизни монастырей, Духовных школ и зарубежных учреждений Русской Православной Церкви. Много статей посвящено выдающимся деятелям нашей Церкви: пастырям, богословам, композиторам, иконописцам, духовным писателям.
       Большое место уделяется проповедническому слову, за время издания журнала в нем были опубликованы проповеди на все основные праздники церковного календаря – Господские и Богородичные праздники, дни Недельные и постовые, памяти русских и общеправославных святых, а также посвященные важнейшим христианским добродетелям, основам православного вероучения и правилам христианской жизни. Многие из этих тем освещались многократно различными авторами – от святых отцов и иерархов Церкви до мирян-богословов и студентов Духовных академий. Так, темой 624 проповедей, посвященных праздникам, чаще всего были Рождество Христово (60 проповедей), Пасха (52), Пятидесятница и Преображение Господне (по 26), Успение Пресвятой Богородицы (21) и т. д. Достаточное представление о богатстве помещенного в журнале гомилетического материала дает список проповедников, посвятивших свои проповеди Успению Пресвятой Богородицы: преподобный Иоанн Дамаскин (1987, № 8, 9; 1991, № 8; 1992, № 8), святитель Филарет Московский (2002, № 12), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1991, № 12), митрополиты Николай (Ярушевич; 1946, № 9, 1955, № 8), Антоний (Вакарик; 1979 № 8), Симон (Новиков; 1981, № 8), Иоанн (Вендланд; 1989 № 8), архиепископ Димитрий (Муретов; 1983 № 8), протоиереи Леонид Кузьминов (1964, № 8), Геннадий Нефедов (1993, № 8), Александр Шмеман (1994, № 9/10) и другие.
       На страницах журнала постоянно публикуются святоотеческие творения (464 работы 87 святых авторов), чаще всего печатались труды святителей Кирилла Иерусалимского (23), Иоанна Златоуста (22), Василия Великого (18), Григория Богослова (13), преподобных Ефрема Сирина (20), Варсонофия Великого (11), Максима Исповедника (10); русская святоотеческая литература представлена публикациями святителей Феофана Затворника (29), Тихона Задонского (16), Филарета Московского (16), Димитрия Ростовского (12) и Игнатия Кавказского (10).
       Журнал внес заметный вклад и в развитие современной богословской мысли, опубликовав ряд статей, посвященных православной догматике (230, из которых 129 – по экклезиологии), нравственному и пастырскому богословию (73), литургике (169), канонике (48), агиологии (56). Именно журнал начал знакомить русского читателя с работами богослова В. Н. Лосского («Образ и подобие». 1958, № 3); здесь же после большого перерыва начали публиковаться работы священника Павла Флоренского («Дух и плоть». 1969, № 4).
       Большое внимание в журнале уделялось такому важному аспекту церковной жизни, как богослужение: в 1977–1993 годах в постоянной рубрике «Из богослужебной практики» публиковались (применительно к практическим особенностям современной приходской жизни) статьи по вопросам богослужебного устава, историческим и богословским основам православного богослужения, совершения чинопоследований Церковных Таинств. Всего было опубликовано 237 статей, постоянными авторами этой рубрики были протоиереи Александр Сложеникин, Василий Войнаков, Владимир Ригин, Геннадий Нефедов.
       Неизменно важной темой для журнала являются межправославные отношения – с самого начала его издания читатели имели возможность систематически знакомиться с историей, агиологией, духовным опытом, служением и богословием Православных Церквей, с их святынями. Среди освещавших эту тему авторов – Предстоятели, иерархи и богословы Поместных Православных Церквей, настоятели подворий Поместных Церквей в нашей стране. Воспитывая читателей в духе верности единству Православия, журнал публиковал статьи, посвященные жизни Православных Церквей, а также хроникальные сообщения и рецензии на различные православные издания. Чаще всего под рубрикой «Из жизни Православия» помещались материалы о Православных Церквах: Болгарской (267 статей), Сербской (193), Константинопольской (131), Румынской (124), Чехословацкой (106), Американской (99), Элладской (93), Грузинской (80), Антиохийской (79), Финляндской (72), Александрийской (60), Русской Православной Церкви заграницей (54), Польской (43), Кипрской (38), Иерусалимской (35) и т. д.
       Журнал постоянно обращается к вопросам церковной истории – как общей (20 статей), так и особенно истории Русской Церкви, которой посвящено 352 статьи по дореволюционному периоду, 135 – по советскому периоду и 70 – по новейшему периоду. Во многих статьях рассматриваются проблемы христианского искусства: иконописи (80), церковного пения (55), храмовой архитектуры. В 1988–1995 годах часто печатались православные стихи русских поэтов – как признанных классиков, так и поэтов-современников (всего под рубрикой «Из духовной поэзии» было напечатано 150 стихотворений).
       Один из больших разделов журнала в 1960–1980 годах был отдан публикациям, освещавшим экуменическую деятельность Русской Православной Церкви. Участие в этой деятельности (отношение к которой среди православных неоднозначно) не только преследовало благородную, хотя и труднодостижимую цель сближения Церквей и свидетельства о Православии перед инославным миром, но и имело целью использовать авторитет мирового христианского сообщества для защиты Русской Православной Церкви от новых гонений со стороны власти.
       То же следует сказать о разделе «В защиту мира». Участие в миротворческой деятельности было еще одним фактором, выводившим Русскую Православную Церковь в 1950–1980 годы из внутренней и внешней изоляции. Конечно, к важному делу защиты мира примешивалось стремление советского государства активно использовать Русскую Православную Церковь в своей внешней политике, поэтому многие публикации журнала были посвящены разоблачению капиталистов – поджигателей войны. Но какой бы смысл ни вкладывала в «борьбу за мир» власть, Русская Православная Церковь неизменно присоединялась ко всем миролюбивым начинаниям, откуда бы они ни исходили, способствовала запрещению ядерного оружия, установлению добрососедских отношений между всеми государствами. В последнее десятилетие в связи с развитием целого ряда межнациональных и гражданских конфликтов главные угрозы миру исходят от экстремизма и терроризма, зачастую оправдываемых религиозной риторикой; в этих условиях миротворческая деятельность Русской Православной Церкви осуществляется в новых формах (Межрелигиозный совет России, Межрелигиозные миротворческие форумы, Всемирные саммиты религиозных лидеров), и соответствующие материалы также публикуются в журнале.
       Наконец, важной частью журнала является раздел «Библиография», в котором с самых первых выпусков печатаются рецензии на вышедшие православные издания – как публикуемые Издательским отделом Русской Православной Церкви (богослужебные книги, календари, сборники «Богословские труды») и другими издательствами нашей Церкви, так и на издания, выходящие в братских Православных Церквах. При этом печатались рецензии не только на иностранные книги, но и на зарубежную православную периодику. Чаще всего это были обзоры содержания таких журналов, как болгарские «Церковный вестник» (20 рецензий) и «Духовна култура» (11); румынские «Богословские исследования» (15), «Православие» (15) и «Румынская Православная Церковь» (5); чешские «Православная мысль» (9), сербский «Гласник» (6), польский «Церковный вестник» (6); публиковались и обзоры журналов греческих («Богословие» и «Экклисия»), канадских, немецких, венгерских и других.
      
