ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Епископ Павлово-Посадский Кирилл: «Православие - основа мировоззрения и жизненной философии казачества»

Новым направлением работы на уровне высшего церковного управления стало взаимодействие с казачеством.
5 марта 2010 года по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священный Синод принял решение
об образовании соответствующего синодального комитета. Комитет возглавил епископ Павлово-Посадский Кирилл, наместник московского Донского монастыря.


      

       — Ваше Преосвященство, в марте этого года вы стали председателем нового синодального учреждения — Комитета по взаимодействию с казачеством. С чем связано такое внимание Русской Православной Церкви к казачеству?
       — Казаки всегда играли важную роль в истории России: служили Отечеству верой и правдой, открывали Сибирь, Дальний Восток, закладывали новые города. Потенциал казачества не исчерпан, и, хочется верить, мы станем свидетелями новой светлой страницы в его истории.
       Казаки — искони православные люди. Обращаясь к казакам, собравшимся в Донском монастыре на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в этом году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Казачество — это не только форма и соблюдение внешних традиций, но и образ жизни, и в центре этого образа жизни — вера. Как не может быть без веры священника или монаха, так не может быть без веры и казака». Поэтому пастырское окормление казаков всегда было важной церковной задачей.
       На приходском уровне отношения межу казачеством и Православной Церковью не прерывались никогда, но теперь назрели новые, более серьезные и масштабные вопросы, для решения которых и создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.
       Ранее функции работы с казаками были распределены между Синодальными отделами по работе с вооруженными силами, образования и катехизации и по взаимодействию Церкви и общества. Сегодня, однако, объем работы значительно увеличился, и настало время создать самостоятельную структуру.
       Наступил новый этап возрождения российского казачества, чему немало способствует поддержка со стороны государства. Важно, что само государство осознало свою заинтересованность в реализации потенциала казачества. В начале 2009 года образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, деятельность которого уже приносит добрые плоды. Важность этой работы сложно переоценить.
       11 самых больших казачьих обществ нашей страны представляют интересы сотен тысяч казаков, объединенных культурными, историческими традициями и духовными ценностями.
       Таким образом, речь идет о 5% населения России. У всех этих людей растут дети, с которыми необходимо также вести воспитательную и просветительскую работу.
       Снова подчеркну, что все эти люди называют себя православными и просят, чтобы к ним относились именно как к православным, они хотят, чтобы Церковь работала с ними. Таким образом, создавая новое синодальное подразделение, Церковь отвечает на духовные и социальные запросы со стороны самого казачества.
      
       — Какие задачи стоят перед Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством?
       — Уже разработаны уставные документы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, в которых сформулированы все основные цели и задачи этой структуры.
       Первоочередная задача — поддержка духовно-нравственного возрождения казачества. В каждом казачьем юрте — наименьшей единице сообщества казаков, разделенных территориально, — есть свой духовник, который традиционно принимает участие во всех важнейших мероприятиях: освящает казачьи круги, присутствует при принятии присяги.
       Во многих регионах казаки, в свою очередь, занимаются охраной правопорядка во время великих церковных праздников, собирающих множество народа, — Пасхи, Рождества, Крещения Господня.
       Раньше этим и ограничивалось взаимодействие Церкви с казачеством, теперь же сферы этого соработничества будут упорядочиваться, совершенствоваться и расширяться на всех уровнях, и Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством в лице его председателя призван координировать и контролировать эту работу.
       Церковное окормление казачьих войсковых объединений должно стать централизованным. Пастыри, ведущие работу среди казачества на местах, в обязательном порядке будут получать на то благословение священноначалия, а Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством займется координацией работы духовенства в казачьих соединениях.
       Я познакомился лично уже почти со всеми войсковыми атаманами и планирую в ближайшее время совершить целый ряд выездов на места, чтобы более близко познакомиться с жизнью российского казачества.
       Так, в апреле этого года я посетил Самару, где принял участие в Большом войсковом круге Волжского казачьего войска, на котором, в частности, был переизбран на новый срок атаман Волжского казачьего войска казачий генерал Б. Н. Гусев.
       Сейчас Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством уже разослал запросы во все епархии Русской Православной Церкви, в том числе и за рубеж, с просьбой представить списки духовенства, окормляющего казаков, высказать свои предложения и рассказать о проделанной работе.
       Уже в самом начале моей деятельности восемнадцать епархиальных архиереев предложили Синодальному комитету по взаимодействию с казачеством свою помощь и сотрудничество. Я благодарен собратьям-владыкам за отзывчивость и скорый ответ.
       Мы планируем еще больше привлекать казачество к участию в церковной жизни, особенно в крупных церковно-общественных форумах: Всемирном русском народном соборе, выставке-форуме «Православная Русь», Днях славянской письменности и культуры, Международных Рождественских чтениях.
       Конечно, первоочередной задачей Церкви является воспитание духовно грамотного подрастающего поколения. Необходимо с детских лет закладывать в души и умы то зерно православия, которое в будущем принесет свой плод в духовно обновленном казачестве.
       Поле деятельности тут чрезвычайно обширно и охватывает прежде всего учащихся казачьих кадетских корпусов, лицеев, профессиональных училищ, классов, а также культурно-образовательные клубы и центры допризывной подготовки молодежи.
      

