ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Все мы одного рода

Неотъемлемую часть современного общества составляют люди с ограниченными физическими возможностями.
Вовлечение их в нормальную жизнь, в том числе церковную, важная задача для каждого из нас.
Сердечно многие из них очень близки Христу и Его Церкви, однако душепопечительская работа с такими людьми требует от пастыря и миссионера специальных навыков.



МИССИЯ ЦЕРКВИ СРЕДИ ИНВАЛИДОВ

       Есть особая категория населения, которая, хотя и почти не появляется в храме, но в огромной своей массе тянется к воцерковлению. Это инвалиды, или, как сегодня принято говорить, «люди с ограниченными возможностями». Таких людей гораздо больше, чем кажется. Во-первых, потому что устройство нашего городского быта не позволяет им свободно передвигаться, а во-вторых, потому что в нашем обществе таких людей по разным причинам прячут. Они физически – или потому что стесняются– не могут бывать в храме. Большинство из них не в состоянии должным образом освоить те или иные духовные книги, соблюсти те или иные правила. Но сердцем многие из них очень близки Христу и Его Церкви. Однако душепопечительская работа с такими людьми требует от пастыря и миссионера специальных навыков.
       Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3), – отвечает Иисус на вопрос апостолов-учеников о слепорожденном человеке и приоткрывает какую-то огромную тайну о явлении дел Божиих, тайну, несомненно связанную с Крестом и Искуплением человеческого рода. Ведь в отдельно взятом больном человеке являет себя всечеловеческая болезнь, вызванная первородным грехом. У «нормального» человека духовная болезнь скрыта, а инвалидность – это тот симптом, глядя на который любой может сказать: и я болен (например, слеп духовно), ведь мы одного рода. Вспомним апостола Павла: ...Страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 26). В категорию людей, которую мы рассматриваем, на самом деле входят не только инвалиды, но и члены их семей: все близкие тяжело больного человека оказываются в особенной ситуации и по отношению к социуму, и по отношению к Церкви.
       Когда в уже воцерковленной семье появляется больной ребенок (или взрослый), то, как правило, совершенно нарушается нормальное течение жизни: оно подчиняется больному и особенностям его заболевания. В результате церковная жизнь всей семьи зачастую расстраивается, начиная с мелочей (скажем, приходится отказаться от лампадки, так как у аутиста может быть мания выливать на пол масло) и кончая невозможностью полноценно быть на службе, подготовиться к исповеди, причастию и т. д., не говоря уже об участии в различных приходских мероприятиях.
       В нецерковных же семьях многие приходят к Богу как раз благодаря болезни детей. Но, конечно, такие родители не имеют времени читать, регулярно исповедоваться, говорить со священником. Еще надо иметь в виду, что очень часто ребенок-инвалид воспитывается без отца (отцы сбегают).
       В любом случае семья сталкивается с огромным количеством новых проблем.

Отношения с другими

       Это и различное отношение родителей и других родственников: кто-то помогает (добираться до храма, заниматься ребенком в храме или дома, отпустив маму в храм), кто-то нет.
       Всех родителей детей-инвалидов мучает вопрос о том, что выросший ребенок так и не сможет приспособиться к самостоятельной жизни.
       Возникают ограничения и в возможности принимать гостей: некогда приготовить угощение, посидеть с ними. При обострениях болезни приходится отменять именины и другие праздники.
       Если ребенок первый, то родители обычно боятся рожать еще. Во-первых, пугает, что все может повториться, особенно если нарушение генетическое. Во-вторых, есть опасение, что не удастся уделять больному первенцу достаточно внимания.
       Братья и сестры таких детей тоже находятся в особой ситуации: им не хватает внимания, любви, они испытывают бытовые трудности, родители часто вынуждены жертвовать их интересами. Им приходится рано взрослеть, а иногда они отчуждаются от семьи, и это становится дополнительной болью родителей. Вместе с тем опыт показывает, что несколько детей гораздо лучше, чем один. Выйдя из младенческого возраста, они реально могут облегчить жизнь родителям, вывести больного ребенка на общение, а всю семью – из изоляции. С ними в семье появляются те обычные родительские радости, которых отец и мать были бы лишены с одним больным ребенком. Для самого инвалида неоценима польза от общения с другими детьми, он перестает считать себя «пупом земли» (эта опасность нередко подстерегает таких детей).
       Со стороны окружающих людей, как соседей, так и случайных знакомых, можно встретить не только равнодушие, но даже, как это ни странно, злобное и завистливое отношение: мол, хорошо устроились, в транспорте бесплатно катаетесь, пособия получаете... Когда в Центр реабилитации подмосковного города Троицка завезли дорогое оборудование, а иностранцы сделали подарки, некоторые «нормальные» возмущались: «Что, все этим чокнутым? Нашим тоже надо!» Впрочем, сразу замолкали, когда им предлагали поменяться местами.

