ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2009

ОБРАЗОВАНИЕ

Вечная память

Протоиерей Александр Куликов

(1. 12. 1933–29. 04. 2009)

       29 апреля отошел ко Господу один из старейших московских священников, настоятель храма Свт. Николая в Кленниках, наследник традиций св. прав. Алексия и свщмч. Сергия Мечевых протоиерей Александр Куликов.

       Вся жизнь отца Александра была неразрывно связана с Русской Православной Церковью, которой он ревностно служил до последнего часа.
       Родился он 1 декабря 1933 г. в деревне Александрово Рамешковского района Калининской (Тверской) области в верующей семье.
       Отец Александр всегда с большой теплотой вспоминал свою мать Анну Васильевну, которая прививала ему православную веру, наполняла верой быт крестьянской жизни, приучала к труду с молитвой. Однажды Саша упал и сильно ушиб себе бок. Образовалась опухоль. Врачи предлагали операцию, но перед этим мама повезла сына в Тверь. Промыслительно они оказались в соборе, где в тот день служил архиепископ Калининский и Кашинский Фаддей (Успенский; ныне прославлен в лике святых). Владыка велел причастить мальчика, а больное место помазать маслом от чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Вскоре Саша выздоровел. Анна Васильевна, а впоследствии и ее повзрослевший сын верили, что совершилось чудо по молитвам владыки Фаддея.
       В 1943 г. на фронтах Великой Отечественной войны погибли отец Сергей Васильевич Куликов и старший брат Александра Петр. Благодаря материнской заботе и воспитанию большая семья прошла сквозь тяжелые военные и послевоенные годы.
       В 1948 г. Анна Васильевна умерла.
       Александр с сестрами переезжает в Тверь, где оканчивает среднюю школу и, еще школьником, прислуживает в соборе Белая Троица у возглавлявшего Калининскую и Великолукскую епархию епископа Арсения (Крылова), которого Александр Куликов глубоко чтил как воспитателя, заменившего ему отца. В 1950 г. владыку переводят в Уфу с назначением епископом Уфимским и Башкирским и он приглашает юношу к себе на должность иподиакона.
      
       В 1952 г. Александра Куликова призвали в армию. Служил он в Средней Азии, первоначально в г. Фергане. Здесь произошло знаменательное событие, во многом определившее его жизнь,– встреча с архимандритом Борисом (Холчевым), духовным сыном отца Алексия и отца Сергия Мечевых, а также оптинских старцев – Анатолия-младшего и Нектария. После освобождения из заключения отец Борис служил в Фергане. Вот как об этом вспоминает сам отец Александр: «С первого момента знакомства я почувствовал его прозорливость. Когда после долгого перерыва я вошел в храм, где служил отец Борис, у меня возникло желание поисповедоваться. По окончании службы я с этим желанием подошел к амвону, и вдруг отец Борис выходит из алтаря с крестом и Евангелием и ласково, но утвердительно говорит мне: «Вы желали исповедоваться?» Я был потрясен. Батюшка глубоко понимал исповедующегося, он умел найти нужные слова, проникающие в душу, и учил страху Божию; у него была духовная мудрость, простота, дар постижения внутреннего состояния человека.
       Отец Борис предложил мне приходить к нему в дом, ибо в то время небезопасно было солдату в форме стоять в храме, а священнику – общаться с ним. И теперь, как только отпускали в увольнение, я шел к батюшке. Меня поражала его ученость, духовная воспитанность и скромность во всем. Здесь я несколько раз исповедовался и приобщался Святых Христовых Таин. Оставляли меня и на трапезу, за которой отец Борис часто сам читал душеполезные рассказы, много говорил о старцах, об Оптиной пустыни, вспоминал батюшку Алексия и протоиерея Сергия Мечевых... После перевода отца Бориса в Ташкент, а меня – на станцию Урсатьевскую недалеко от Ташкента, я продолжал бывать у него; приезжая, переодевался в штатскую одежду и свободно ходил в храм на чудные богослужения епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) и отца Бориса. У батюшки мне посчастливилось познакомиться со многими москвичами, в том числе и с иконописцем Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией)...»
       Добавим и о глубоком впечатлении, которое возникло тогда у «солдатика», как называл Александра отец Борис, при взоре на новый иконостас Ферганского храма. Этот иконостас, написанный Марией Николаевной Соколовой, и воспроизводил образы прп. Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
      
