ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Христианская Америка: активисты, «мегацеркви» и большая политика

Религиозный фактор играет важную роль в современной российской политике.
Очевидно, что и в других странах религиозные общины оказывают влияние на социальные и политические институты.
Как обстоят дела в Америке? Почему социологи называют побережья страны «поясом неверия», а центральную часть – «библейским поясом»?


       В последние дни августа несколько сотен тысяч человек собрались в центре Вашингтона, между мемориалами Вашингтона и Линкольна, на митинг, главной темой которого стал лозунг «Восстановим честь Америки!». В то время как Республиканская партия все еще пытается оправиться от поражения на президентских выборах–2008, митинг продемонстрировал всему миру, что рядовые сторонники республиканцев уже готовы вступить в схватку с демократами Барака Обамы. Главной темой митинга было возвращение к исконным американским ценностям, которые, по мнению консерваторов, в эпоху левых демократов во главе с Обамой находятся под угрозой. Главная из этих ценностей – вера в Бога. Хотя специальных опросов среди собравшихся на митинге не проводилось, можно с уверенностью утверждать – число активных христиан среди них было даже выше, чем в среднем по США. Митинг начался молитвой, а завершился пением, наверное, самого популярного в англоязычном мире христианского песнопения – «Amazing Grace!» («О, благодать!») Джона Ньютона.
       Предстоящие в ноябре промежуточные выборы в конгресс, равно как и президентские выборы 2012 года, опять пройдут при участии в кампаниях кандидатов активных верующих. Вопрос о роли и месте религии, и особенно христианства, в жизни Америки будет обсуждаться наравне с состоянием экономики и военной операцией в Афганистане. Как, собственно, и последние полвека, когда молодежная контркультура и «сексуальная революция» бросили вызов консервативным и религиозным ценностям, на которых зиждилось американское общество с момента прибытия в 1620 году первых переселенцев из Англии.
       Американская Конституция запрещает конгрессу законодательно поддерживать или тем более провозглашать государственной какую бы то ни было конфессию. Следствием этого стала жесткая приверженность американских верующих независимому существованию своих конфессий и крайне негативное восприятие любых попыток государства вмешаться в религиозную жизнь. Многим на постсоветском пространстве и в Европе, где по-прежнему существуют официальные «государственные» церкви, это может показаться странным, но серьезное влияние религиозных общин на социальную и политическую жизнь – следствие их глубокой укорененности в повседневной жизни граждан и высокого уровня конкуренции идей и миссионерских практик. Америку часто описывают как «супермаркет религий», и что-то в этом описании, может быть, и верно.
       По последним данным социологических опросов, из 307 миллионов американцев христианами считают себя 78% населения. Если добавить к этой цифре иудеев и мусульман, то последователи монотеизма составляют более 80% населения Соединенных Штатов. Представители различных протестантских конфессий составляют чуть более 50%, католики – около 25% (что делает их самой большой по числу верующих конфессией), мормоны – чуть менее 2% и другие христиане (включая всех православных) – около 1,5%. В последние десятилетия быстрее всего растет число католиков – прежде всего, за счет непрекращающейся иммиграции из Мексики – и так называемых «харизматических» (или «евангелических») протестантских общин. Последние обладают большими материальными ресурсами и очень настойчивы в миссионерской работе. Их символ – так называемые «мегацеркви» – огромные молитвенные дома, похожие на концертные залы. Они оборудованы по последнему слову техники и предлагают прихожанам не только богослужения, но и пространство для общения, изучения Библии, игр детей. Самой мощной (и политически влиятельной) организацией «харизматиков» остается Южная баптистская конференция, в которую входят протестантские направления, насчитывающие более 16 миллионов сторонников. Финансовые ресурсы протестантов, и особенно евангелических общин, очень велики, так как честный успех в бизнесе считается в этой среде своего рода Божиим благословением, наградой за трудолюбие и старание. Значительные пожертвования позволили протестантам создать свою сеть учебных заведений и средств массовой информации. К примеру, фонд не самого крупного Техасского христианского университета в Форт-Уэрте составляет около миллиарда долларов.
