ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2011

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Протоиерей Андрей Соммер

Важно работать вместе

Мы продолжаем публикацию материалов о молодежной работе и сегодня говорим о РПЦЗ. Молодежь в Зарубежной Церкви — это далеко не всегда потомки русских эмигрантов.
О влиянии Голливуда, культурных традициях и различных формах объединения молодежи в Америке рассказывает протоиерей Андрей Соммер, заместитель председателя Синодального молодежного отдела Русской Православной Церкви Зарубежом


       – Отец Андрей, есть ли особенности работы с молодежью в странах, где православные не являются большинством?
       – И в странах, где православные являются большинством, и там, где они большинством не являются, особенности работы с молодежью одинаковы. С одной стороны, нужно хранить чистоту вероучения, а с другой стороны, обращаться к ним с живым интересом и на современном языке. Мы пытаемся говорить с ними на их языке. Конечно же, используем всякие технические устройства: компьютер, Интернет, чтобы дать возможность чувствовать себя в общине как дома.
       И здесь, в России, и в Америке православные — это «малое стадо». Я говорю о православных людях, которые являются людьми церковными. Есть даже такое определение: «практикующие христиане», то есть те христиане, которые действительно живут интересами Церкви, которые в евхаристическом единстве «чают воскресения мертвых и жизни будущего века». Если мы с вами сейчас выйдем на улицу и здесь, в Москве, прямо возле храма, подойдем к прохожему и спросим: «Вы верите в то, что вы воскреснете телесно?» — сколько из десяти прохожих ответят «да»? Так же и в Америке. Мы живем своей общиной. За рубежом нам приходится вести двойную жизнь: дети в школах, а взрослые на работе. Потом все возвращаются обратно в свою среду, зная, что по духу они православные, несмотря на то что мир вокруг не поддерживает их. Конечно, тесное общение и поддержка родителей подкрепляют веру, но по отдельности все мы становимся миссионерами и свидетелями о Христе в чуждой среде.
       Работа с молодежью ведется у нас за рубежом в рамках Синодального молодежного отдела, где разрабатываются программы совместно с отделами в России. И так же, как и здесь, у каждой епархии за рубежом есть свой молодежный отдел, который при участии Синодального молодежного отдела проводит съезды, конференции, трудовые работы, различные программы, которые объединяют молодежь со всего зарубежья.

       – Как вы работаете с «этническими» американцами без православных корней и потомками русских эмигрантов? Есть ли разница?
       – Есть, конечно. Для этнических американцев без православных корней православие — это что-то очень внешнее, нетрадиционное в их понимании. Это другая культура, другие, заокеанские традиции прежде всего, а уже затем религия. Они воцерковляются постепенно (step by step) и вступают в евхаристическое общение не сразу. У них, если хотите, катехизаторский период продолжительнее. Они объединяются и поддерживают друг друга. Многие американцы приходят к православной вере, изучив другие религии, делая выбор подобно святому князю Владимиру.
       У потомков русских эмигрантов всё по-другому. Православие для них — это вера их родителей, их память, их ностальгия. И в православие они приходят сразу, то есть сразу вступают в евхаристическое общение. Они могут не знать досконально «Символ веры», но к исповеди и к причастию идут, помня, как в детстве за руку с мамой по воскресеньям стояли у амвона...
       Сегодня в Россию приехала молодежь из старой эмиграции, из новой эмиграции и из новообращенных американцев. И мы надеемся объединить эти три разные группы молодежи. Но в работе с новообращенными есть серьезное отличие — она ведется на английском языке, а дух при этом проявляется один и тот же.

       – Что из современной американской культуры — произведения и образы — вы используете в работе с молодежью?
       – Если речь идет о массовой культуре, то современная американская культура сегодня — это Голливуд. И, наверное, не только американская. Голливудская индустрия сегодня задает моду на мировоззрение во всем мире. И в этом, поверьте, есть не только отрицательная сторона. Конечно, массовая истерия молодежи вокруг, например, киносаги «Сумерки» — это плохо. Это повальное одурманивание детей, популяризация темы вампиризма... Как к этому можно относиться? Американские молодые люди живут этими фильмами, но православные понимают, что такие фильмы вредны.
       Но иногда Голливуд выдает неожиданно и для самих американцев какие-то очень позитивные фильмы. И они очень популярны. Есть фильмы, которые могут принести пользу. После выхода в прокат «Страстей Христовых» у нас на приходах начались оживленные разговоры о том, какие физические страдания Спаситель перенес ради наших грехов. Такой фильм полезен, но не для всех, и не заменяет чтения Нового Завета при сопровождении опытного духовника, так как не всегда соответствует православному вероучению.
       А фильм «Матрица»? Почему не использовать этот образ «параллельного мира» в миссионерской работе, объясняя ребятам, что «Другой мир» — это не только Underworld, хотя и мир «исподний» существует. Но есть и подлинно другой мир — горний. Это мир Царства Небесного. Да и вообще, работая с субкультурами, мы стараемся употреблять как можно больше молодежного сленга.