Игровая терапия в реабилитационном летнем лагере
с. Давыдово Ярославской обл.

       Почти всегда матери больных детей очень стесняются, комплексуют, сгорают от стыда за поведение своего ребенка на улице, в общественном транспорте. Аутичный ребенок может производить впечатление крайне избалованного, невоспитанного. Нередко приходится сталкиваться и со слишком бурным сочувствием: «Ах, какое несчастье! Бедная мать! Да за что же тебе такое наказание?» После подобного «сочувствия» «бедная мать» долго приходит в себя. Обычно бывает легче, если коротко объяснить ситуацию окружающим, извинившись за возможные неприятности: «Он болящий, старайтесь не обращать внимания».

Помощь государства

       Особый разговор – официальное окружение: медики, отдел образования, соцзащита, другие чиновники. Невозможно найти хорошего врача ни в поликлиниках, ни через поликлиники, где не дают никакой информации. Хороших врачей все ищут сами. В отделе образования извиняются: «Вы не думайте, мы не какие-то чиновники (?!), мы вам сочувствуем... но помочь ничем не можем».
       Родителям полезно знать законы (в Центре лечебной педагогики с этой целью создан целый юридический отдел). И на самом верху, и в самом низу встречаются чиновники, которые не знают (или делают вид, что не знают) современного законодательства и, когда им нужно, пользуются обломками старого – что-то давно запрещенное, что-то случайно не отмененное... Между тем законы у нас очень прогрессивные. Действует целый ряд международных договоров. Есть Конституция, где записано, что всем без исключения обеспечено право на образование; Федеральный закон «Об образовании» это подтверждает. Есть закон о социальной защите инвалидов. Законодательству соответствуют и конкретные строчки в федеральном бюджете. Однако при составлении местных бюджетов часто игнорируется то, что должно быть в них прописано, и тут возникают многие и сложные коллизии. Получить полагающиеся деньги и льготы, воспользоваться своими правами трудно, даже если судиться. Немногие выдерживают эти мытарства, но те, кто проходит путь до конца, как правило, выигрывают суды.
       Если священник пытается за кого-то ходатайствовать, он порою может столкнуться с подозрительным, пренебрежительным отношением к Церкви («Вот пусть батюшка вас там и лечит!»). Но сейчас такое отношение встречается гораздо реже, чем раньше, – чаще, наоборот, прислушиваются.
       Верующая семья, разумеется, пытается принять волю Божию. Но и здесь все не просто.

Помощь Церкви

       Со стороны священников и мирян также встречается совершенно разное отношение к инвалидам. Например, один священник отказался освящать центр реабилитации, так как это, мол, «не богоугодное дело, нечего этих детей реабилитировать, надо нести свой крест». В одном монастыре, находящемся на соседней территории с больницей, закрыли калитку, чтобы инвалиды-колясочники не мешали монахиням. Нередко отказываются причащать, говорят, что это беснование, отправляют на «отчитки».
       А один батюшка наоборот, приютил группу помощи аутичным детям, предоставив им на два дня в неделю для занятий церковную трапезную. И причащать этих детей к нему организованно возили.
       Необходимо выработать меру снисходительности: что можно и чего нельзя требовать от тех или иных болящих прихожан. Например, часто встречаются требования священников относительно поста и подготовки к причастию для больных наравне со здоровыми. А если больной диабетом или иной серьезной болезнью не может выжить без принятия лекарства, которое нужно запить или заесть, то неужели его, с трудом добравшегося до храма, нельзя допускать к причащению? Однако постоянно приходится сталкиваться с людьми, которые не причащаются только по причине такого запрета. Однажды мне пришлось причащать на дому одного пожилого инвалида, который на вопрос, как он готовился, ответил, что прочел молитву «Отче наш...». Когда же я ему показал в молитвослове последование ко Святому Причащению, он с недоумением возмутился и сказал, что на чтение «Отче наш...» у него ушел целый час. Мне стало очень стыдно, и я его, конечно же, приобщил... Чтобы конкретно разобрать, кому из больных и как вести церковную жизнь, священнику необходим определенный опыт и, пожалуй, специальные медицинские познания.

