ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Память для будущего

Во многих епархиях Русской Православной Церкви есть места массовых захоронений жертв минувшего лихолетья.
Многие из них были христианами, а некоторые прославлены как новомученики, потому Церковь ратует о мемориализации их памяти.
И в этом святом деле нельзя пройти мимо опыта, накопленного в мемориальном центре «Бутово».

... Пример святых мучеников и исповедников XX века убеждает нас в том, что в любой момент каждый из нас должен быть готов и словом, и делом и даже до смерти
возвещать Божию правду, что в этом заключается смысл нашей христианской жизни и нашего свидетельства.

Святейший Патриарх Кирилл


Почитание мест народной памяти

       Практически во всех областях, а следовательно, и во всех епархиях Русской Православной Церкви, на территории бывшего Советского Союза имеются места массовых захоронений жертв минувшего лихолетия, где покоятся останки тысяч людей, которые были не только уничтожены, но и оказались лишены закрепленного многовековыми традициями человеческого сообщества права на достойное погребение и память потомков.
       Наша христианская совесть подсказывает, что эти места должны быть обретены и приведены в надлежащий человеческому захоронению вид, а память об этих людях должна быть восстановлена. Учитывая, что большая часть пострадавших были православными, а многие из них и пострадали за исповедование христианской веры, Церковь, несомненно, должна проявлять инициативу.

       Как и любое церковное делание, восстановление памяти о пострадавших должно начинаться с молитвы, поэтому при обретении мест расстрелов или захоронений пострадавших надо сразу начинать там совершение молитвы: заупокойных литий, панихид, крестных ходов от ближайших храмов и монастырей, а может быть и кафедральных соборов. Естественно, для обозначения этого места и сосредоточения молитвы необходимо установить памятный крест, который и станет началом мемориала.
       Очевидно, что мемориализация этих памятных мест невозможна без согласования и содействия местных светских властей. При этом у многих возникает убеждение, что ответственность за сохранение памяти невинно пострадавших лежит на государственных структурах. Однако, в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 16.01.1989 «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов», местные органы власти в сотрудничестве с общественными организациями и органами общественной самодеятельности должны обеспечивать оказание необходимой помощи реабилитированным в создании памятников жертвам репрессий, в содержании в надлежащем порядке мест их захоронения (см.: Сборник Законодательных и нормативных тем актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.: ВС РФ, 1993. С. 187).
       Таким образом, как это ни парадоксально, ответственность за это делание законодателем возложена на самих пострадавших, а государственные структуры должны лишь помогать их инициативам. Более того, несмотря на существование целого ряда законодательных актов о восстановлении памяти жертв политических репрессий, действующим российским законодательством не разработан механизм мемориализации подобных мест и не предусмотрены источники финансирования. Соучастие в этом делании государственных структур часто зависит лишь от доброй воли конкретных чиновников. Поэтому одним из первых шагов в деле мемориализации захоронений пострадавших является диалог с представителями властей с целью убеждения их в значимости этого дела и превращение их в соработников или, по крайней мере, не в противников этого начинания. В этом диалоге уместно помнить слова Президента России Д. А. Медведева, сказанные им 30 октября 2009 года, в день памяти политических заключенных:
       «Память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах. Нам нужны такие музейно-мемориальные центры, которые будут передавать память о пережитом - из поколения в поколение. Безусловно, должна быть продолжена и работа по поиску мест массовых захоронений, восстановлению имен погибших, а в случае необходимости - их реабилитации. Никто, кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст ее новым поколениям».

