ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2011

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Стандартизация православного образования

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с 23 по 26 января 2011 года в Москве состоялись XIX Международные Рождественские образовательные чтения — «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач».
В рамках чтений проводились тематические конференции, секции, совещания и круглые столы по целому ряду насущных проблем современной общественной жизни. Одно из направлений работы Рождественских чтений было посвящено проблемам взаимодействия церковной, государственной и негосударственной систем образования, обсуждению проекта нового закона «Об образовании».
В предыдущем номере «Журнала Московской Патриархии» (№ 1 за 2011 год) была опубликована статья заведующего лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования,
доктора педагогических наук И. В. Метлика «Религия в школе: проект нового закона "Об образовании"».
Сейчас мы предлагаем вниманию читателей материал по обсуждению проблемы стандартизации православного образования


       Проблемы и перспективы
       В Русской Православной Церкви уже в течение двадцати лет проходит процесс формирования системы непрерывного православного образования. Открываются детские сады, общеобразовательные учреждения: школы, лицеи, гимназии, успешно развивается система дополнительного образования, функционируют православные вузы и богословские факультеты светских университетов.
       Перспективу успешного развития данных образовательных учреждений, несомненно, будет определять стандартизация православного образования, необходимая для определения четких критериев процесса воспитания и образования в православных учебных заведениях, а именно: установление оптимального уровня подготовки педагогов и учащихся, выявление соответствующего стандарту спектра учебных программ, а главное — определение результатов данного образовательного процесса.
       Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви принимает активное участие в процессе стандартизации в сфере дошкольного и среднего полного православного образования. Первоначально в отделе разрабатывалась концепция единого содержания образования с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся, реализованного в программах по вероучительным дисциплинам. В 1993 году была опубликована Концепция православного дошкольного образования, которой руководствовались православные детские сады и средние образовательные учреждения с дошкольными группами воспитания. Синодальный отдел опубликовал пособия по преподаванию Закона Божия и церковнославянского языка — предметов из православного образовательного компонента среднего образования. Сотрудники отдела принимали участие в подготовке к изданию отдельных учебных пособий по церковному пению. Единственным документом, до недавнего времени регламентировавшим деятельность православных образовательных организаций, было примерное Положение о православном образовательном учреждении. Данное Положение, несомненно, сыграло определенную положительную роль на первых этапах создания православных общеобразовательных учебных заведений.
       Процесс развития православного образования не стоит на месте. Новое время ставит перед нами новые задачи. Двадцать лет существования православного образования — немалый срок. Возникающие перед нашим обществом проблемы требуют комплексного и системного решения.

       Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви
       В 2010 году Синодальный отдел религиозного образования и катехизации уделил особое внимание работе над конфессиональной аттестацией и стандартизацией православного образования для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Для осуществления этих масштабных проектов была создана рабочая группа с привлечением специалистов из Российской академии образования, региональных управлений образования и епархий. Согласно позиции отдела, конфессиональный статус образовательного учреждения, то есть право именоваться православным, будет определяться на основании Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования, которое было утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Данное Положение регулирует условия и порядок преподавания вероучительных учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей (православного компонента) в образовательных организациях, требования, предъявляемые к деятельности данных образовательных организаций, порядок и условия отнесения образовательной организации к православным образовательным организациям, порядок и условия выдачи и отзыва конфессионального представления Русской Православной Церкви.
       Положение распространяется на негосударственные образовательные организации всех правовых форм, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования. Большое значение имеет также уклад образовательного учреждения и его соответствие требованиям второго важного документа, разрабатываемого в настоящее время Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, — Стандарта православного компонента общего образования.

       Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
       Православный компонент общего образования — система непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания, основанного на традициях православия, которая реализуется в общеобразовательных учреждениях через внедрение в основные программы общего образования учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей духовно-нравственного цикла, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.
       Стандарт православного компонента общего образования представляет собой совокупность требований, относящихся к результатам освоения православного компонента, к структуре православного компонента в системе основных программ общего образования, к условиям его реализации в рамках этой системы.
       Стандарт устанавливает концептуальные параметры православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, иных образовательных организациях, которые выбирают православие как основу духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
       Рассматриваемый стандарт разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических традиций и воспитательных идеалов, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью, а также опыта работы православных образовательных организаций.
       Цель внедрения стандарта — формирование единого образовательного пространства, упорядочение учебно-воспитательного процесса в православных образовательных учреждениях, приведение в соответствие с возрастными особенностями учащихся программ по вероучительным предметам, расширение историко-культурного контекста их преподавания через взаимодействие с основными предметами Федерального государственного образовательного стандарта.
       Стандарт основывается на принципе единства Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся, который позволит создать целостную систему непрерывного православного образования.
       Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:
       – воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в духе истины и любви;
       – понимания воспитательного значения содержания образования, формирования цикла взаимосвязанных учебных предметов по основам православной веры и православной культуры, раскрытия связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний;
       – учета подготовленности учащихся к принятию и усвоению духовного знания;
       – построения уклада жизни образовательного учреждения на базе православных ценностей и традиции, способствующего решению вышеуказанных задач;
       – обеспечения вариативности идифференциации православного образования.
       В отличие от Федерального государственного образовательного стандарта, требования, предъявляемые к результатам освоения православного компонента общего образования, предполагают анализ и качественную оценку ценностных ориентации обучающихся (не выражающуюся в отметке или письменной характеристике), что позволяет осуществлять корректное педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития учащихся.
       Требования к структуре основной образовательной программы включают в себя восемь инвариативных составных частей. Православный компонент встраивается в следующие части:
       – пояснительную записку, где определяются цели православного образования и воспитания;
       – программу духовно-нравственного развития, воспитания учащихся, в которой необходимо учесть принципы православной педагогики и основные положения христианской антропологии;
       – планируемые результаты освоения православного компонента общего образования: личностные, мета-предметные и предметные;
       – учебный план, в котором предусмотрены обязательная и рекомендуемая части. В обязательной части предлагается минимальный состав вероучительных учебных предметов, которые образовательное учреждение, как правило, может включить вчасть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения). Рекомендуемая часть предполагает преподавание отдельных курсов, модулей в рамках основных учебных предметов (истории, литературы, русского языка, мировой художественной культуры и др.), а также их факультативное изучение в системе дополнительного образования. Критерий минимального состава обязательных вероучительных предметов является необходимым для определения конфессионального статуса образовательного учреждения;
       – программы отдельных учебных предметов, которые будут разрабатываться в соответствии с фундаментальным ядром обязательных вероучительных курсов. Предполагается, что Синодальный отдел религиозного образования и катехизации дополнительно представит образцы примерных рабочих программ по обязательным вероучительным предметам;
       – систему оценки достижений планируемых результатов освоения православного компонента общего образования.
       Внедрение стандарта призвано обеспечить высокое качество образовательных услуг, предоставляемых православными школами. При конфессиональной аттестации образовательного учреждения будут учитываться результаты ЕГЭ, качество преподавания основных предметов Федерального государственного образовательного стандарта, уровень квалификации педагогов. Встраивание учебных модулей православного содержания в основные предметы ФГОС должно осуществляться в корректной форме и не превышать санитарные правила и нормы допустимой учебной нагрузки.
       Важно подчеркнуть, что основа образовательного и воспитательного процессов в православной школе — духовно-нравственная. Целесообразно поэтому каждой школе иметь свои домовой храм или часовню, утвержденного епархиальным архиереем духовника, который непосредственно будет отвечать за духовную жизнь педагогов и учащихся и регулярное проведение богослужений. Данный фактор будет во многом определяющим в вопросе предоставления той или иной школе статуса православного образовательного учреждения.
       Надеюсь, что православные образовательные учреждения поддержат инициативу Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и творчески отнесутся к реализации стандарта, тем более что существует замечательный региональный опыт разработки учебных планов, программ духовно-нравственного воспитания, рабочих программ по вероучительным предметам. Возможно, некоторые образовательные учреждения станут экспериментальными площадками отдела по разработке и внедрению составляющих православного компонента общего образования.
       Перспективы в области стандартизации православного образования связаны с разработкой пакета нормативно-правовой и методической базы для реализации Стандарта православного среднего и дошкольного образования, подготовки Стандарта по воскресным школам и Положения о подготовке и переподготовке кадров для образовательных учреждений православного образовательного компонента. В будущем стандартизация должна распространиться и на другие формы православного образования.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич),
заведующий сектором православного образования
Отдела религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви