ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Церковь и казачество: к истории отношений

Вышла в свет книга санкт-петербургского историка и писателя А. Г. Шкварова «Русская Церковь и казачество в эпоху Петра I».
Сегодня, когда взаимоотношения Церкви и казачества выходят на новый уровень, их исследование в исторической перспективе становится особенно актуальным.

       В начале 1990-х Россия вступила в эпоху бурных перемен и коренной перестройки всех сфер политической и социальной жизни. Для Русской Православной Церкви этот период стал временем строительства и собирания сил. Но не только для нее новое время открыло новые возможности: почти одновременно стало возрождаться российское казачество.
       К сожалению, практически вплоть до сегодняшнего дня казачество в России окружено флером мифологии и домыслов, его роль в отечественной истории не до конца изучена и плохо известна широким кругам.
       Сегодня можно отметить, что в 2009 - начале 2010 года отношения государства и Церкви к казачеству вступили в новую активную фазу. В прошлом году был создан Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества и принят ряд нормативных документов. 5 марта 2010 года решением Священного Синода был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. (Интервью с руководителем отдела епископом Павлово-Посадским Кириллом см. здесь)
       Если новейшей истории взаимоотношений Церкви с казачеством только предстоит быть написанной, то о событиях минувших эпох многое уже можно сказать. Однако, несмотря на обилие популярной и специальной литературы о казачестве, конкретно религиозному аспекту его жизни, особенно в области официальных отношений с Русской Православной Церковью, внимания уделено немного. Религиозный вопрос обычно выпадает из поля зрения авторов.
       Этот пробел отчасти и восполняет книга Алексея Геннадьевича Шкварова «Русская Церковь и казачество в эпоху Петра I», в самом заголовке которой первое место занимает Русская Православная Церковь как особый общественный институт.
       А. Г. Шкваров - профессиональный историк и писатель, специализирующийся на военной истории, автор нескольких художественных произведений, действие которых происходит как раз в эпоху Петра I, в годы Северной войны, поэтому выбор столь узкого периода для его новой книги не случаен. Однако дело не только в исторических предпочтениях автора, а в том, что именно петровская эпоха стала переломным моментом как для Церкви, так и для казачества. Три действующих силы - император, Церковь и казачество - образуют три вершины треугольника, внутри которого и разворачивается это исследование.
       Небольшая по объему книга состоит из семи глав, выстроенных скорее не в хронологическом, а в идеологическом порядке: в каждой главе прослеживается одна из смысловых линий рассматриваемой автором темы. Поэтому на первый план выходят по очереди вопросы отношения казаков к вере и Церкви, государственно-церковных отношений и, наконец, отношений государства в лице императора Петра I к казачеству.
       Автор самим названием книги заявил о конкретном, ограниченном четкими временными рамками отрезке отечественной истории, отведя духовной жизни казачества в допетровскую эпоху первую главу книги.
       Вторая глава посвящена очень важной теме - отношению казаков к расколу и старообрядчеству. К этой проблеме автор возвращается и в заключении книги, выражая следующую мысль: «Их (казаков) старообрядчество было более политическим, нежели конфессиональным. О религиозном экстремизме или фанатизме речь не шла вовсе. Никаких случаев самосожжения за веру мы здесь не обнаружим. Попытки казаков «отделиться» были не чем иным, как стремлением сохранить, законсервировать свои вековые привилегии, обособиться от властей, став под иное религиозное знамя». Подчеркнем, что автор подробно останавливается и на появлении такого феномена, как казаки–«некрасовцы» - крупная община старообрядцев, ушедшая с Дона в Крым под покровительство мусульман - ханов Гиреев. Бунту Булавина и уходу старообрядцев Игната Некрасова с Дона посвящена пятая глава книги.
       Третья глава отведена не столько казачьей, сколько государственно-церковной проблематике, в ней А. Г. Шкваров обращается к политике, проводимой императором Петром I в отношении Русской Православной Церкви, приводя хронику событий, приведших к упразднению Патриаршества.
       Примечательно, что практически одновременно с упразднением Патриаршества фактически исчезло и выборное атаманство у казаков. Первым выборным атаманом войска Донского после того, как в 1709 году выборность была упразднена Петром I, стал в 1917 году генерал Алексей Максимович Каледин. В этом же году Русская Православная Церковь вновь обрела своего Патриарха - на Патриарший Престол был избран святитель Тихон.
       О церковной жизни казачества до 1708 года рассказывает четвертая глава книги петербургского историка. В ней, в частности, немало места уделено внешним, бытовым особенностям казачьей жизни и отношениям казачества с духовенством на уровне церковных приходов.
       Развитию религиозной и политической ситуации на Украине посвящена шестая глава, отвечающая на вопрос: «Почему казаки не пошли за Мазепой?» Именно на примере Мазепы, утверждает автор, «мы можем убедиться в том, насколько важное значение в жизни казачества имела религиозно-нравственная сторона».
       Седьмая, заключительная, глава книги подводит итог царствованию и церковной политике Петра I, обусловившим развитие государственно-церковных отношений в последующие 200 лет. В ней автор, во-первых, останавливается на роли в этих событиях митрополита Стефана (Яворского) и его попытках противостоять новым порядкам, вводимым императором, во-вторых, касается отношений казачества к высшей церковной власти, пытавшейся духовно окормлять казачество и влиять на него. Таким образом, раскрывается действие всех трех сил, связанных воедино в общественно-политическом треугольнике, о котором мы упоминали выше.
       К числу главных достоинств книги следует отнести и значимость темы, и своевременность появления этого исследования, и то, что автор обосновывает свои выводы на архивных данных.
       Монография А. Г. Шкварова не обходит стороной острые углы и сложные вопросы, которые продолжают влиять на решения, принимаемые сегодня как целыми группами наших сограждан, так и отдельными людьми, облеченными властью. В частности, речь идет о том, что далеко не все казаки, официально называя себя православными, проявляют свою веру в лояльном отношении к Русской Православной Церкви. Историческая связь казачества со старообрядчеством и негативное отношение к навязываемым извне формам религиозности - то наследие прошлых времен, с которым и поныне приходится соприкасаться священнослужителям, работающим с казачеством.
       К чести автора необходимо отметить, что, касаясь непростых тем, он делает это максимально осторожно, избегая тенденциозности и полемичности, что превращает книгу «Русская Церковь и казачество в эпоху Петра I» в важный и полезный ресурс знаний, необходимых в работе как государственных чиновников, так и сотрудников синодальных структур, ответственных за взаимодействие с казачеством уже в наши дни.
       Подводя итог, хочется отметить, что мысль автора изложена последовательно и ясно. Можно сказать, что петербургский писатель и историк А. Г. Шкваров и в этот раз предлагает читателю достаточно интересную и полезную книгу. Далеко не все темы, затронутые автором, исчерпывающе изложены в рамках настоящего, отдельно взятого издания. Любопытно было бы проследить судьбы казачьих монастырей и храмов со времен их основания до наших дней, уделить больше внимания личным историям священников, служивших на приходах в хуторах и станицах, привести более широкий спектр источников по церковно-казачьим взаимоотношениям, исследовать тему святынь, особо почитаемых в казачьей среде. Приветствуя выход этой книги, хочется пожелать, чтобы тема взаимоотношений Русской Православной Церкви и казачества получила свое развитие в новых публикациях.

Валерия Ефанова