Лагерь для особых детей

       В некоторых храмах устраиваются специальные Литургии для инвалидов. Вообще, в тех или иных приходах пытаются что-то делать, и хотя все это лишь капля в море, иногда получаются очень интересные результаты.
       Например, в селе Давыдове неподалеку от Борисоглебска под Ростовом Великим уже пять лет действует реабилитационный лагерь для детей-инвалидов с диагнозами ДЦП, аутизм, синдром Дауна. Этот лагерь по благословлению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла организовал у себя на приходе священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери. Задача летнего лагеря – приучить «особых» детей не зависеть от родителей. С детьми там много занимаются. Условия жизни – деревенские, поэтому с самого начала смены образуются трудовые пары из волонтера и «особого» ребенка. Проводятся также занятия по реабилитации через творчество, например рисование.

Священник Владимир Климзо со своими подопечными

       «Суть реабилитации заключается в попытке социализировать детей-инвалидов через совместное проживание и труд, общение и творчество в среде здоровых детей-волонтеров, – рассказывает отец Владимир Климзо. – Важную функцию выполняет участие детей в молебнах, в Таинствах исповеди и причастия.
       При организации каждого лагеря осуществляется попытка оторвать “особых” детей от родителей, чтобы, во-первых, дать возможность их мамам отдохнуть, а во-вторых, дать детям возможность пожить и пообщаться самостоятельно в среде сверстников. У родителей появляется свободное время, чтобы заняться своей душой, что важно, учитывая всю сложность пребывания семей с больными детьми в городских храмах. Для многих из родителей это единственная возможность причаститься (хотя бы раз в год!).


В реабилитационном летнем лагере о. Владимира Климзо

       Помимо этого с семьями работают психологи. Последнее время к нам приезжают специалисты по иппотерапии и канистерапии (реабилитационные занятия с использованием лошадей и собак). Совместно с обычными детьми проводятся фольклорные игры. Каждая смена завершается совместным концертом всех участников лагеря».

Изотерапия

Реабилитация через творчество

Канистерапия

Иппотерапия

Вера без дел мертва

       Миссия Церкви заключается в спасении людей, в приобщении их ко Христу Спасителю. Главным делом миссии является проповедь Евангелия, научение вере. Но суть христианской проповеди заключается не в передаче некой суммы знаний, а в том, чтобы подготовить почву для благодатной встречи человека с Богом. Даже если мы вдохновим кого-то словами Евангелия, а потом проявим холодность и безразличие, это может послужить большим искушением для человека. Известно множество случаев ухода из Церкви людей, столкнувшихся с противоречием между словами и делами.

       То, что по причине ограниченного восприятия научаемого нельзя передать словом, может быть усвоено иным образом. Многие известные миссионеры, еще не зная языка того народа, среди которого они оказались, завоевывали авторитет заботой о просвещаемых: лечили их, помогали во всем. Христианская же проповедь воспринималась как продолжение этой заботы.
       Подход к воцерковлению инвалида зависит от конкретного диагноза, состояния интеллекта, обстоятельств жизни. С одними из них возможны систематические занятия, с другими – нет, одних легко причащать в храме или на дому, других, ввиду их психических и физиологических особенностей – почти невозможно.
       Так мы снова подходим к мысли о том, что священнослужителю для правильного пастырского и миссионерского общения с инвалидами необходимо владеть определенными навыками. Надо научиться разбираться в диагностике, а в идеале, еще и организовать помощь: в реабилитации, материальную, моральную, юридическую, физическую. Очевидно, вполне созрела необходимость введения соответствующего спецкурса в духовных учебных заведениях.

Протоиерей Леонид Царевский

* * *

       Протоиерей Леонид Царевский – настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с. Пучково Наро-Фоминского р-на Московской обл., духовник Троицкой православной общеобразовательной школы, сотрудник миссионерского отдела Московской епархии.

