ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Путь креста: от Соловков до Бутовского полигона

       Соловки и Бутово связывают судьбы сотен пострадавших на полигоне в 1937–1938 годах. Многим из них довелось пройти через Соловецкий лагерь особого назначения и потом, уже во время «ежовщины», взойти на бутовскую голгофу. Некоторые из этих людей уже прославлены в лике новомучеников Российских, как, например, еп. Аркадий Остальский.

       Для крестного хода в память о 70-летии начала массовых репрессий в 2007 году было принято решение изготовить в кресторезных мастерских Соловецкого монастыря Богоименный крест, не имеющий иконографического, лицевого изображения Страстей Господних, пронести его по пути скорби через всю страну, по водному пути, и установить на полигоне Бутово. Крестный ход прошел по каналам, которые строили заключенные, рядом с их заброшенными могилами – в память обо всех, кто пролил свои слезы, пот и кровь.
       Подобного крестного хода не знала история России, как не дошло до нас известий и о подобного размера поклонных крестах. Хотя сама идея шествия святыни по водам близка православному благочестию. По воде пришли к людям Иверская, Тихвинская и Белозерская иконы Божией Мастери. Большей частью по рекам, также с Соловков, в 1652 году митрополит Никон, будущий патриарх, крестным ходом доставил в Москву мощи святителя Филиппа.
       Там, где позволял график движения, участники крестного хода покидали ненадолго корабли, для того чтобы побывать и помолиться на братских могилах жертв сталинского террора. Сильное впечатление произвела на участников крестного хода поездка из Повенца в урочище Сандормох. Там в 1937 году были расстреляны соловецкие этапы и многие местные жители (всего около 7000 человек).
       Всех поразили г. Медвежьегорск – столица Беломорско-Балтийского комбината ГУЛАГ НКВД, село Разборы под Рыбинском – административный центр Волголага, недавно обнаруженные захоронения на Секирной горе и о. Анзер.
       Во время каждой остановки проходили богослужения: молебен с акафистом Кресту или Новомученикам, панихида или лития о всех убиенных. После этого народ прикладывался ко кресту и начиналась экскурсия по выставке, названной так же, как и сам проект, – «Крестный путь» – и развернутой на барже. Одиннадцать стендов выставки, обступая неровным каре крест, создавали особый исторический фон, через который проступали основные вехи крестного пути России: от Соловецкого лагеря особого назначения к строительству
       Беломорско-Балтийского канала, потом к Дмитлагу, заключенные которого возводили канал Москва-Волга, и, наконец, Бутовский образцово-показательный расстрельный полигон под Москвой. С черно-белых фотографий в лица наших современников прямо и спокойно смотрели те, кто уже сделал свой выбор семьдесят лет тому назад: священнослужители и монахи, представители интеллигенции, простые крестьяне. Вероятно, они тоже боялись смерти, но жить по-другому («жить по лжи») не смогли, не захотели. Именно около этих стендов, глядя на фотографии заключенных, с трудом толкающих тачки с отработанным грунтом и просто идущих под конвоем к неизвестной судьбе, или читая бесхитростные отчеты сотрудников НКВД о проделанной ими кровавой работе, пожилые люди вдруг начинали говорить. О своих родственниках, пропавших в лагерях и на каторге, о раскулаченных, о «трех колосках», о своей нелегкой жизни, о том, что ни в коем случае нельзя забывать...
       И в центре всего был крест. Он возвышался посреди баржи на специальном обитом красным бархатом подиуме, как на величественном аналое. Всегда его украшали живые цветы, большей частью принесенные местными жителями. Однажды, когда ночью во второй день крестного хода баржа с крестом проходила очередной шлюз Беломорско-Балтийского канала, сверху вдруг посыпались полевые цветы. Так прихожане одного из местных храмов приветствовали крест, не имея возможности подойти к нему ближе. Эти цветы словно напоминали всем вокруг, что, даже находясь в мрачных шлюзах Беломорско-Балтийского канала, где и сейчас, кажется, проступают контуры ГУЛАГа, крест-это древо жизни, над которой смерть власти не имеет. Поэтому, наверное, на барже всегда царила особая пасхальная атмосфера, свидетельство о вечной радости претерпевших до конца. О их подвиге напоминали слова акафиста Новомученикам, который на каждой остановке читался прямо у креста духовенством и прихожанами местных храмов и монастырей. После акафиста (Новомученикам или Животворящему древу Креста Господнего) совершалось поминовение всех, от «безбожныя власти умученных и убиенных». Так у подножия креста встречались жизнь и смерть, при этом последняя, теряя свою земную власть, уступала место любви Божией, которая «никогда не перестанет». Под перезвон колоколов храмов крест 6 августа 2007 года прошел по столичным улицам мимо Дома на набережной, мимо Храма Христа Спасителя и, наконец, мимо самого Кремля. Установленный на автомобильную платформу крест был выставлен перед Новоспасским монастырем, в стенах которого поздно вечером была совершена Божественная литургия. Около двух часов ночи крест начал движение вокруг Москвы. По Варшавскому шоссе он был вывезен на МКАД, а потом, чтобы совершить еще один крестный ход, «встречь солнца» обошел уснувшую столицу, снова выехал на Варшавское шоссе и к семи часам утра был доставлен на Бутовский полигон.
       Теперь, спустя годы, оглядываясь назад, мы можем утверждать, что вакууму беспамятства и безразличия усилиями десятков людей противопоставлен яркий и узнаваемый символ. Крест, который, пройдя по местам страданий, вобрал в себя боль человеческую и силою Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа вновь освятил нашу землю.

По материалам Мемориального центра

* * *

БУТОВСКИЙ КРЕСТ

       В основу концепции бутовского креста, по замыслу руководитель кресторезной мастерской Соловецкого монастыря Георгия Кожокаря, был положен образ Церкви Христовой. Лицевая сторона посвящена Церкви Торжествующей, Церкви мучеников и исповедников. От хризмы расходятся лучи Божественного Света. Они осеняют чашу, которая символизирует одновременно и чашу страданий, испитую новомучениками и исповедниками российскими, и чашу Евхаристии, чашу причастия Божественной Жизни. В лучах, которые расходятся из центра, пересекая венец, – слова кондака новомученикам и исповедникам Российским.
       Оборотная сторона креста посвящена Церкви Земной – воинствующей и страдающей. Поэтому вокруг средокрестия, на другой стороне венца славы, находится изображение тернового венца Спасителя, в который вплетаются узлы колючей проволоки, напоминающие о страданиях узников ГУЛАГа. Вся поверхность оборотной стороны креста образует полиставрион. Здесь это множество крестов увековечивает память о бесчисленных жертвах массового террора, почивающих в безвестных могилах. Высота креста с голубцом составляет 12,5 м, ширина – 7,5 м. Подобно голгофскому Кресту, он сделан «трисоставным». Вертикальная перекладина изготовлена из сибирской «кедровой» сосны, горизонтальная – из сосны карельской, косая перекладина – из кипариса. Копие и трость сделаны из соловецкой сосны.