       В 1956 г. Александр Куликов поступает в Московскую духовную семинарию. А через два года в Успенском храме Новодевичьего монастыря епископ Дмитровский Пимен (Извеков), будущий Патриарх, рукопологает его во диакона. Местом службы был определен Владимирский храм села Куркино.
       В 1959 г. диакон Александр оканчивает семинарию. В ноябре он переводится из Куркино в Москву, в церковь Преображения на Преображенской площади (до нашего времени не сохранилась), где в это время служил «московский вития» митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). В 1960 г. отец Александр назначается диаконом в храм Свт. Николая в Кузнечной слободе. Здесь 13 ноября 1960 г. епископ Дмитровский Пимен рукоположил его в сан священника. Настоятелем Николо-Кузнецкого храма был тогда протоиерей Всеволод Шпиллер, под руководством которого и возрастал молодой иерей, получая неоценимую духовно-практическую помощь. В тот же период завязывается его переписка с жившим в затворе иеромонахом Павлом (Троицким). «Как легко тогда было,– вспоминал отец Александр. – Рядом – мудрый наставник. Вдали, но тоже рядом – иеромонах Павел. Напишешь ему письмо с вопросом: «Как поступить?» и получишь ответ: «Не делай этого – нет воли Божией». Или наоборот: «Есть воля Божия...»»
       С отцом Всеволодом в Николо-Кузнецком храме отец Александр прослужил двадцать лет, и все эти годы был «правой рукой» настоятеля. В 1968 г. он заочно окончил Московскую духовную академию, его кандидатская работа называлась «Таинство покаяния в деле пастырского душепопечения».
       Дважды переводили отца Александра из Николо-Кузнецкого храма на окраины Москвы: с 1968 по 1969 г. – на должность настоятеля в Крестовоздвиженскую церковь в Алтуфьеве, а в 1983 г. – в храм св. мч. Адриана и Наталии на Ярославском шоссе. Все эти годы отец Александр духовно окормлял оставшихся в живых членов маросейской общины времен святого праведного Алексия и свщмч. Сергия Мечевых, духовных чад архимандрита Бориса (Холчева), перешедших к нему после кончины отца Бориса. Еще в Фергане и в Ташкенте «солдатику» было предсказано отцом Борисом: «Вы – наша смена». Перед кончиной отец Борис передал будущему отцу Александру свою духовную библиотеку и многие святыни храма Свт. Николая в Кленниках, главная среди которых – храмовый антиминс. Этот антиминс был спрятан прихожанами во время закрытия церкви и сохранен внутри иконной доски, на которой Мария Николаевна Соколова написала образ Свт. Николая, держащего в руке маросейский храм.
       В 1990 г. власти передали храм Свт. Николая в Кленниках Русской Православной Церкви и по Указу Святейшего Патриарха Алексия II протоиерей Александр стал его настоятелем. Все святыни, хранившиеся у батюшки – иконы, утварь, облачения,– вернулись в свой храм, а на антиминсе, сохраненном внутри иконы с изображением Свт. Николая, 17 декабря 1990 г. в возобновляемом храме была отслужена первая Литургия.
       «Мечевцы», окормлявшиеся ранее отцом Александром в Николо-Кузнецком храме и в храме св. мч. Адриана и Наталии, вернулись на Маросейку, как в родной дом, с радостью увидев в отце Александре преемника старцев начала XX в. и приняв в свою семью новые поколения духовных детей батюшки. С 1990 г. под руководством отца Александра началась новая жизнь маросейского храма.
      