       Содержание журнала отражено в годовых указателях, помещаемых в каждом его 12-м номере; начиная с 1957 года в них детально расписывались определения Священного Синода, официальная, экуменическая и миротворческая хроника, а в 1957–1960 годах и некрологи. В 1988– 1992 годы эти указатели не печатались, а когда в 1993 году они были восстановлены, то уже не содержали такой подробной информации. Помещались также указатели к высказываниям святых отцов (ЖМП. 1982, № 12. С. 160; 1983, № 12. С. 80; 1984, № 12. С. 78; 1985, № 12. С. 80). Наконец, существует ряд машинописных указателей к журналу, в том числе: а) за 1944– 1978 годы, составленный в 1975–1980 годах студентами кафедры гомилетики МДА: т. 1 – официальная часть (3+2+707+8 с.), т. 2 – проповеднический и богословский отделы (5+348 с.); б) за 1943–1978 годы, подготовленный протодиаконом Борисом Лаврушиным (1060 с.; в приложении помещен список статей сборника «Богословские труды» № 1–17 за 1959–1976 годы); в) за 1931–1980 годы, составленный Я. Фоминым (5+8+492 с.); г) «Систематический библиографический указатель к журналу за 1931–1935 и 1943–1983 годы» (сост. И. Н. Судоса, под ред. А. С. Буевского. М.: ОВЦС, 1984. XXX. 1081 с.); д) Указатель проповедей и статей, помещенных в ЖМП. Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. В 7 ч.: ч. 1–2 – за 1943–1983 гг. (254+369 с.); ч. 3 – за 1984–1988 гг. (250 с.); ч. 4 – за 1989–1990 гг. (185 с.); ч. 5 – за 1991 г. (154 с.); ч. 6 – за 1992 г. (153 с.); ч. 7 – за 1993 г. (119 с.) Основной акцент в последнем указателе сделан на проповеди, указаны, в частности, проповеди митрополита Николая (Ярушевича) из невышедшего 5-го тома его «Слов и речей»; начиная с части 4-й включены материалы из «Московского церковного вестника», а в части 7-й – материалы из «ЖМП. Официальная хроника».
       Наиболее полным на сегодняшний день является ежегодно обновляемый электронный указатель, входящий в «Библиографию публикаций в центральных периодических изданиях Русской Православной Церкви (1931–2007)» и размещенный на сайте Издательского Совета. Через этот библиографический указатель возможен и доступ к полным текстам статей журнала (начиная с 2000 года).
      
       В течение многих десятилетий журнал был единственным церковным периодическим изданием Русской Православной Церкви – этим определяется и его значение: он объединял все церковно-литературные силы – архипастырей, клир и мирян. С журналом в разное время сотрудничали выдающиеся отечественные богословы, литургисты, искусствоведы, церковные историки, ученые-слависты. В течение всех этих лет он был голосом Русской Православной Церкви, несущим слово евангельского благовестия, бесценным источником информации о событиях церковной жизни.
       Журнал внес существенный вклад в дело подготовки будущих православных церковно- и священнослужителей, в дело христианского воспитания и просвещения церковных людей, сохранения чистоты нашей веры. По сути, в течение всего времени своего существования журнал был летописью Русской Православной Церкви. И сейчас редакция бережно сохраняет и пропагандирует церковные традиции, поддерживая высокую культуру православной журналистики.

Е. ПОЛИЩУК