       Приступая к мемориализации мест массовых захоронений, следует подумать о возможных формах их юридического статуса. Это важный вопрос в деле их сохранения, особенно когда подобные места находятся в местах активной хозяйственной деятельности - в городах, зонах жилищного и промышленного строительства и т. д. Желательно попытаться добиться для этих мест статуса памятника истории с переводом соответствующих земельных участков в разряд культурно-исторических земель, что в законодательном порядке поможет защитить их от какого-либо хозяйственного использования. При этом в регламенте по обременению хозяйственной деятельности на этих участках следует предусмотреть возможность строительства зданий и сооружений, необходимых для их мемориализации.
       Решая вопрос о собственнике этих земельных участков, необходимо иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством места погребения должны находиться в собственности государства, но могут передаваться в аренду организациям, берущим на себя ответственность за их содержание и эксплуатацию. При этом, по примеру Московской области, в случае оформления аренды на земельные участки, на которых находятся массовые захоронения, с целью их содержания и сохранения, законодательным органом субъекта федерации может быть установлена чисто символическая ставка аренды. В случаях строительства культовых сооружений можно ставить вопрос перед соответствующими властными органами о передаче необходимых участков в собственность Церкви.
       Принципы, на которых строится церковный мемориал, были выработаны на протяжении многих веков истории христианской культуры. Их выражением явились те традиции культуры памяти, которые сформировались еще в эпоху Вселенских Соборов и позднее были развиты Поместными Церквями адекватно потребностям общества и вызовам времени. Их знание необходимо не только для создания церковного мемориала или музея, но и для ведения аргументированного диалога с представителями власти и светского общества.
       В русской мемориальной культуре большое значение получила традиция строительства храмов «на крови». Она развивается в нашем отечестве уже почти тысячу лет (если считать первыми такого рода объектами памятные монастыри на Альте и на Смядыни, основанные на местах убиения св. кн. Бориса и Глеба в середине XI века, а последними - в начале XX века храм Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге и уже в наши дни - храм Царственных мучеников на месте дома Ипатьева в Екатеринбурге). Само место гибели того или иного страстотерпца, как правило, не совпадающее с местом последующего захоронения его останков, отмечалось строительством храма или часовни, реже монастыря. Это была форма сохранения памяти об убиенном, до канонизации, и молитва к уже прославленному святому; сохранение в народной памяти самого исторического события и одновременно предостережение современникам и потомкам, актуализация христианских ценностных ориентации в политической культуре своего времени; и, главное, всенародное покаяние за пролитие крови праведника. Благодаря наличию храма, дома Божия, находясь в котором человек хотя бы на время выходил за рамки земного, грешного мира и вступал в пространство благодатного присутствия Бога, место скорби, место преступления превращалось в место покаяния, очищения (катарсиса) и примирения через покаяние грешника с Богом и Церковью и через Церковь - со всем миром.
       Какие элементы включали в себя традиционные мемориальные захоронения? Все начиналось с установления памятного креста и/или «голбца», позднее строилась часовня, если появлялась возможность - строился храм. Важно отметить, что все эти элементы не противоречили друг другу и «не накладывались» друг на друга, как правило, продолжая долгое время сосуществовать в едином ансамбле. По-разному они свидетельствовали о победе Жизни над смертью, придавая этим страшным местам человеческого горя и богооставленности новый смысл, создавая духовно напряженное пасхальное переживание земной драмы.
       Задача сохранения памяти о трагических событиях наиболее полно реализована в тех мемориальных комплексах, где в полной мере учитываются многовековые традиции отечественной культуры памяти, а также традиции этносов и представителей различных конфессий, населяющих территорию России.
       Думая о создании христианского мемориала, следует особо учитывать, что в христианской культуре ярко выражена традиция увековечения имени. Очевидно, что ее корни уходят в религиозную практику поминовения, т. е. воспоминания имени усопшего в молитве за его посмертное спасение. Изучение и увековечение, в той или иной форме, имен пострадавших - это естественная попытка преодолеть обезличенность братской могилы, часто скрывающей останки сотен и тысяч казненных. Поэтому главным способом увековечения является установление мемориальных досок с именами погребенных или пострадавших. Доски могут быть установлены на территории мемориала или даже внутри храма, правда, при последнем варианте необходимо учитывать, что в большинстве случаев мы сталкиваемся со сложным этноконфессиональным составом пострадавших.
       В наши дни важным элементом мемориального комплекса становятся электронные базы данных. С их помощью можно не только «всех поименно назвать», но и сохранить всю возможную информацию о пострадавших. Используя эти массивы информации, можно подготовить к печати книги памяти, или синодики, для молитвенного поминовения в соборной и частной молитве. Важно отметить, что Церковь знает не только различные формы увековечения имени, но и традицию прославления памяти канонизированных страстотерпцев и мучеников в посвящении престолов в храмах, в богослужении и иконографии. Обычно при издании синодиков, поскольку они предназначены для использования в литургическом контексте, имена мучеников, уже прославленных, выделяются красным цветом (цветом киновари). Но на мемориальных досках, поскольку здесь важно сохранить характер свидетельства, исторического документа, нужно стараться этого избежать, проявляя равное попечение о памяти всех пострадавших. Исходя из тех же побуждений, следует указывать мирскую фамилию для священнослужителей и монахов как знак уважения к их родственникам и как понимание того, что на досках памяти отражены земные координаты общечеловеческой памяти. Впрочем, имена монашествующих и архиереев все же принято писать в соответствии с церковной традицией, но при этом в скобках или отдельно указываются их мирские фамилия, имя и отчество. Конечно хорошо, когда есть возможность, кроме имени, привести на доске краткую персональную информацию. Во всяком случае, год рождения человека нужно постараться упомянуть.