       Следует вернуться несколько назад, чтобы увидеть, каким был отец Александр и его паства ко времени начала возобновления храма Свт. Николая в Кленниках. Кроме упомянутых ранее епископа Арсения (Крылова), архимандрита Бориса (Холчева), иеромонаха Павла (Троицкого), протоиерея Всеволода Шпиллера отец Александр считал своими наставниками епископа Стефана (Никитина), бывшего в свое время старостой в маросейском храме, архимандрита Тавриона (Батозского). От этих подвижников отец Александр перенимал духовный опыт, активное отношение к миссии священника, ревность к богослужению, внимание к человеку.
       Воспринятые от Бога, воспитанные наставниками и подвигом жизни, священнические дары отца Александра были разнообразны. Особенно проявлялся его пастырский дар в заботе о восстановлении и устроении канонической стройности богослужения и гармоничного облика храмов, где ему доводилось трудиться. Начиная с Николо-Кузнецкого храма, под его наблюдением содержалось все храмовое хозяйство: алтари, ризница с ее древними иконами и облачениями, за реставрацией которых отец Александр всегда с любовью следил лично, вентиляция храма, церковный двор – ничто не было лишено его внимания.
       В течение недолгого (менее, чем на год) перевода в Крестовоздвиженский храм села Алтуфьево, во времена, когда любой ремонт храма требовал не только больших затрат, но и был сопряжен с административными сложностями и даже с опасностями, отец Александр устроил белокаменный Престол в алтаре этого храма.
       Отец Всеволод Шпиллер усиленно ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием I о возвращении отца Александра в свой храм. Ходатайство было удовлетворено, и вскоре отец Александр вернулся в Николо-Кузнецкий храм. При первой же возможности там был проведен капитальный ремонт, организация которого была поручена отцу Александру. Во время ремонта духовными чадами отца Всеволода и отца Александра были выполнены канонические росписи всех трех алтарей (1979–1980 гг.), что было в те сложные для Церкви времена большой победой.
       В «Журнале Московской Патриархии» не раз публиковались статьи отца Александра о Николо-Кузнецком храме и его чтимой иконе Божией Матери «Утоли моя печали». В 1970–1980 гг. духовные чада отца Александра ведут научную и реставрационную работу в Государственном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, реставрируют иконостас и выполняют настенные росписи храма св. вмч. Димитрия Солунского Красногорского района Московской области.
       Среди духовных чад отца Александра становится все больше людей, работающих в различных областях культуры, как церковной, так и светской, а особенно – художников.
       Во время служения отца Александра в храме св. мч. Адриана и Наталии главным деланием для его чад стало восстановление «возобновленного первенца Москвы» – Данилова монастыря.
       С глубокой благодарностью вспоминает отца Александра архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, бывший первым наместником Данилова монастыря. Силами реставраторов, окормлявшихся у отца Александра, был полностью воссоздан огромный иконостас храма Семи Вселенских Соборов. Иконописцы – сотрудники монастыря пишут первые иконы новопрославленных святых, канонизированных на юбилейном Поместном Соборе 1988 г. В это же время чада отца Александра пишут иконы для Свято-Духовского монастыря в г. Вильнюсе (Литва), работают в Псково-Печерском и Толгском монастырях. Чуть позже восстанавливают пострадавший от пожара Покровский храм Московской духовной академии, участвуют в организации и преподают в иконописной школе при МДА, расписывают семинарский храм прп. Иоанна Лествичника.
       И по сей день чада маросейской общины трудятся над реставрацией и созданием икон и настенных росписей в православных храмах и монастырях как в России, так и за ее пределами, в частности во Франции, Бельгии, Швеции, США, на Святой Земле. В местечке Бюси во Франции, в Покровском монастыре, где любил бывать отец Александр, при его живом участии был построен и расписан храм.
       Но духовные дары отца Александра заключались не только в воспитании художников и внешнем благоукрашении храмов. Выросший в простой крестьянской среде, обладая природным благородством души, восприняв опыт душепопечительства от мудрых наставников прежних времен, он стал духовником для многих представителей московской интеллигенции и духовенства. Немало людей, окормлявшихся у отца Александра, избрали пастырский путь, и в приобретении пастырского опыта своей священнической деятельности видят несомненную заслугу отца Александра.
       Священником стал и его родной сын, ныне протоиерей Сергий, настоятель храма св. бессребр. Косьмы и Дамиана в Химках. Замужем за священником была и его дочь Людмила (ее муж – протоиерей Александр Шередекин, настоятель храма Рождества Богородицы в с. Мячково Московской области, скончался в 2008 г.), священниками стали и внуки – отец Димитрий, отец Иоанн, отец Филипп, племянник – отец Александр Орлов.
       В дни назначения отца Александра настоятелем храма Свт. Николая в Кленниках он понес тяжелую утрату: 8 сентября 1990 г. скончалась его матушка Галина Куликова.
       Любовь к Православной Церкви – главное, о чем так ревностно заботился отец Александр в своей «малой Церкви», семье Куликовых, и в большой духовной семье – в маросейской общине.
      