Во время посещения Новочеркасска в октябре прошлого года
Святейший Патриарх Кирилл освятил знамя лучшего кадетского казачьего корпуса

      
       — Вы входите в Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации. Какие вопросы решает это орган государственной власти?
       — С созданием Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации отношения казачества с государством вступили в активный этап — это можно заметить по тому, как быстро принимаются различные нормативные акты, регулирующие деятельность казачества.
       Совет при Президенте выполняет совещательную и консультативную функции. Его основные задачи — анализ происходящего и информирование Президента по делам, касающимся казачества, участие в подготовке нормативных актов, обеспечение взаимодействия органов государственной власти с казачьими обществами и объединениями.
       Недавно в Совете по делам казачества создана особая комиссия, отвечающая за взаимодействие с Русской Православной Церковью, и я избран председателем этой комиссии.
       Деятельность Совета ограничена тем, что, во-первых, он работает только на территории Российской Федерации, во-вторых, приоритетная сфера его деятельности — реестровое казачество. Таким образом, сфера деятельности Синодального комитета по взаимодействию с казачеством гораздо шире, поскольку каноническая территория Русской Православной Церкви выходит за границы Российской Федерации.
       Конечно, Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством в первую очередь также работает с реестровым казачеством, но это не означает, что мы не будем вести работу с другими общественными казачьими организациями. Будем, при соблюдении этими организациями определенных правил. Общественные казачьи организации должны иметь добрые отношения с реестровым казачеством и в своих уставах прописывать положительное отношение к государству и Церкви.
       Чрезвычайно важно, что Советом по делам казачества в этом году был одобрен проект типового устава войскового казачьего общества. В этом документе прямо прописано, что «на открытие заседания высшего представительного органа войскового казачьего общества приглашается уполномоченный представитель Русской Православной Церкви» и без его присутствия это заседание высшего представительного органа войскового казачьего общества неправомочно.
       Кандидаты на должность войскового атамана также должны получать благословение уполномоченного представителя Русской Православной Церкви.
       Таким образом, нерасторжимая связь казачества с православием нашла свое отражение в нормативных актах, из которых следует, что казачьи организации — это православные общественные организации.
      
       — Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством будет работать со всеми казачьими организациями на территории России?
       — Важно снова подчеркнуть, что работа Русской Православной Церкви ведется не только с реестровым казачеством, но и с другими казачьими объединениями, не входящими в реестр, поскольку православие исторически является духовным стержнем всего казачества. Одна из задач Церкви — просвещение людей, объяснение пагубности разделений и противостояний.
      