Создание музейной экспозиции

       Предыдущий опыт создания мемориальных комплексов свидетельствует о том, что русская национальная традиция увековечивания памяти предполагает возведение храмов и, с момента включения музея как культурной формы в российскую действительность, организацию музея. При этом для развития европейской мемориальной культуры фундаментальное значение имело то обстоятельство, что в христианской традиции молитвенное поминовение может получать развитие через увековечение памяти о личности человека, санкционируя, таким образом, зарождение протомузейных форм в сакральном пространстве храма (собрания памятных вещей, реликвий и раритетов, реликварии и древлехранилища). Постепенная их эволюция привела в дальнейшем к тому, что музей, получивший статус культурной формы, т. е. определенной устойчивости, целостности и самодостаточности, уже в этом качестве получил возможность существовать при храме (так работали и работают в наши дни церковно-археологические музеи). Храм - не музей. Но музей и храм глубоко связаны друг с другом. Их сходство - деятельность, действо, а не просто пассивная роль памятного знака. И в этом контексте по-иному видится главная задача музея, включенного в единый с храмом мемориальный комплекс. Целью музейной работы становится развернутая в диалоге со всем обществом и миром деятельность по увековечению памяти о личности специфическими музейными средствами, в постоянном диалоге с иными формами поминовения, в том числе и церковными. Возникает особого рода межличностная коммуникация, где местом для встречи и диалога между живыми и усопшими на равных правах, но по-разному могут выступать и музейная экспозиция, и священное пространство храма. Основу экспозиции могут составить материалы о жизни, служении и подвиге новомучеников; о тех, кто рядом с ними нес свое служение, кто пострадал за веру и правду, но еще не прославлен в лике святых; обо всех погибших на данном месте в годы массовых репрессий. Должна быть освещена и судьба самого места, его роль в истории репрессий. Наша цель - вернуть имена оклеветанным и незаслуженно забытым людям. А это значит не только перечислить их по списку, но и рассказать, какими они были, понять их жизненный выбор. Например, братское кладбище для воинов и сестер милосердия, павших в Первой мировой, открывшееся в 1915 г. в Москве при селе Всехсвятском, планировалось как мемориал, включающий в себя отдельные музеи.

       В том случае, если место памяти находится в ведении Церкви, на местную религиозную организацию ложится ответственность за увековечение памяти репрессированных, без различия их этнической и конфессиональной принадлежности (создание общественного мемориала, организация Музея памяти пострадавших и т. д.). Развитие такого рода деятельности может потребовать создания при храме специальной общественной организации с целью координации усилий государственных, религиозных и общественных организаций по созданию мемориального комплекса. При этом епархия, монастырь или приход могут выступать в качестве ее учредителя (или соучредителя). Она может быть зарегистрирована как некоммерческая организация с различной организационно-правовой формой: фонд, автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство или некоммерческое учреждение культуры.
       При создании мемориальной экспозиции на приходах можно столкнуться с серьезными трудностям, в том числе с отсутствием документов и экспонатов. Но ведь до сих пор по домам хранятся иконы из разоренных храмов. При возвращении их в храмы они должны занять в них достойное место. Пожилые люди могут помнить рассказы о закрытии храмов и тех священнослужителях, которые в них служили. Записанные и дополненные старыми фотографиями, эти рассказы могут стать началом приходских историко-агиографических архивов. Начиная эту исследовательскую работу, необходимо обратиться в архивы, как в местные, так и в более высокого уровня, с запросом о судьбе тех священнослужителей, которые служили в храме. Приходские общины как местные религиозные организации, обладающие правом юридического лица, вправе делать подобные запросы.
       Привлекая к исследовательской работе учащихся воскресной школы, можно дать им задание написать свою родословную. Расспросив своих родителей, бабушек и дедушек, дети выяснят, что у многих из них в годы советской власти были репрессированы родственники, или окажется, что судьба кого-то неизвестна, потому что о нем боялись говорить. Эти сочинения также могут быть включены в приходской архив.
       Если на приходе удастся собрать хоть какие-нибудь материалы, их надо постараться опубликовать либо в периодической печати, как церковной, так и светской, а при возможности и в виде отдельного издания - книжки или брошюры.