       Став настоятелем Свято-Никольского храма, отец Александр еще полнее смог раскрыть свой многогранный талант. Началось его служение на Маросейке еще до фактической передачи здания храма Русской Православной Церкви – с водосвятных молебнов перед Феодоровской иконой Божией Матери, маросейской святыней, перед которой молились сятой праведный Алексий и свщмч. Сергий Мечевых. Монахиня Иулиания (Соколова) сохранила икону, а перед своей кончиной передала образ в ризницу МДА.
       С этих молебнов в единственной на тот момент переданной комнате дома причта началось собирание отцом Александром маросейской паствы – старых членов мечевской общины, чад, воспитанных им в последние десятилетия, и совсем новых поколений православных христиан.
       Необходимо было привести в надлежащий вид и внешний вид храма, и его интерьеры. Храм был возвращен обезглавленным, с внутренними помещениями, почти не напоминавшими о церковных формах, без пола на первом этаже. Устанавливая добрые отношения с городскими реставрационными организациями и службами охраны памятников, отец Александр одновременно собирал силы своего прихода для ремонтных работ. В этих восстановительных работах крепла и сближалась новая маросейская община. С первого года служения в храме была воссоздана иконописная школа под руководством Ирины Васильевны Ватагиной, ученицы Марии Николаевны Соколовой. Труды по возрождению русской иконы Мария Николаевна начинала именно здесь, на Маросейке, еще при отце Алексии и отце Сергии Мечевых. Силами приходской иконописной школы и был, в основном, восстановлен храм. Каждый шаг этого восстановления был вдохновлен отцом Александром, каждое малое свершение радовало его. Выпускники маросейской приходской иконописной школы восстанавливают и другие храмы и монастыри. В стенах школы отец Александр благословил работу мастерских Православного Свято-Тихоновского богословского института (ныне ПСТГУ), а первыми преподавателями иконописи на факультете церковных художеств стали его духовные чада. В 1990 гг. отец Александр собирает на Маросейке представителей новых поколений иконописцев, реставраторов, мастеров церковных ремесел, духовно заботится о них, зовет на труды.
       Забота и внимание отца Александра не замыкались только на жизни храма. Он много путешествовал, отпуска неизменно проводил в монастырях, посетил многие святые места в России, а в последние годы во Франции, в США, на Афоне, на Святой Земле. Духовенство зарубежных епархий и епархий РПЦЗ благодарно отцу Александру за его вклад в дело воссоединения Русской Церкви с ее зарубежной частью.
      
