ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

На пороге трезвости и благодати

Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино
(Сир. 3, 29)

Алкоголизм и наркомания. Священники часто сталкиваются с этими социально-духовными недугами общества. Сегодня для химически зависимых людей и их родственников при многих храмах созданы группы реабилитации, братства и сестричества трезвости, семейные клубы. Есть различные программы помощи. Об одной из них, о том, как можно организовать работу и каких ошибок избегать, мы беседуем с духовным руководителем программ психологической и социальной реабилитации алко- и наркозависимых при Даниловом монастыре игуменом Ионой (Займовским).

       — Отец Иона, с 2006 года через православный реабилитационный центр «Метанойя» при Даниловом монастыре прошло немало алкоголе- и наркозависимых людей и их родственников, можно ли подвести какие-то итоги, рассказать о тех людях, которые окончательно выздоровели?
       — Алкоголизм — хроническое заболевание, поэтому об окончательном выздоровлении говорить неуместно. Можно говорить о тех, кто живет при этом хроническом недуге, сохраняя трезвость, и таких у нас немало. Очень важно понять, что мы имеем дело со сложным прогрессирующим заболеванием, которое может возвращаться после огромных перерывов, после ремиссий в 20–30 лет. Может менять формы проявления. С точки зрения биологии у алкоголика изменяются биохимические процессы головного мозга и формируется стойкая химическая зависимость.
       Организм требует постоянного поступления определенных веществ. Принимая даже небольшую дозу химического вещества, наркотика или алкоголя, человек теряет контроль над собой — запускает алкогольные механизмы, которые сам остановить уже не в силах. Конечно, когда человек воцерковляется, участвует в Таинствах, пытается духовно расти, он более защищен.
      
       — А нет ли здесь противоречия? Больной человек не может быть виноват в своем недуге, но упитие вином — грех: как же совмещаются грех и болезнь?
       — Вопрос о соотношении греха и болезни в проблеме химической зависимости оказывается очень непростым. С одной стороны, грех — это болезнь души. С другой стороны, всякая болезнь коренится в греховности человеческой природы. Но болезнь не может быть оценена с морально-этической точки зрения. Ведь никому не придет в голову обвинять больного с сердечной недостаточностью или с диабетом в том, что он плохо жил, грешил, и поэтому Бог послал ему болезнь. Таким образом, проблема химической зависимости предстает перед нами как сложная и многоаспектная. Алкоголик или наркоман — не просто безнравственные и распущенные люди (болезнь не знает ограничений, и не секрет, что среди алкоголиков есть и священнослужители), а люди с генетически неблагополучной природой, с серьезными духовно-психо-социо-биологическими нарушениями (часто хорошо сознающие все происходящее и глубоко страдающие).
       Алкоголизм нельзя излечить полностью, но его можно «законсервировать». Просто человек должен придерживаться определенного образа жизни, и тогда он может жить наполненно, счастливо, богоугодно. Жить и радоваться. И примеров тому много. Почти каждый день я общаюсь с выздоравливающими алкоголиками. Эти люди осознают, что тяжело больны, и тщательно следят за своей жизнью, стараются соблюдать слово апостольское: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5, 15).
      