       Все это будет служить прославлению памяти новоявленных святых, за память которых необходимо бороться, так как противник рода человеческого прилагает все усилия, чтобы подвиг свидетельства о Воскресении Христовом, совершенный новомучениками, был предан забвению. Прославляя подвиг новомучеников Российских, Русская Православная Церковь свидетельствует перед всем миром о непреложности евангельской проповеди о всеобщем воскресении.
       Почитание любого святого без знания о нем невозможно. Поэтому следует регулярно в проповедях рассказывать о жизни и подвигах новомучеников, особенно о тех, кто жил и пострадал в той местности, где находится храм. Ведь практически во всех старых храмах и во всех благочиниях, не говоря уже о епархиях, есть свои новомученики. Очень содействуют росту почитания новомучеников крестные ходы и паломничества к местам их жизни, страдания и погребения. Святыни, привезенные из этих поездок, могут стать началом приходского реликвария, посвященного новомученикам.

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма в Бутове,
Игорь Гарькавый, директор Мемориального центра «Бутово»

* * *

СПРАВКА

АЛЛЕЯ ПАМЯТИ В БУТОВО

       8 марта 2010 года, в Вербное воскресенье, состоялась конференция, посвященная проекту «Аллеи памяти», который планируется воплотить в жизнь на Бутовском полигоне.
       Открытие Бутовского полигона началось с обнаружения и изучения расстрельных списков. Теперь их решено увековечить в камне.
       Мемориальный проект разработал архитектор Александр Жернаков с помощниками.
       Так как в 1937 и в 1938 годах было расстреляно примерно равное число людей, было решено сделать две аллеи: одна будет посвящена тем, кто погиб в 1937 году, вторая - тем, кто погиб в 1938 году. Имена пострадавших решено сгруппировать по дням расстрелов. Имя, фамилия и отчество осужденного будут дополнены указанием места и года его рождения. На одну доску размером 90x60 см при шрифте в 15 мм высотой помещается около 30-ти имен; высота постаментов будет 40 см - чтобы не нарушать общего вида полигона.
       В конце обеих аллей решено поставить колокол, на котором не будет никаких символов. Каждый пришедший на полигон сможет ударить в этот колокол в память о своем безвременно ушедшем родственнике. Но во избежание межрелигиозных конфликтов эта часть исторического памятника «Бутовский полигон» будет полностью светской, лишенной каких бы то ни было указаний на религиозную принадлежность пострадавших.

* * *

      

О святии бутовские мученицы
       и вcu исповедницы и новомученицы Российстии,
       во всяком возрасте и сословии
       за Христа пострадавшие,
       верность Ему даже до смерти
       свидетелъствовавшие и венец жизни
       от Него приявшие. Вы во дни гонения
       лютаго, землю нашу от безбожных
       постигшаго, на судищах,
       в заточениих и пропастех земных,
       в горьких работах и всяких скорбных
       обстояниях образ терпения
       и непостыднаго упования
       мужественне явили есте.
       Ныне же, в раи сладости
       наслаждающеся пред Престолом
       Божиим во славе предстоите и присно
       хвалу и ходатайство со Ангелы
       и всеми святыми
       Триединому Богу возносите.
       Сего ради мы недостоинии молим вас,
       святые сродницы наши: не забудите
       земнаго отечества вашего, грехом
       Каинова братоубийства, поруганием
       святынь, безбожием и нашими
       беззакониями отягченнаго.
       Умолите Господа сил,
       да утвердит Церковь Свою
       непоколебимую в мире сем
       многомятежном и лукавом.
       Да возродит в земле нашей дух разума
       и благочестия, дух святости
       и страха Божия, дух братолюбия
       и мира: да паки будем мы царское
       священие, род Божий, избранный
       и святый, присно с вами
       славящий Отца и Сына
       и Святаго Духа во веки веков.
       Аминь
      

(Из службы Новомученикам и исповедникам Российским)