       Возможно, самое знаменитое протестантское учебное заведение – Университет Боба Джонса в штате Южная Каролина. Там до сих пор существуют строгие правила для студентов (раздельные общежития, полный запрет на наркотики, алкоголь и «разнузданное поведение»). Большинство республиканских кандидатов в президенты (и президентов) считали нужным выступить в университете, чтобы засвидетельствовать свою приверженность традиционным ценностям. Демократы всегда считали этот университет рассадником «религиозного фанатизма, расизма и нетерпимости», что нимало не беспокоило руководство университета – семью Джонс, которая с 1927 года и по сей день остается во главе заведения. Сейчас университет менее политизирован, чем раньше, но по-прежнему влиятелен в протестантских кругах. Среди протестантски ориентированных средств массовой информации выделяется телеканал Си-би-эн (от «Christion Broadcasting Network» – «Христианская вещательная сеть»), который обладает разветвленной сетью вещания, в том числе в Азии и Латинской Америке, где в последние годы харизматические «евангелические» общины растут очень быстро. Однако крупнейшей христианской вещательной сетью не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире, остается «Trinity» («Троица»). Она занимает шестое место по размерам аудитории среди всех эфирных телесетей США. Суммарная аудитория «Троицы» с кабельными и спутниковыми филиалами достигает ста миллионов человек. Это фантастическая цифра, если учитывать, что сеть принципиально не продает рекламу и существует на пожертвования, а также на подписку зрителей кабельных и спутниковых каналов. Хотя ведущую роль в ее программах играют неопротестанты, заметная часть эфирного времени отдается также консервативным католикам и иудеям. Главная идея телеканала – защита консервативных ценностей, единых для иудеев и христиан, миссионерская деятельность и помощь страдающим от стихийных бедствий во всем мире, как это было после урагана «Катрина» в 2005 году или землетрясения на Гаити в январе этого года.
       Несмотря на то, что католическая община растет и за последние двадцать лет увеличилась более чем на десять миллионов человек, католик только один раз становился президентом Соединенных Штатов. Это был Джон Кеннеди. Первый вицепрезидент католического вероисповедания – нынешний заместитель Барака Обамы Джо Байден.
       По уровню религиозности вообще и активности христиан в частности, США стоят особняком среди всех экономически развитых демократий. Для сравнения, во Франции только 38% населения в общей сложности относят себя к последователям христианства, ислама и иудаизма. В то же время атеистов и агностиков в США – 16%, во Франции же – больше 50.
       Повышенная религиозность американцев создает большие проблемы для их общения со все более дехристианизирующимися странами Европейского союза (эта тенденция становится в ЕС доминирующей, за исключением, может быть, католических Польши и Литвы и православных Болгарии, Греции и Румынии). Одним из главных недостатков предыдущего американского президента Джорджа Буша-младшего в глазах европейских партнеров была его искренняя религиозность и склонность формулировать политические оценки на основании христианских понятий добра и зла. Большинство европейских политиков от этого давно отказались как от анахронизма. Согласно данным Института Гэллапа, 53% американцев никогда не проголосуют за атеиста в качестве кандидата в президенты. А номинально католическая Испания два раза подряд избрала премьером лидера социалистов Хосе Луиса Родригеса Сапатеро. Сапатеро бравирует своим атеизмом и развернул настоящую кампанию по вытеснению христианства из публичной сферы, проведя через парламент легализацию однополых браков и расширение прав на аборты. В Америке подобное просто невозможно.