* * *

Из послесловия к книге Каролины Филпс «Мама, почему у меня синдром Дауна?»

       Лиззи смогла стать взрослой и самостоятельной не потому, что «вылечилась от синдрома Дауна», а потому, что ее родителям и учителям удалось сформировать у себя адекватные ожидания по отношению к развитию Лиззи и создать для нее соответствующую среду воспитания и обучения.
       Даже самым благополучным людям весьма полезно понимать проблемы, нужды и возможности «особых» детей – с тем, чтобы вести себя при встрече с ними достойно и человечно, избавляясь от стереотипов общественного сознания.
       Один из критериев цивилизованности общества – это отношение к наиболее слабым его членам... Целые госпрограммы направлены на выявление детей с синдромом Дауна на ранних этапах беременности (нетрудно догадаться зачем); большинство таких новорожденных детей оставляется в роддомах; из этих «переданных на попечение государства» до 18 лет доживает примерно десятая часть...
       Независимо от уровня развития, у ребенка с синдрома Дауна практически нет шансов поступить в обычную школу. А если он отстает в развитии, то и во вспомогательную: ярлык «даун» закрывает перед ним все двери. Их все боятся, как заразных...

Директор московского Центра лечебной педагогики Р. П. Дименштейн

       Николай Дилигенский, аутист, автор книги «Слово сквозь безмолвие», сумел написать о самом себе, в том числе о своем отношении к вере
       ...Я заинтересовался христианством и Христом, когда был еще маленьким. Отец дал мне учебник по истории для 5 класса, там было несколько слов о каких-то сектах. И так я впервые узнал о христианстве. Я понял, что это что-то важное... Я показал отцу эту страницу и попросил рассказать, и он рассказал и почитал Евангелие. Для меня это был интерес не к религии как таковой... У меня был взгляд на мир скорее материалистический, но я чувствовал, что за этим стоит какая-то высшая сфера человеческой жизни, что это, может быть, самое важное, что люди про себя смогли узнать.
       Что же касается М. П. (друг семьи. – Ред.), то он требовал какой-то не раздумывающей веры и учил меня, что то, что мы знаем о мире – это внешняя сторона, а есть еще внутренняя, то, с чем имеет дело религия. Ну, я не очень мог это понять и особенно, как могли эту сторону жизни символизировать какие-то ритуальные телодвижения. Ужасно мне не понравилось, когда мы были в гостях у М. П., и вся его семья перед обедом читала молитвы, причем видно было, что девочкам этого делать не хочется и они делают это только из страха перед отцом. Это производило впечатление отталкивающее. Если бы я и мог обратиться в веру, то не с таким жестким и нетерпимым учителем. Тем не менее его рассказы о религии, его мысли были мне чрезвычайно интересны, я очень много от него узнал важного.
       А еще я благодарен М. П. за то, что он внушал мне чувство человеческого достоинства. Для родителей я был ребенком, которого они любили и хотели помочь. М. П. видел во мне человека с обязанностями.