       — Есть ли какие-то особенности при выстраивании взаимоотношений с химически зависимыми людьми?
       — Одна из самых трагических ошибок — считать, что у алкоголика, не пьющего в течении какого-то времени, проблема окончательно ушла и теперь он может «выпивать чуть-чуть по праздникам». Понимаете, говоря церковным языком, алкоголик одержим страстью к спиртному. Он одержим настолько, что ничего не помогает. Никакие прещения, угрозы. Просьбы и слезы горячо любимых людей: жены, детей, родителей. Беседы с самыми замечательными духовниками. Даже участие в Таинствах не должно восприниматься как показатель того, что все уже нормализовалось, и проблемы нет. Вот, например, я исповедовал одну женщину, страдающую химической зависимостью. Она причастилась из Чаши, которую я держал, потом подошла к кресту. И когда я выходил из храма, она подошла и честно сказала, что ей хочется выпить и она не знает, что ей теперь делать. На службе она была счастлива, просто сияла, причастившись. И вот только шагнула за порог храма, недуг скрутил ее. В такой ситуации любой человек приходит в отчаяние. Он обратился к самому ценному, к самому высшему — к Богу, к Церкви, он обратился к Божией Матери, к святыне. И на какое-то время ему была дана надежда. И вот надежда рассыпается.
       Конечно, бывают случаи чудесного исцеления, когда человек исповедуется, причастится — и как отрезало. Но это чудо. Именно так и надо оценивать — как сверхъестественное действие благодати. Рассчитывать на это в каждом случае так же невозможно, как ожидать обязательного исцеления по молитве от рака или слепоты. Никто не говорит, что такого не бывает. Бывает! Но потому и потрясает, что это не норма, а чудо. Священнику нужно уметь выстраивать отношения с больными людьми, понимать, что недуг может вернуться в любой момент.
       В случае с алкоголе- и наркозависимыми бывает и такое: на какое-то время человек может вернуться к нормальному образу жизни, но не может жить цельно, организованно и конструктивно и почти всегда меняет одну зависимость на другую. Неблагополучие и скандалы в семье, как правило, не прекращаются. Может сформироваться другая форма зависимости: сидение часами перед телевизором или компьютером, страсть к азартным играм, чрезмерное, беспорядочное переедание и т. д. Если болезнь не приостанавливается или возобновляется, то через какое-то время священник, устав и измучившись от тяжелого однообразия ситуации, ставит человеку ультиматум: или ты прекращаешь пить, или ищи себе другого духовника. Очень важно не поддерживать мифов, которые алкоголики приносят с собой, рассказывая о каких-то кажущихся им причинах злоупотребления: то у него жена плохая, то жизнь тяжелая 365 дней в году, и т. д. Для алкоголика причина употребления алкоголя всегда одна—то, что он алкоголик. И священник должен сказать: у вас очевидная проблема — и быть готовым к тому, что человек обидится. Таких случаев немало. Одному молодому человеку, которого уже выгнали с одного прихода, я сказал: у меня такое впечатление, что вы алкоголик. И с тех пор он не пришел ни разу. Одна женщина в истерике стала биться, когда я сказал, что она алкоголик. Может, она хотела меня испугать этим? Алкоголики большие манипуляторы. Очень важно сказать правду, может быть, пройдут годы, и человек вспомнит ваши слова. Поймет, что это правда.
       Должно было пройти время, прежде чем я понял, что с зависимыми людьми необходимо очень четко и твердо определять границы общения (например, заключать письменные договоры, не пренебрегать системой выговоров и исключений), потому что иногда они могут вести себя не вполне адекватно.
      