Тысячи американцев ежегодно выходят на улицы Вашингтона на
традиционный декабрьский марш в защиту жизни.
Этот марш организуется всеми христианскими конфессиями Америки против абортов.
Шествие православных возглавляет Предстоятель Православной Церкви в Америке –
Митрополит всея Америки и Канады. Фото Юрия Грипаса

       Быть активным христианином, свидетельствовать о своей вере публично в Америке намного легче, чем в секуляризирующейся Западной Европе. Однако это не значит, что в Соединенных Штатах наступил «золотой век» христианства и проблем не осталось. Во-первых, жители Восточного и Западного побережий страны, где расположены главные финансовоэкономические и образовательные центры, в среднем менее религиозны, чем американская «глубинка». Социологи, да и простые американцы, часто называют побережья «поясом неверия», а центральную часть страны, и в особенности южные штаты с их многочисленными баптистскими общинами, «библейским поясом». Значительная часть университетской профессуры и сотрудников массмедиа придерживается левоцентристских взглядов и относится прохладно к религии вообще, а к христианству – особенно. Часть интеллектуалов, исповедующих политическую корректность, видят в нем оплот «старой» Америки – белой, протестантской, приверженной традиционным ценностям.
       Флагманы этого интеллектуального сообщества – газеты «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост», телеканалы Эй-би-си, Эн-би-си, Си-эн-эн и Си-би-эс. Эти настроения находят свое выражение и в политике: побережья, как правило, голосуют, в основном, за демократическую партию – традиционное прибежище представителей лево-либеральных взглядов.
       На противоположном фланге – представители глубинной, континентальной Америки. Это предпринимательский класс, фермеры, часть рабочих и представители консервативной интеллектуальной элиты. Она в серьезной, хотя и не исключительной, степени формируется университетами и колледжами, которые патронируются той или иной конфессией. Например, только у Католической Церкви в Америке более двухсот высших учебных заведений. В средствах массовой информации консервативное направление возглавляет уже упомянутый телеканал «Фокс ньюс», газета «Уолл-стрит джорнал» и многочисленные журналы, такие как «Нэшнл ревью», «Уикли стэндард» и «Нэшнл интерест». Серьезным влиянием при относительно небольшом тираже пользуются католические журналы «Коммонуил» и «Америка», которые склоняются в сторону «либеральной» интерпретации католицизма, и более консервативный «Ферст фингз», основанный перешедшим в католицизм из протестантизма о. Ричардом Нойхаусом.
       Православные церкви в Америке, в силу сравнительной малочисленности своей паствы, намного беднее представлены в массмедиа и образовании. Русское православие пришло на Аляску в XVIII веке, тогда же первое греческое православное поселение появилось во Флориде. На той же Аляске прославился своим миссионерским подвигом святой Герман Аляскинский. В дальнейшем эмиграция из традиционно православных стран в США привела к росту православных общин. Сегодня самая многочисленная из них – греческая. Ее верующие принадлежат к нескольким юрисдикциям. В юрисдикции Вселенского Патриархата в Америке 14 епархий, более 700 приходов и более 20 монастырей. Численность прихожан колеблется весьма значительно. Представители Константинополя говорят о почти двух миллионах верующих, некоторые социологические опросы называют цифру в полмиллиона.
       Русские православные приходы делятся в основном на те, которые находятся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, и принадлежащие Православной Церкви в Америке, получившей автокефалию от Русской Православной Церкви в 1970 году. Православные участвуют в общественных дискуссиях в США, однако их голос все же менее громок, чем у католиков и протестантов.
       Политические предпочтения американских христиан многообразны и постепенно меняются. Католики почти два столетия считались надежной опорой Демократической партии, так как вплоть до 1960-х годов ведущую роль в общине играл рабочий класс ирландского происхождения. Однако со стремительным увеличением в последние десятилетия числа иммигрантов из Центральной Америки, прежде всего Мексики (так называемых «латино»), предпочтения католиков стали смещаться в сторону более равномерного распределения голосов между демократами и республиканцами. Часть «латино» привлекает в демократах их более либеральное отношение к нелегальным эмигрантам и готовность тратить бюджетные деньги на программы, поддерживающие равноправие и социальное обеспечение. Однако другой сегмент «латино» серьезно относится к позициям Католической Церкви по вопросам гей-браков, абортов, поддержки семьи. Для этих людей Демократическая партия выглядит если не антихристианской, то, по крайней мере, индифферентной к моральной проповеди Церкви. На последних президентских выборах чуть более половины католиков отдали свои голоса Бараку Обаме, чуть менее половины – Джону Маккейну. На выборах 2004 года Джорджу Бушу удалось серьезно потеснить демократов среди католиков и «латино», и, судя по опросам, такая ситуация будет регулярно повторяться на федеральном и местном уровнях.
       Протестанты голосуют более предсказуемо. Представители более старых протестантских конфессий (лютеране, Епископальная церковь) голосуют как за республиканцев, так и за демократов. Однако самые многочисленные и активные неопротестанты, евангелические христиане, голосуют в подавляющем большинстве за республиканцев, так же как и мормоны.
       Весьма вероятно, что в президентской кампании 2012 года будут участвовать несколько видных представителей протестантской и католической общин. В числе возможных кандидатов от республиканцев называют бывшего губернатора штата Массачусетс мормона Митта Ромни, бывшего губернатора штата Арканзас, популярного телеведущего канала «Фокс» и рок-гитариста Майка Хакаби, а также молодого католика индийского происхождения, губернатора штата Луизиана Бобби Джиндала.
       Кампания–2012 обещает быть особенно интересной, так как подчеркнутое равнодушие президента Барака Обамы к христианским корням Америки, его президентские решения в пользу расширения права на аборты, поддержка инициатив гейактивистов и исследований стволовых клеток политически мобилизуют христиан консервативных взглядов.
       Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшие десятилетия религиозный фактор никуда не уйдет из политической жизни США. Позиция верующих, прежде всего представителей многочисленных христианских конфессий, регулярно делает темой активного обсуждения личные взгляды и жизнь политиков всех уровней, их моральные принципы и готовность их отстаивать. Это придает американской политике особое измерение, которое часто отсутствует в других странах «золотого миллиарда».

Константин фон Эггерт

* * *

СПРАВКА

       Константин фон Эггерт – член Королевского института международных отношений и редакционного совета журнала «Pro et Contra» Московского центра Карнеги. В прошлом журналист «Известий» и Би-би-си, кавалер Ордена Британской империи.