       — Святейший Патриарх Кирилл, выступая в октябре прошлого года на заседании Совета по делам казачества в Новочеркасске, особо подчеркнул важность введения единой символики и единой военной формы для казачьих войсковых объединений. Решен ли этот вопрос на сегодняшний день?
       — Да, этот вопрос решен на самом высоком уровне. 9 февраля 2010 года Президент Дмитрий Медведев подписал указы «Об утверждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» и «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».
       Единая символика и единая военная форма, санкционированная государством, несомненно, будет способствовать повышению авторитета казачества в глазах общества.
      
       — Отношения с государством в разные эпохи у казачества выстраивались по-разному, но главными ценностями для казаков всегда оставались вера и воля. Как казаки относятся к православию?
       — Православие — это основа мировоззрения и жизненной философии казачества. Вольные казаки не знали иной власти, кроме Бога и своего атамана.
       Казак — человек военный, вся его жизнь связана с опасностью. Перед решающими сражениями или в плену казаки всегда просили у Бога, Богородицы и святых помощи. Очень часто по обету они совершали паломничества, например на Соловки или в Москву, строили храмы и творили иные добрые дела. Состарившиеся и получившие увечье в бою казаки нередко принимали монашеский постриг. Казачество имело и собственные монастыри, на которые всегда жертвовалась часть завоеванного во время войн имущества.
       Не идеализируя казачество, надо упомянуть, что казакам приходилось и приносить покаяние за совершенные ими во время военных походов злодеяния даже против православных людей.
      
       — В чем сегодня вы видите главные сложности взаимодействия Церкви и казачества?
       — Основная сложность работы с казачеством проистекает из его разобщенности, главной причиной которой является гордыня и заносчивость, нежелание прислушаться к голосу Церкви, решать конфликты мирным путем.
       Здесь большую роль играет человеческий фактор — личностные качества казачьих атаманов. Такие лидеры обладают огромным авторитетом, и поэтому к их выбору казаки должны подходить с максимальной ответственностью, чтобы не допустить к власти крикунов и проходимцев, а, напротив, избрать самых достойных и ответственных.
       Как председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством я наделен правом применять канонические санкции прещения к тем казакам, которые позорят казачью форму и отступают от духа и традиций казачества.
       Так, к сожалению, уже в самом начале моей деятельности мне пришлось наложить епитимью на атамана Уссурийского казачьего войска Виталия Полуянова за раскольническую деятельность в среде казачества.
       Еще один нерешенный вопрос — это проблема централизованного окормления Церковью казачьих войсковых объединений. Допустим, казаки «по знакомству» приглашают на свой круг знакомого батюшку. Но ведь в Церкви так дела не решаются, иначе каждый, кто захочет, начнет приглашать к себе, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, «карманных священников». Без благословения священноначалия порядка в области духовного окормления казачества не получится.
      
       — Проходилось ли вам прежде взаимодействовать с казачеством?
       — Конечно, я встречался с представителями казачьих общественных объединений еще во время моего служения в Нижегородской епархии. Многие из них с семьями посещали храмы, настоятелем которых я в разные годы являлся. Я также имею опыт сотрудничества с казачеством в реализации ряда социальных программ, в которых казаки выступали благотворителями, оказывая помощь детям-сиротам и ветеранам войны.
      