       – Какие культурные традиции вы сохраняете и почему? Насколько успешно это получается? Все-таки образ жизни современного человека сильно отличается от традиционного.
       – В Америке одни традиции и соответствующий образ жизни, а в России другие. То же самое с культурой. Разумеется, мы не можем говорить о православной культуре Америки, как говорим о русской православной культуре, потому что православие в США пришло из России, естественно, привнеся в жизнь приходов и какие-то сугубо русские культурные черты. И конечно же, они нам очень дороги. Конечно же, мы бережем свои культурные традиции — всё, что связано с приходской жизнью. На Рождество устраиваются детские елки, пьесы. Молодежь готовится к этому, изучает русскую литературу для постановок. Помимо этого, конечно, особой традицией является венчание. Чаще всего молодые люди знакомятся через общение на приходах и венчаются со «своими». Такие союзы объединяют семьи и подкрепляют общину. Но иногда бывают исключения, и ради икономии по благословению архиерея позволяются браки с неправославными, но только определенных христианских исповеданий. Когда молодежь венчается на приходе, то все принимают участие в подготовке к празднику. Это радостное событие всех объединяет. Венчание проводится вместе с обрядом обручения, и обычно священник заранее встречается с молодой парой и беседует с ними об этом таинстве.
       Конечно, и подготовка к Великому посту, к Масленице — всё это у нас проходит в исконно русских традициях. Устраиваются культурные вечера традиционной кухни с блинами и музыкой. Это еще одна возможность объединить молодежь на приходах. Все понимают, что после такого веселия наступает серьезное время Великого поста.

Во время встречи со Святейшим Патриархом Кириллом.
26 декабря 2010 г.

       – Вы говорили, что считаете важным познакомить американскую молодежь с разными сторонами как церковной, так и светской жизни России, постараться открыть полноту жизни в нашей стране. Почему это важно?
       – Начну с того, что мы ведем работу не только с американцами. Самое главное — познакомить молодежь из зарубежья со святынями России, приобщить их к духу русского подвижничества, подлинно русской церковности. Наша молодежь причащалась Святых Таин за Божественной литургией, все прикладывались к мощам. Мы были в лавре. Очень важно дать нашей молодежи возможность познакомиться со святынями России лично. Все эти годы мы жили памятью о них, их, так сказать, заочным почитанием. А сейчас у каждого из ребят есть возможность лично посетить святыни, увидеть их своими глазами, приложиться к ним.
       Конечно же, духовная жизнь неосязаема. Это бытие другого порядка. И Царство Небесное «внутри нас есть». Но для человека как для создания духовно-телесного этот внешний, осязательный момент духовно-культурного развития тоже очень важен. Именно поэтому сотни тысяч паломников ежегодно устремляются к Святой земле, едут на Синай, на Афон. Именно поэтому сегодня мы здесь. Ну а что касается светской жизни в России и вообще открытия для ребят полноты жизни в этой стране, то это важно для их общекультурного развития, хотя прежде всего этот визит в Россию для многих из них — это визит на свою историческую родину. И чтобы понять, почему, а главное, насколько это важно, вам нужно уехать из России лет на тридцать, а потом с детьми приехать сюда на несколько дней...

