ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2009

ОБРАЗОВАНИЕ

Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
протоиерей Владимир Воробьев:
«Мы должны использовать лучший опыт других
стран и конфессий»

Папская академия св. Ансельма,
г. Рим, Италия

       Недавно группа преподавателей богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) во главе с ректором протоиереем Владимиром Воробьевым посетила духовные учебные заведения Римо-Католической Церкви: папские учебные заведения в Риме, а также Институт св. Марка и Институт экуменических исследований св. Бернарда (Венеция). Кроме того, группа познакомилась с деятельностью двух католических церковно-общественных организаций: общиной свт. Эгидия и движением «Общение и освобождение» и пастырской семинарией этого движения. Участников поездки интересовала система католического итальянского и ватиканского образования, в частности, система научно-богословской аттестации.
      
       – Отец Владимир, какое впечатление произвели на вас католические университеты? Удалось ли вам познакомиться с чем-либо полезным для вашей деятельности?
       – Система католического образования отрабатывалась веками. Она не претерпевала таких катаклизмов, как российское богословское образование. Во время поездки нам хотелось познакомиться с системой католического образования непосредственно: увидеть учебный процесс, посмотреть на устроение самих школ, их аудиторий, библиотек, архивов. Разумеется, нас интересовали и конкретные вопросы: структура учебного процесса, организация научной деятельности студентов и преподавателей, аттестация результатов этой деятельности.
       Хозяева нас принимали дружелюбно, охотно показывали и рассказывали нам все, о чем мы просили.

Ректор ПСТГУ
протоиерей Владимир Воробьев

       – Насколько значима была эта поездка?
       – Думаю, эта поездка была очень своевременна. В настоящее время, когда отечественная система духовного образования, а также богословские школы других типов вступили в эпоху развития и преобразования, полученная информация может быть весьма полезной. Конечно, католическая образовательная система имеет свои особенности и традиции, а православная – свои. Но многие элементы учебного и научного процесса не имеют конфессиональной специфики и могут с успехом существовать и в наших условиях.
       Сейчас перед нами стоит вопрос систематизации и совершенствования системы научно-богословской аттестации. Должны быть более четко сформулированы критерии богословских диссертаций разных ступеней, требования к самому процессу представления научных работ и их защиты. Естественно, повышение требований к аттестации должно повысить и качество самих богословских работ – в этом смысл тех или иных изменений. Подобные примеры уже имели место в истории российской духовной школы: когда в Уставе духовных академий 1869 г. было обращено особое внимание на научную аттестацию – введена публичная защита, обязательное представление диссертаций в виде монографий,– богословская наука сделала значительный рывок в своем развитии.
       Духовные школы сегодня преодолевают последствия гонений советского времени, когда богословие было вытеснено из научной сферы, насильственно замкнуто и развивалось в отрыве от других областей науки, вне общих научных критериев, методов и достижений. Сейчас правила государственной системы научной аттестации переносятся в богословскую область: публичные защиты, внешнее оппонирование, авторефераты. Разумеется, при этом следует учитывать и специфику богословия как области науки, и то, что сама система государственной научной аттестации требует совершенствования. Главной чертой этой специфики является конфессиональность богословия и неразрывная связь с жизнью Церкви. Важность и актуальность проблемы требует серьезного подхода, подготовки, учета и использования лучшего опыта других стран и конфессий.
      