       Едва ли не центральным событием жизни отца Александра стала канонизация святого праведного Алексия и свщмч. Сергия Мечевых, обретение мощей отца Алексия и перенесение их в Свято-Никольский храм. Почитание родоначальников маросейской общины началось с первых же богослужений поминовением на Литургии и на панихидах, служением в памятные дни панихид на Введенском кладбище в Лефортове, где почивали останки старца Алексия. Отец Александр лично занимался подготовкой документов к канонизации Мечевых, молитвенно обращался непосредственно к отцу Алексию и отцу Сергию, видя великий назидательный смысл для паствы в общецерковном признании их святости.
       Деяние юбилейного Поместного Собора о причтении отца Алексия и отца Сергия к лику святых было воспринято отцом Александром с большим воодушевлением, и вскоре он написал прошение Святейшему Патриарху Алексию II о перенесении честных мощей святого праведного Алексия «в храм, где он прослужил всю свою жизнь». Крестный ход из Новоспасского монастыря, где находились новообретенные мощи, в храм на Маросейке стал заметным событием в церковной жизни Москвы. То, что общецерковно прославленный в лике праведных батюшка Алексий стал рядом, придало новые силы отцу Александру. После этого события, когда мощи святого праведного Алексия вернулись в свой храм, отец Александр благословил ежедневное совершение в храме Божественной литургии.
       В приветственном адресе к 70-летию своего пастыря прихожане так вспоминают незабываемые годы трудов и молитвы на Маросейке: «Храм находился в полном запустении... Теперь он восстановлен и в нем налажена полноценная церковная жизнь. Ведется богослужение во всех четырех приделах, на новых главках восстановлены кресты, воссоздана колокольня. Новые иконостасы, росписи, паникадила, утварь, облачения украшают богослужения.
       Несмотря на скромные возможности храма, первое Ваше деяние – открытие иконописной школы, тогда еще единственной в Москве, к тому же имеющей детское отделение. Вы «приютили» иконописное отделение Свято-Тихоновского богословского института. Вы покровительствуете не только иконописцам, но и мастерам резьбы по дереву и камню, набойки тканей для облачений и вышивки. И все это способствует украшению храма и духовному росту людей.
       В эти годы произошли события уже всецерковного значения: прославление святого праведного Алексия и свщмч. Сергия Мечевых, обретение и перенесение мощей старца Алексия в наш храм – Его храм. Здесь Ваше участие неоценимо...»
      
       Заслуги отца Александра на протяжении его более чем сорокалетнего служения всегда высоко отмечались священноначалием. Он награжден всеми литургическими церковными наградами, включая право совершения Божественной литургии при отверстых Царских вратах до «Отче наш...», многими церковными орденами.
       За свое долгое служение отец Александр обрел большое влияние в среде духовенства, пользовался уважением деятелей церковной культуры, снискал горячую любовь многих и многих прихожан.
       Главным же священническим деланием отца Александра было, несомненно, молитвенное предстояние за свою паству. Благоукрашение храмов, где служил отец Александр, храмов, каждый из которых он так любил, было видимым выражением его любви к Богу, которая внутренне, сокровенно жила в его молитве. Благодаря этой его любви многие и многие люди пришли в Церковь, стали настоящими чадами Божиими, в чем и есть главная награда для священника.
       Последние пять лет отец Александр страдал тяжелым недугом, но продолжал служить и руководить жизнью прихода. Осенью 2008 г. наступило обострение болезни. Зимой 2008–2009 гг. он перенес два инфаркта миокарда.
       Последнюю Литургию отец Александр служил на праздник Сретения Господня 2009 г. После этого он приезжал в храм, причащался, руководил приходской жизнью. Резкое ухудшение здоровья наступило на Страстной седмице.
       Скончался батюшка 29 апреля.
       Отпевание состоялось 1 мая. Накануне был совершен парастас, во время которого приезжали проститься с собратом архиепископ Истринский Арсений и архиепископ Владимирский Евлогий. Чин отпевания совершали около пятидесяти священников и девять диаконов. Возглавлял отпевание по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Дмитровский Александр. На отпевании молилось множество народа, заполнившего храм и церковный двор. После обнесения вокруг храма гроб был поставлен во дворе, где народ долго шел прощаться с дорогим батюшкой. В доме причта была предложена поминальная трапеза, на которой было сказано много теплых слов о почившем пастыре, о его любви к людям, о его молитвенном даре.
       Погребение отца Александра было совершено на Николо-Архангельском кладбище в селе Никольское Балашихинского района Московской области, в нескольких метрах от алтаря храма, неподалеку от могилы его матушки. Погребение возглавлял протоиерей Владимир Воробьев, настоятель Николо-Кузнецкого храма, ректор ПСТГУ, близкий друг усопшего.
       Вечная тебе молитвенная и благодарная память, дорогой батюшка, отец Александр!

Протоиерей Николай Чернышев,
клирик храма Свт. Николая в Кленниках