       – С какими молодежными организациями в России вы поддерживаете отношения? Каким опытом Вы могли бы поделиться с нашим синодальным отделом и какой опыт переняли от него или собираетесь перенять?
       – Мы ведем работу с теми организациями, которые действуют по благословению Русской Православной Церкви. Это Синодальный молодежный отдел во главе с епископом Игнатием, комиссия по делам молодежи при епархиальном совете города Москвы, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, а также православный студенческий форум «Вера и дело». И опыта работы с молодежью у нас достаточно. Делиться действительно есть чем.
       Очень активно у нас развивается работа с так называемой заблудшей молодежью. Сначала мы приходим к ним, а затем они приходят к нам. Мы стараемся открыть новые программы, потому что не всегда срабатывают традиционные подходы. Например, мы совершаем паломнические поездки, которые включают и развлекательную сторону, время для молодежного общения и время для молитвы и отдыха.
       Особенно важной мне кажется работа и миссия среди молодежи, приехавшей из России за последние десять лет. Они могут быть крещеными, но не церковными. Современная эмигрантская молодежь быстро ассимилируется в обществе, теряя свою веру и личную сознательность. Сейчас это очень важный вопрос, который касается и России. Детки, которые посещали воскресные школы, потом теряются в обществе, и их нужно возвращать обратно в церковное лоно.
       Проблемы у нас сходные, и важно нам вместе работать. И вы здесь, и мы там делаем одно дело и знаем, что надо делать. А вот как, какие подходы использовать — это предмет обсуждения и обмена. Начиная с 2007 года, с момента подписания Акта о восстановлении канонического общения, Синодальный отдел молодежи РПЦЗ организовал поездку в Россию для ста человек. Это и программы паломнического характера, культурные, академические и трудовые, как в молодежном лагере на Соловках, который организовывает Свято-Тихоновский университет. Важно предложить молодежи разные программы.

Слева направо: прот. Владимир Воробьев,
епископ Бронницкий Игнатий, прот. Андрей Соммер

       – Есть огромная проблема разобщенности и индивидуализма. Как вы ее преодолеваете? Или не так всё плохо?
       – Бог создал нас индивидуумами, заметьте, по Своему образу и подобию. И наш индивидуализм, наша личностность — это от Бога. А вот разобщенность... Да, в Америке действительно нет такой коллективной легкости, как в России, не так всё непосредственно. Но для наших православных общин это только плюс. Они растут не очень быстро, но зато те, кто приходит в эти общины, остаются верными им. У нас нет массовых шатаний — толпой пришли, толпой ушли. Да, во всем индивидуальный подход. Но это уже наверняка. И разобщенности внутриприходской тоже нет. С одной стороны, каждый человек отвечает за себя, но с другой стороны, когда все поддерживают друг друга, укрепляется вера.

       – В чем, на Ваш взгляд, заключается эффективность молодежных съездов? По каким причинам эта форма работы так эффективна?
       – Не могу сказать, что по съездам я большой специалист, хотя в них, конечно же, участвовал. Да и эффективность их сегодня «затеняется» Интернетом. За 17 лет моего пастырского служения мне приходилось участвовать в подготовке разных молодежных съездов. Наиболее эффективными являются съезды в форме workshops, где священник разъясняет обряды и чинопоследования, например венчания или проскомидии. Но всё же непосредственные массовые коммуникации во время съездов — это хорошие возможности создания, развития и продвижения самых разнообразных проектов. Когда со всего мира съезжаются молодые люди и предлагают, обсуждают, совершенствуют сообща замечательные идеи, это здорово. Это позволяет активно развивать молодежное церковное движение. Хотя эффективность молодежных съездов особенно проявляется, когда молодежь сама проявляет инициативу под руководством Церкви.

       – Удовлетворяют ли Вас результаты вашей деятельности? Чувствуете ли Вы в этом свое призвание?
       – Принимать священнический сан без призвания — это просто грех. Ну а с молодежью я работаю, конечно же, по зову сердца. И в этом суть моего миссионерского служения Церкви. Я благодарен Богу и священноначалию за то, что у меня есть этот путь, и сделаю всё возможное, чтобы принести на нем плоды. А насчет удовлетворенности, то здесь, на земле, христианин не может ее чувствовать ни в чем. И я просто не успел еще сделать всё, что хотел.

Беседовал Олег Байдалюк




       Отец Андрей с радостью откликнулся на приглашение Свято-Тихоновского университета посетить Москву с группой ребят. Наши гости оплачивали только дорогу в Россию, для них это был решающий фактор. Подготовка к визиту шла, наверное, целый год. Нам хотелось показать, что Церковь в России прошла через свой подвиг. Тема новомучеников стала для зарубежной молодежи потрясающим открытием. Они знали о трудностях, которые преодолевали русские люди в изгнании, но не представляли весь ужас гонений в России.
       За рубежом Церковь приобретает некий прикладной характер, этнические русские выживают как нация на приходе. Было видно, что у этих молодых людей настоящего духовного опыта мало. Их очень увлекла возможность глубже узнавать о православии через Интернет. И на предложение поступить учиться на дистанционное обучение отец Андрей сказал: «Я первый!» Получается, что они ехали знакомиться с историей, а открыли здесь перспективы для себя на будущее.

Диакон Евгений Сучков,
зам. заведующего практическим отделом
богословского факультета ПСТГУ