       — Расскажите, пожалуйста, о программе, которая используется для реабилитации химически зависимых людей в центре «Метанойя».
       — Программа «Метанойя» родилась благодаря коллективному труду единомышленников — выздоравливающих алкоголиков с большими сроками трезвости и их родственников. Некоторые элементы мы взяли из опыта групп самопомощи «Анонимных алкоголиков» по программе «12 шагов», но у нас есть и свои особенности. «Метанойя» преследует сразу несколько целей. Первая — катехизационно-христианская. Я ориентирую участников собрания на частое причастие, частую исповедь. Все они молятся дома, читают Священное Писание. И все понимают, что это им действительно нужно. Мне и самому не хватает программы, когда я бываю в отпуске, и от людей я слышу, что им ее тоже не хватает. Мы вместе читаем Евангелие, я говорю о православии, о Боге, о Таинствах и, наконец, о выздоровлении, потому что к нам приходят именно с проблемой алкоголизма. Участникам важен личный опыт: как у тебя в сердце отозвались слова Христа и как они связаны с твоим выздоровлением или невыздоровлением. Я заметил, что на собраниях нашей группы от раза к разу высказывания становятся все более глубокими. Не так давно при обсуждении притчи о милосердном самарянине одна женщина прямо-таки начала цитировать митрополита Антония Сурожского. Но на мой вопрос, читала ли она труды митрополита Антония, ответила, что не читала, но ей кажется, понимание притчи должно быть именно таким.
       Программа «Метанойя» подчиняется Данилову монастырю. Мы стараемся, чтобы она развивалась: приглашаем специалистов, которые смотрят на все происходящее со стороны и подмечают недочеты и ошибки, дают квалифицированные рекомендации. У нас занимается немало людей из группы самопомощи «Анонимных алкоголиков», собрания которой также проходят на территории монастыря. Я хочу уточнить, чтобы не было недоразумений: центр «Метанойя» и группы самопомощи «АА» — это разные структуры. Я, наверное, не профессионал в этой области, но все-таки десятый год занимаюсь этой проблемой, проходил обучение за границей и в России, несколько раз с этой целью был в Америке, изучал опыт Польши, окончил школу консультантов в московской организации «Старый Свет». И глубоко убежден, что для преодоления химической зависимости человечество пока ничего лучше, чем группы взаимной поддержки анонимных алкоголиков не придумало. Особенность их работы такова, что они не нуждаются в каком-то особом кураторстве. Этого не позволяет сама структура группы. Наркология, психиатрия, психология — дело профессионалов, и, на мой взгляд, священнику, не обладающему соответствующими знаниями или особым духовным опытом, не нужно пытаться руководить этими тяжело больными людьми. С другой стороны, очень хорошо, когда они на виду — например, когда группа действует при храме, — потому что тогда, выздоравливая, они неизбежно потянутся в Церковь. Около 6 лет по программе «Метанойя» работает с химически зависимыми людьми протоиерей Алексей Гостев, настоятель подмосковного храма свт. Николая в Аксинино. Его опыт подтверждает, что если священник несколько раз в год приходит на открытое собрание группы, то анонимные алкоголики бывают очень признательны, что их принимают, понимают, что не отвергают, несмотря на их болезнь, не считают людьми третьего сорта. И очень многие приходят к вере.
      
       — Что же такое сообщество «Анонимных алкоголиков» и в чем состоит программа «12 шагов»?
       — Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Московском Даниловом монастыре активно сотрудничает с сообществом «Анонимных алкоголиков», предоставляя группам самопомощи помещения и духовно окормляя их членов. «Анонимные алкоголики» — это сообщество, возникшее в Америке в первой половине прошлого века и объединяющее мужчин и женщин, которые на собраниях групп делятся своим опытом борьбы с болезнью алкоголизма. Известно, что в Америке и Польше огромное количество собраний проходит именно при храмах и христианских общинах. Я думаю, что одна из причин эффективности этого метода — то, что во главу угла ставится переориентирование личности в сторону покаяния и смирения, — ведь здесь важно, в первую очередь, осознать себя немощным перед лицом недуга и предать свою жизнь в руки Божий (или, как говорят анонимные алкоголики, — «Высшей Силы»).
       Стержнем всей деятельности «АА» является программа «12 шагов» (этапов). Эти этапы, по сути, являются христианскими принципами. Они настолько просты, что их способен понять даже человек с затуманенным алкоголем сознанием, но при этом они так глубоки, что любой может положить всю свою жизнь на их осуществление и не исчерпает до конца их духовного потенциала. Кратко можно охарактеризовать философию 12-ти шагов так: устремление к покаянию и добрым делам. Вот некоторые из этих шагов: признать свое бессилие перед алкоголем, признать, что потеряли контроль над собой; прийти к убеждению, что только более могущественная Сила может вернуть здравомыслие; принять решение препоручить свою жизнь и волю Богу, насколько они Его понимают; глубоко и бесстрашно оценить себя и свою жизнь с нравственной точки зрения; смиренно просить Бога исправить изъяны; достигнув духовного пробуждения, стараться донести смысл этих идей до других алкоголиков.
       Основа движения «АА» — группы самопомощи. Человеку, впервые в жизни столкнувшемуся с этой бедой, трудно самому найти пути решения. Кроме того, люди, страдающие алкоголизмом или наркоманией, часто скрывают свои проблемы и потому очень одиноки. В группах они могут увидеть, что «здесь такие же, как и они», и открыто поделиться своими переживаниями. Когда объединяется опыт сотен людей, он как бы суммируется и помогает многим. Работая в группе по 12-шаговой программе, человек начинает понимать, что он живет в мире, где необходимо просить помощи, что он сам нуждается в помощи Бога, Церкви, людей. Согласно традиции «АА», группой могут назвать себя двое или более алкоголиков (или наркоманов), при условии, что как группа они сами себя обеспечивают, не привлекая средства извне. Члены «АА» помогают друг другу путем проведения еженедельных собраний, индивидуальных шефских программ и круглосуточной помощи по телефону: они отвечают на звонки выздоравливающих алкоголиков, у которых возник соблазн выпить.
       Уникальность содружества состоит в том, что выздоравливающий алкоголик может помочь другому такому же как никто другой. Ни священник, ни врач, ни родственник не могут завоевать доверие больного алкоголизмом, а вот алкоголик может, потому что он на собственном опыте испытал все разрушительные последствия этой болезни. На этом и базируются группы поддержки.
       Особенностью работы групп самопомощи «АА» (таковы традиции сообщества) является то, что на собраниях там не принято говорить о религии, о Церкви. Сообщество нерелигиозно, нецерковно. Здесь говорят только о собственном выздоровлении. Думаю, что такая традиция была положена в основу работы групп, чтобы уйти от религиозных споров. Но книга «Анонимные алкоголики» рекомендует на определенном этапе трезвости обратиться к традиционной религии. В России это — православие. И у нас собрания «АА» завершаются совместным чтением молитвы Господней. Для меня очевидно, что, проходя Четвертый и Пятый шаги — оценив свою жизнь с нравственной точки зрения, люди начинают тянуться к Церкви. Заполнив, как положено по программе «12 шагов», графу «Мои недостатки» (читай: «Мои грехи»), люди часто приходят ко мне и говорят: «Батюшка, мы хотели бы исповедоваться подробно, за всю жизнь» — и в результате воцерковляются. У них появляется искренний интерес к глубинной жизни Церкви. И мне хочется помочь им войти в церковную ограду, чтобы иметь возможность указать на духовные проблемы.
      

       У анонимных алкоголиков каким-то образом уходит одержимость спиртным. Приходит человек и говорит — я хочу напиться. И после беседы в группе забывает об этом. Я никак не могу это объяснить. Я думаю, что это дар Божий анонимным алкоголикам и их близким за многолетние страдания, одиночество и чувство вины.
      
       — А почему, отец Иона, вы все время говорите и о родственниках алкоголиков? Разве они также нуждаются в лечении?
       — Безусловно, нуждаются в помощи, потому что у большинства из них сформировалась серьезнейшая психологическая проблема — созависимость. Алкоголь поражает всю семью, все ближайшее окружение. С людьми, страдающими от созависимости, каждый священник сталкивается буквально ежедневно. Созависимость — это не только и не столько проживание с алкоголиком, сколько неспособность строить здоровые отношения с Богом, с самим собой и с другими людьми, то есть серьезные психологические проблемы личности. Созависимость — тоже прогрессирующее состояние, приводящее к депрессиям, соматическим заболеваниям, гипертонии, головным болям и т. д. Это отдельная и очень важная тема. Родственники больных людей молятся, постятся, надеясь, что их мужья, отцы, дети перестанут пить, осознают свое бедственное положение, но зачастую ситуация в семье нисколько не улучшается. Им приходится заглаживать последствия безобразий алкоголика или наркомана, утешать его, убирать за ним. А он в расчете на их понимание и милосердие может безнаказанно вытворять все, что вздумается. Это как раз то, о чем он мечтает, — его простят, пожалеют и покроют все его беззакония. Зависимый пытается контролировать количество употребления, а созависимый пытается контролировать жизнь зависимого человека. Но каждый раз эти попытки оканчиваются неудачей. Таким образом, родственник теряет контроль и над собственной жизнью. У него, как и у зависимого, возникают резкие перепады настроения — от безнадежности к надежде и опять к панике и отчаянию.
       Если человек пьет, ведет себя агрессивно, бьет жену, детей, продает из дома вещи, то почти всегда мы, священники, говорим о терпении и смирении. Женам рекомендуется не разводиться, а, напротив, сугубо заботиться о мужьях. Но все-таки они должны суметь внутренне отстраниться от алкоголика, отстраниться от греха, но продолжать любить человека, а это, как мы понимаем, совсем непросто.
       Родственники, вынужденные жить бедами и проблемами другого человека, приобретают различные невротические реакции и состояния, то есть сами становятся больными, созависимыми людьми. Нередко они уже не могут судить о степени серьезности своих психологических и духовных проблем. Эти люди нуждаются в профессиональной помощи не менее, чем сами алкоголики и наркоманы. Такую помощь они могут получить в возникших параллельно содружеству «АА» специальных группах самопомощи для созависимых родственников алкоголиков. В основе их работы — те же 12 шагов, которые родственникам химически зависимых людей необходимо проработать самостоятельно. Работа в группе (не исключая, так же как и в «АА», возможности индивидуальных консультаций) позволяет увидеть себя и друг друга со стороны, представить проблемы каждого во взаимосвязи; участники группы могут обсудить и попытаться решить их сообща в присутствии объективной третьей стороны. В нашем центре «Метанойя» есть группы для созависимых и есть позитивные результаты работы с ними.
      