* * *

БУТОВО. РАССТРЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН

       Бутово - не единственное место массовых расстрелов и захоронений в нашей стране. Таких мест - сотни. По данным государственных архивов, в Бутове в 1937–1938 годах были расстреляны и захоронены на полигоне 20 760 человек, почти все - по решениям внесудебных органов: «тройки» Московского УНКВД, Комиссии НКВД СССР и Прокуратуры СССР.
       Здесь в общих могильных рвах лежат останки самых разных людей: святых и преступников, священнослужителей и их гонителей атеистов, людей разного социального и культурного происхождения, различных национальностей, нередко - с диаметрально противоположными мировоззренческими и политическими взглядами. Казалось бы, трудно представить, что могло бы объединить и соединить их. Но смерть и могила объединили всех, разрушив все наши человеческие разъединения. Среди расстрелянных преобладают жители Москвы и Московской области, но есть также уроженцы других областей нашей страны и иностранцы. Это простые рабочие и крестьяне, военные и интеллигенция, государственные и общественные деятели, священнослужители. Можно назвать такие известные имена как Ф. А. Головин, председатель Второй Государственной Думы, Н. Н. Данилевский, один из первых русских летчиков, и другие.
       Но вряд ли найдется на нашей земле, да и во всем мире, место, где было расстреляно столько священнослужителей, как в Бутове. Принявшие крестную муку, но не отрекшиеся от веры отцов «страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети» пополнили ряды небесных предстоятелей за Русскую Церковь. «О непоколебимии новомученицы Российстии, воистину есте слава Церкве». Сонм убиенных священнослужителей возглавляют восемь архиереев: прославленный ныне в лике святых священномученик митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Димитрий (Добросердов), архиепископ Николай (Добронравов), епископ Арсений (Жадановский), епископ Аркадий (Остальский), епископ Иона (Лазарев) и епископ Никита (Делекторский). Вместе с архиереями пострадали одиннадцать архимандритов, в их числе - последний настоятель Свято-Троицкой Сергиевой лавры отец Кронид (Любимов) с братией, много известных и глубоко почитаемых иереев, игумены, монахи, простые сельские батюшки, диаконы; в списках расстрелянных мы находим имена псаломщиков, церковных старост, регентов, певчих, членов церковных советов, обыкновенных прихожан.

       За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в XX веке. Никогда еще в истории христианской Церкви не было такого жестокого и длительного гонения. Никогда еще богоборческая и антихристианская власть не совершала столь массовых злодеяний и столь явного излияния ненависти к православию и Церкви Христовой. Из миллионов убитых многие умерли с верой, молитвой и покаянием на устах и в сердце.
       Новомученики и исповедники доказали делами, что есть ценности, которые гораздо выше, чем человеческая жизнь. Подвиг этих людей есть свидетельство о Воскресении Христовом. И пример этих людей для нас свят. В этом плане святые новомученики нам ближе, чем святые, которые подвизались и были прославлены Богом в иных обстоятельствах в прежнее время. Новомученики жили в конце ХIХ - начале XX века и были такими же людьми, как и мы. У них существовали те же, что и у нас, проблемы, своя повседневная жизнь, такие же заботы о семье... Но вместе с тем, в момент, когда надо было решать, идти или не идти за Христом, свидетельствовать, причем не просто на словах, а жизнью, о своей вере или пойти на уступки и измену, они нашли в себе мужество следовать за Христом.
       Ныне среди православных степень почитания новомучеников и исповедников российских пока не соответствует значению их подвига. А ведь мы, нынешние христиане, всем обязаны новомученикам российским. Обязаны тем, что можем свободно посещать храмы, делать дела благотворительности, учиться богословским наукам, работать над историей Церкви. И нашей первейшей святой обязанностью является выявление имен новомучеников, выяснение обстоятельств их жизни и подвига, молитвенное обращение к ним.
       В Собор Новомучеников и исповедников Российских включены имена 1408 святых. Их память совершается 294 дня в году, то есть в среднем 25 дней каждый месяц. А как часто в наших храмах мы совершаем им богослужения? Приходится признать, что крайне редко. Мы предпочитаем совершать богослужения древним мученикам, а не тем, кто пострадал в наше время. Чем чаще мы сможем молитвенно обращаться к новомученикам, тем более благоговейное отношение будет к ним и у церковного народа.
       Однако в последние годы дело сдвинулось с мертвой точки. В честь новомучеников освящаются новые храмы и престолы, о их жизни издаются новые книги. Во многих храмах стали появляться иконы не только Собора новомучеников, но и их индивидуальные иконы или иконы местных соборов. Воспитание благоговейного отношения к памяти этих новых святых должно начинаться с их молитвенного и богослужебного прославления.
       Наибольшая честь, которой мы можем почтить мучеников за веру Христову, это последовать их примеру, верно хранить исповедание веры, твердо придерживаясь евангельского, апостольского и святоотеческого учения. Наконец, помощью Божией, молитвами святых новомучеников и святых отцов воодушевимся словами надежды из Послания к Евреям святого апостола Павла: «Посему и мы, имея вокруг себя такой сонм свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса...» (12, 1–2).