       — Принимают ли казаки участие в жизни Донского монастыря, наместником которого вы являетесь?
       — Казаков с Донским монастырем издавна связывают дружеские отношения. Некоторые из них являются прихожанами и благотворителями монастыря, присутствуют на богослужениях по большим церковным праздникам. Так, на Пасху и Благовещение в этом году территорию монастыря охраняли около 300 казаков.
       Донской монастырь неслучайно выбран в качестве духовного центра казачества. Связь эта прослеживается и в его названии. Казаки всегда считали себя близкими монастырю, участвовали в его жизни, о чем, к примеру, свидетельствуют ворота, установленные на центральном входе в монастырь. В Донском некрополе захоронены казаки — герои Отечественной войны 1812 года, например генерал-лейтенант В. Д. Иловайский. Здесь ежегодно проходят панихиды по репрессированным казакам.
       Теперь в стенах Донского ставропигиального мужского монастыря будет осуществлять свою деятельность Синодальныи комитет по взаимодействию с казачеством.
       Планируется, что, начиная с мая, Синодальный комитет будет посвящать один месяц каждому казачьему войску. В частности, представители каждого войска будут в течение месяца нести вахту по охране монастыря. В этот период в монастырь будут приглашаться атаман этого войска и окормляющие казачество священники.
       В монастыре вообще будет проходить много мероприятий, связанных с казачеством: лекции, концерты и многое другое. Кроме того, при музеях Донского монастыря будет организована экспозиция, посвященная казачеству.
       Нам предстоит большой и радостный труд, о котором лучше всего говорят слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который, совершив по традиции 7 апреля 2010 года молебен у раки с мощами святителя Тихона, пребывающими в Большом соборе Донском монастыря, особо обратился к казачеству. Упомянув о заслугах дедов и прадедов, Святейший Патриарх призвал нынешних их наследников хранить в сердце веру, посещать Божий храм, исполнять посты, причащаться Святых Христовых Таин и воспитывать так своих детей и внуков.
       Святейший Патриарх, по сути дела, призвал казаков стать в своем служении Церкви и Отечеству примером для подражания и, исполняя свой гражданский долг, одновременно служить и делу Божиему.
      

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл
в Донском монастыре поздравил воспитанников кадетского корпуса

* * *

СПРАВКА


По оценкам экспертов, численность казаков, входящих в реестровое казачество, — около 700 тысяч человек, при этом всего к казакам в России себя причисляют около 7 миллионов человек. В этом году должна пройти перерегистрация казачества, и цифры будут уточнены.
       В России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, 150 военно-патриотических и военно-спортивных клубов, более 500 казачьих фольклорных ансамблей.

* * *

РЕЕСТРОВОЕ КАЗАЧЕСТВО


В государственный реестр вносятся те казачьи общества, члены которых приняли на себя обязательства по несению государственной и иной службы. Эти обязательства, по согласованию с органами власти, находят свое отражение в уставе казачьего общества.
       Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в России, является Министерство юстиции РФ.
       На сегодняшний день в России существует 10 реестровых войск: войско Донское, а также Волжское, Енисейское, Забайкальское, Иркутское, Кубанское, Оренбургское, Сибирское, Терское и Уссурийское войсковые казачьи общества. Одиннадцатое — Центральное казачье войско — должно войти в реестр к лету 2010 года. Каждое из войск делится на несколько подразделений более низкого уровня (хуторские, станичные, районные и окружные казачьи общества). Только реестровые казаки получают право носить при форме боевое холодное оружие.
      

* * *

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


В 1995 году указом Президента Российской Федерации было утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». На сегодняшний день правовую и организационную основы несения казаками государственной службы определяет федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 года. Этот закон, однако, не распространяется на иную деятельность российского казачества.
       Принятая в 2008 году «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества» описывает систему деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении казачества. В документе заявлено, что «опыт российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его культурных и духовных традиций востребован органами государственной власти и органами местного самоуправления».
      