       — А как действовать, чтобы организовать на приходе группу реабилитации? С чего начинать?
       — Конечно, с молитвы. С молебнов перед образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Для начала этого достаточно. Пусть приходят алкоголики, их жены и матери, молятся. Потихоньку соберется группа единомышленников. Естественно, люди обсуждают свои проблемы со священником, и рано или поздно можно будет выявить из них самых активных. Может быть, на первых порах имеет смысл устраивать непродолжительные беседы — литературы по теме сейчас достаточно.
       Повторяю, работа с алкоголе- и наркозависимыми — очень непростое дело, но, если у духовенства на приходе есть решимость и желание помогать таким страждущим, вполне возможно организовать работу группы самопомощи. Центр «Метанойя» готов в этом помогать — и методическими материалами, и консультативной помощью. У нас есть опыт организации таких групп на приходах. Обращайтесь к нам, в Свято-Данилов монастырь.
       Очень важно помочь выздоравливающим понять христианскую сущность этой программы, духовно правильно сориентировать их, помочь почерпнуть в вере надежду на исцеление. Если православный священник станет активным миссионером, хорошо разбирающимся в природе болезни, и сможет ответить на вопросы человека так, что тот уверует, воцерковится, Православная Церковь обретет новых чад, чей духовный опыт будет опытом подлинно христианского преображения.
      

Материал подготовили:
       Ксения Лученко, Ирина Судникова
      
       Центр «Метанойя»
       тел.: (915) 136–4224
       звонить со вторника по пятницу
       с 19.00 до 22.00.
       (на телефоне дежурят волонтеры)
       эл. почта: iona@msdm. ru


* * *

       «Недостанет силы оплакать несчастье в том доме, где заведется пьяница, ад, истый ад делается в нем, каждый день слезы и стоны. Пьяница всякий день пьянствует и все тащит из дому, чтобы пропить. О, ужасная страсть! Ужасное бешенство! Всякого больного можно лечить, а пьяницу и лечить ничем нельзя, если он сам не захочет решительно бросить пьянство».

Св. праведный Иоанн Кронштадтский.
       Проповедь на евангельское чтение о гадаринском бесноватом.

* * *

      

МНЕНИЕ


      
       Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
       Я глубоко убежден, что должны приветствоваться любые средства, которые помогают человеку избавиться от алкоголизма и наркомании, если эти средства не связаны с отказом от христианской веры и христианских убеждений. Не приветствуется только то, что наносит вред духовному, психическому и физическому здоровью человека, например колдовство, оккультизм, магия, а также то, что отрывает человека от веры, от благодати. Поскольку алкоголизм, как и прочие виды зависимостей, — грех и болезнь одновременно, нужно, чтобы общество и Церковь боролись против него совместными усилиями. Негативное отношение духовенства <к программе «12 шагов» > зависит от степени осведомленности... Никаких богословских предпосылок отвергать программу нет.