       – Чем нам может быть полезен опыт католических университетов?
       – В католических университетах образовательный процесс разделен на ступени: бакалавриат, специализация (или лиценциат, соответствующий нашей магистратуре) и докторат (соответствующий нашей аспирантуре). Для каждой ступени очень четко сформулированы требования к выпускной квалификационной работе. Нам этого пока не хватает. В российской системе образования еще нет должного осмысления задач каждой из двух ступеней – бакалавриата и магистратуры. Отсутствие четкости в этом вопросе дезориентирует студентов обеих ступеней. Богословское образование не является исключением. Зачастую мы к бакалаврам предъявляем такие требования, которые они не могут выполнить, а усиление специализации на этой ступени чревато подрывом базового образования. В магистратуре, напротив, часто дублируются «выходные» требования бакалавриата, магистранты работают в пониженном темпе и в итоге представляют слегка переделанную бакалаврскую работу. Мы сейчас стараемся сформулировать критерии и требования к этим ступеням более адекватно, но опыта явно не хватает. В католических университетах требования очень четкие (степень самостоятельности, степень научной новизны, использование источников и т. д.), и студенты их знают заранее.
       В католических университетах существует весьма интересная система семинарских занятий: выделено несколько типов семинаров, каждый со своими требованиями и методами. Такая систематичность позволяет студентам познакомиться с разными источниками и отработать различные методы научной работы. Этого нам также не хватает. Кроме того, нам очень понравилась идея написания квалификационных работ в рамках «контрольного» семинара, который проводится в последнем семестре бакалавриата. Этот семинар ведет преподаватель, который фактически является научным руководителем, принимает и проверяет квалификационную работу. Все сложности, которые возникают в процессе написания работы, обсуждаются на семинаре – это очень удобно. У нас пока на выпускную работу бакалавра практически не выделено отдельного учебного времени, и наши бакалавры «задыхаются» от недостатка времени. У нас есть положительный опыт проведения семинара по подготовке к выпускному экзамену, и теперь мы решили перенять и идею семинара по подготовке квалификационных работ. В следующем году будут организованы «семинары научного руководителя» – студенты, соединенные единой темой, будут обсуждать свои работы в рамках семинара.
       Еще один очень важный элемент, которого нам также не хватает: в католических богословских школах студенты гораздо самостоятельнее. Но эта самостоятельность очень хорошо обеспечена методически: указания, комментарии и, конечно, консультации преподавателей. Напротив, наши студенты перегружены аудиторными часами, и очевидно, что в учебном процессе необходимо уделить значительно больше времени для самостоятельной работы. Мы хотели бы предоставить нашим студентам бо́льшую свободу, но опасаемся, что они не смогут адекватно ее использовать. Надо очень хорошо организовать самостоятельную работу и оснастить ее методически – это для нас задача первейшая. Особенно важным это становится в свете перехода на «болонскую систему», в которой вводится новый принцип для измерения трудоемкости учебного процесса – кредиты, не тождественные аудиторным часам. Все это повышает ответственность научного руководителя, требует от него серьезной и качественной работы.

Преподаватели богословского факультета
ПСТГУ в Италии

       Вхождение в Болонский процесс для нас стало уже неизбежным, и рано или поздно с ним встретятся и все духовные школы. В католических учебных заведениях обучение с самого начала было выстроено по ступеням, совпадающим с требованиями Болонского процесса.
       У католической образовательной системы есть очень важное умение оперативно реагировать на конкретные запросы церковной жизни (пример: важна разработка вопросов, связанных с литургической деятельностью Церкви – накануне II Ватиканского Собора учреждается специализированный факультет при академии Ансельмианум).
       Католики активно используют общепринятую теперь во всем мире форму учебного заведения – университет – комплексную, плодотворную в научном и церковно-практическом отношении, гибкую. Эта форма позволяет не только обеспечивать кадрами весь спектр церковных служений, связанных с внутренней жизнью Церкви и ее миссией в мире, но и оперативно реагировать на новые нужды Церкви и изменяющиеся условия. В университете новые образовательные направления и специализации могут быстро развиваться, опираясь на весь комплекс церковно-богословского знания и достигая в короткие сроки требуемого уровня. В нашей Церкви духовные академии до 1917 г. активно сотрудничали с университетами. Теперь научиться использовать потенциал университетского образования и науки – неотложная задача Русской Православной Церкви.
      
       – Интересен ли Западу опыт российских духовных школ и развитие богословского образования в светских вузах в последнее время?
       – Католические ученые проявляют большой интерес к истории Русской Православной Церкви в XIX и XX вв., к подвигу российских новомучеников и исповедников и к российской духовной школе, которая многих из них воспитала и подготовила. Для нашей духовной школы характерно гармоничное сочетание церковной богослужебной жизни и богословского образования. Российские духовные академии конца XIX – начала XX в. были серьезными центрами богословской науки, прежде всего – церковной истории и исторической литургики. Некоторые работы русских богословов не потеряли своего значения и в наши дни. Теперь русская богословская наука стоит перед задачей преодоления того разрыва в научном преемстве, который был создан длительным гонением на православную веру в России.

Беседовала Анастасия Абалихина