* * *

КАЗАЧЬИ МОНАСТЫРИ, СВЯТЫНИ И ПРАЗДНИКИ


В XVII в. донские казаки были вкладчиками в пяти монастырях: Свято-Троицком Борщёвском, Спасо-Преображенском Усть-Медведицком (Межигорском), Свято-Никольском Чернеевском, Свято-Троицком Мигулинском и Свято-Успенской Святогорской лавре.
       Свято-Никольский Чернеевский монастырь, основанный в 1573 г., расположен недалеко от города Шацка в Рязанской области. Монастырь был форпостом православия и своего рода военной крепостью. Основанный казаками, монастырь долго оставался казачьим. После закрытия при советской власти монастырь был возвращен Церкви в 1991 г.
       Борщёвский во имя Святой Троицы мужской монастырь находился на правом берегу Дона, в 35-ти верстах от Воронежа. Обитель основана игуменом Симеоном и донскими казаками с разрешения царя Михаила Феодоровича по челобитной Войска Донского от 1611 г. Монастырь, состоявший в течение многих десятилетий под покровительством казаков, упразднили в 1764 г.
       Троицкий Мигулинский мужской монастырь был основан в XVII в., но вскоре, в 1788 г., обитель упразднили.
       Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был основан по желанию казаков для престарелых от военной брани около 1652 г. Находился под покровительством Войскового округа.
       В 1785 г. монастырь преобразован в женский. Обитель, знаменитая своими меловыми пещерами и подземными ходами, возвращена верующим в 1990 г., а с 2001-го снова является женской.
       Свято-Успенская Святогорская лавра древнее первого письменного упоминания о ней, относящегося к 1526 г. В документах XVI и XVII вв. обитель упоминается в качестве южного сторожевого поста Российского государства. Упразднена в 1787 г., но в 1844-м снова восстановлена. После революции и разорения здесь разместился дом отдыха. Обитель возвращена Церкви в 1992 г.
       В самом конце XVII — начале XVIII в. на берегу Дона была основана еще одна казачья обитель — Кременско-Вознесенский мужской монастырь. До революции это был войсковой монастырь Войска Донского, и послушники монастыря защищали рубежи Отечества, когда этого требовало время.
       Поскольку в давние времена казаки вели неоседлый образ жизни, это затрудняло строительство храмов, и у них были более распространены часовни и молельные дома.
       Самым почитаемым церковным Таинством для казаков было крещение. Братаясь, казаки обменивались нательными крестами.
       Казаки особо почитают Донскую, Казанскую и Табынскую иконы Пресвятой Богородицы. Эти образы Божией Матери сопровождали русских воинов во всех важнейших битвах и военных походах.
       По преданию, которое приводит И. Е. Забелин в «Историческом описании московского Донского монастыря», Донскую икону Пресвятой Богородицы московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой поднесли именно донские казаки.
       Перед Донской иконой молился царь Иван Грозный, начиная поход на Казань в 1552 г. В1591 г. Москву от войска татарского хана Казы II Гирея спасло заступничество Донской иконы Божией Матери.
       С образом Казанской иконы Божией Матери связано и присоединение Казани, и освобождение страны от захватчиков в Смутное время и в Отечественную войну 1812 г. Во всех этих событиях казаки принимали самое деятельное участие. Недаром их вкладом в строительство знаменитого Казанского собора в Санкт-Петербурге стало сорок пудов серебра, отбитого ими у французов.
       В истории древней Табынской иконы Пресвятой Богородицы, считающейся покровительницей всего Уральского края, множество загадок. Одна из последних связана с тем, что во время Гражданской войны атаман Оренбургского казачьего войска Дутов вывез Табынскую икону Божией Матери в Китай. В Харбине образ пребывал до 1948 г., нынешнее же местонахождение иконы неизвестно.
       Со времен знаменитого Азовского сидения, когда в 1641 г. донские и запорожские казаки, благодаря чудесной помощи Божией Матери, выдержали кровопролитную осаду крепости турками, общеказачьим праздником стал день Покрова Пресвятой Богородицы.
       Знаменательно, что именно в праздник Покрова Божией Матери 14 октября 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл посетил Новочеркасск и благословил Сибирское казачье войско списком Казанской иконы Пресвятой Богородицы. С тех пор образ бережно переносят из одного сибирского города в другой.
       Естественно, что особо почитали казаки и святых воинов — предводителя небесного воинства Архистратига Божия Архангела Михаила, Георгия Победоносца, Иоанна Воина, святого благоверного князя Александра Невского и других.