* * *

       Митрополит Волоколамский Иларион:
       Смысл этой программы («12 шагов») заключается в том, что она предлагает не только освобождение от последствий алкоголизма или наркомании, но и врачует сам корень болезни, освобождая человека от той внутренней пустоты, которая является причиной «зависимости». Программа эта рассчитана на постепенное осознание человеком бесперспективности своей прежней жизни, необходимости исправиться, собственного бессилия и необходимости какой-то Высшей Силы, которая помогла бы ему духовно и нравственно переродиться. Иными словами, это <...> программа всецелого исцеления на всех уровнях: физическом, душевном и духовном. Эта программа имеет религиозный наполнитель; на каком-то этапе она приводит человека к Богу.

* * *

       Евгений Проценко, психолог, председатель правления Христианского общественного благотворительного фонда «Старый Свет»:
       Христианский общественный благотворительный фонд «Старый Свет» около 25 лет работает в области профилактики и реабилитации зависимости — алкоголизма и наркомании.
       Основываясь на системном анализе собранных данных об эффективных подходах в этой области и на практике собственной многолетней работы, я с полной ответственностью свидетельствую, что среди возможных средств решения этих задач в нашей стране абсолютно вне конкуренции находятся группы «Анонимных алкоголиков», «Анонимных наркоманов», «Анонимных игроков» и другие подобные сообщества. Именно эти движения, опираясь на десятилетиями выверенную и беспрецедентно эффективную методологическую основу — «Программу 12 шагов», являются, по моему убеждению, единственным реальным ресурсом в нашей ситуации. Почему? Прежде всего потому, что они не требуют абсолютно никаких финансовых затрат со стороны государства или других источников. Также эти движения направлены на самовоспроизводство, а значит, могут (опять-таки, без всяких материальных затрат) создавать целостные системы поддержки, в том числе — и в тех регионах, областях или населенных пунктах, где такая поддержка отсутствует полностью.
       Что же касается духовной составляющей этого подхода, то является несомненным (и это подтверждается множеством виднейших отечественных и зарубежных богословов и пастырей), что она опирается исключительно на принципы христианской аскетики (причем в понимании, наиболее близком традициям православия). Возникающие же у отдельных представителей Православной (и не только) Церкви возражения против этой программы основаны, в подавляющем большинстве случаев, на совершенно недостаточном или абсолютно предвзятом знакомстве с ее принципами. Никакой серьезной дискуссии с подобными «возражателями» (а порой — и «запретителями») за все время не получается, чаще всего — потому, что к подобной дискуссии эти люди не готовы, предпочитая такой полемике эмоциональные, бездоказательные и зачастую абсолютно несуразные обвинения в адрес программы.

* * *

       Валерий Доронкин, ответственный за работу с алкоголиками и наркоманами в Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы:
       Далеко не в каждом приходе есть возможность организовать работу групп самопомощи, не каждый священник может заниматься реабилитацией алкоголиков и наркоманов. Но каждый приход может стать дружественной средой для страждущих, помочь химически зависимым, людям сориентироваться таким образом, чтобы, в конце концов, они попали туда, худа нужно. Те, кому в первую очередь нужна медикаментозная помощь, — обратились в бесплатные наркологические стационары, а те, кто ищет психологической и духовной поддержки, — в реабилитационные центры при храмах и монастырях.
       В Комиссии по церковной социальной деятельности при московском Епархиальном совете проводятся семинары для благочинии, детализирующие работу с алко- и наркозависимыми. В помощь священникам составлена памятка, где четко расписано, в какую больницу или центр можно отправить человека, чтобы он обрел настоящую неформальную поддержку. На сегодняшний день реабилитация алкоголиков и наркоманов осуществляется при 20-ти московских храмах, в 13-ти из них используется программа «АА» «12 шагов». И весьма успешно. Конечно, группы самопомощи «Анонимных алкоголиков» могут функционировать и без Церкви. Однако они ориентированы на поиск веры, поиск Бога. По существующей статистике около 10 000 человек за последние десятилетия обрели трезвость, посещая «АА», и более 70% из них считают себя православными. Кто-то из них пока не готов к активному воцерковлению, но многие с открытым сердцем приемлют истину Христову. Здесь для нас — широчайшее поле для миссионерской деятельности. И в нашей епархии уже есть специалисты — психологи, катехизаторы, — которые готовы этим заниматься, считают для себя кровным делом помочь страждущим людям войти в ограду церковную.