* * *

Социальному служению необходимо учиться

       По поручению Синодального отдела социального служения протоиерей Леонид Царевский и священник Владимир Климзо приступили к разработке учебного пособия по овладению навыками пастырского и миссионерского взаимодействия с инвалидами. Пособие будет составлено на основе лекций специалистов из Института коррекционной педагогики Российской академии образования и дополнено практическими материалами из опыта священнослужителей, давно занимающихся данной проблемой. Сотрудничество специалистов-дефектологов и Церкви началось в 2008 году, когда в Институте коррекционной педагогики проходили курсы для клириков и мирян по работе с детьми-инвалидами, организованные совместно с Московской Патриархией. Каждое занятие-семинар включало лекцию специалиста-дефектолога, сообщение священника о его практической работе с детьми-инвалидами и дискуссию. И священники, и специалисты по коррекционной педагогике, принимавшие участие в работе курсов, оценивают их как уникальное явление.
       В 2008–2009 учебном году состоялось восемь таких занятий-семинаров, но круг слушателей со стороны Церкви был весьма узок: несколько священнослужителей и десяток-полтора мирян, которые давно занимаются больными детьми. Тем не менее можно считать, что пробный камень был заложен. Охватить все виды инвалидности, конечно, не хватило времени, но если раз в две недели вести семинарский курс, то 15–17 занятий (двух семестров), вполне достаточно, чтобы осветить основные направления.
       В Ярославской духовной семинарии со второго полугодия 2010/2011 учебного года начнется преподавание курса лекций по общению с инвалидами. По предварительной договоренности материалы будут начитываться специалистами из Института коррекционной педагогики и Ярославского пединститута им. Ушинского. Прочитанные лекции войдут в пробный учебник. Но уже сегодня ясно, что на тему общения с инвалидами следует смотреть шире. Поэтому организаторы надеются, что этот курс войдет в дальнейшем в более широкий предмет под названием «Социальное служение».
       Кто как не священники и воцерковленные люди призваны быть прямыми и непосредственными участниками в явлении дел Божиих? Иногда Господь являет Свои дела, исцеляя физическую или иную болезнь чудом. Во многих других случаях Богу угодно, чтобы мы несли бремена друг друга и тако исполнили закон Христов (см.: Гал. 6, 2). Чтобы нести бремя заботы об инвалидах, да еще и воцерковлять их, необходимо обладать особыми познаниями и навыками. Чтобы священник не пугался при виде нестандартного поведения, не сваливал все на «темную силу», не вещал о том, «кто согрешил, он или родители его, и вот теперь пусть несут свой крест», а явил бы дар любви, данный ему Христом.

* * *

СПРАВКА

       Центр лечебной педагогики был создан в 1989 г. по инициативе родителей и специалистов для помощи детям с особенностями развития. Задача Центра – помочь детям с нарушениями развития реабилитироваться, получить образование, включиться в нормальную жизнь. За годы работы Центра помощь получили более 10 тысяч детей и их родителей. В Центре предоставляется широкий спектр помощи: от диагностики и ранней помощи до получения профессии и интеграции в жизнь общества.
       Адрес: Москва, ул. Строителей, д. 17Б
       Тел.: +7(499) 131–06–83, +7(499) 138–06–16, +7(495) 646–50–66
       Подробности на сайте: www. ccp. org. ru



Пандусы и лифты для инвалидов в храмах


       Проектирование современных храмов определяется двумя нормативными документами: СНиПом 35–01–2001, общим для всех общественных зданий, и сводом правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» 31–103–99 конкретно для церковных зданий. В состав каждого проекта обязательно входит раздел «Мероприятия по обеспечению доступности для маломобильных групп населения» (имеются в виду люди с ограниченными двигательными возможностями). Без этого невозможно получить разрешение на строительство. Один из вариантов решения проблемы – проектирование пандуса, другой – установка специального лифта.
       Современная строительная норма для пандусов предусматривает пологий уклон (менее 5 градусов), поэтому они получаются длинными и занимают много места, что влияет не только на архитектуру здания, но и на планировку участка. Есть также отдельные требования к ограждению, к поручням, к покрытию, и все эти элементы должны вписываться в архитектурное решение. Надо сказать, что иногда это получается вполне удачно.
       Что касается второго варианта решения проблемы, то сейчас производится большое количество лифтов для малоэтажного строительства, которые ставятся на чистый пол в любое здание и обслуживают высоту в пределах трех этажей. Стоимость таких лифтов – от 10 до 30 тыс. евро (от 400 тыс. руб.), что на фоне общей стоимости храма (120–300 млн. руб.) вполне приемлемо.

Андрей Анисимов

* * *

СПРАВКА

Российские храмы оборудованные пандусами или специальными лифтами:

       Москва – кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, ул. Волхонка, д. 15;
       Москва – собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, ул. Никольская, д. 3;
       Саранск – кафедральный собор во имя св. прав. воина Феодора Ушакова, ул. Советская, д. 53;
       Санкт-Петербург – строящийся храм прп. Серафима Вырицкого в Купчине, Загребский б-р, д. 26;
       Нижний Новгород – строящийся храм Свт. Николая Чудотворца, ул. Дьяконова, д. 15А;
       Ярославль – строящийся храм свт. Тихона, Патриарха Московского, на перекрестке ул. Панина и Ленинградского просп., в районе дома № 20 по ул. Панина.
       Планируется также построить пандусы в санкт-петербургском храме во имя иконы Божией Матери «Державная», просп. культуры, д. 4, корп. 3, и в Казанском соборе г. Феодосии, ул. К. Маркса, д. 52.