ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2011

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Православное богословское образование в Европе и Болонский процесс


       В конце минувшего года представители духовных академий Русской Православной Церкви совершили поездку по высшим православным богословским школам Европы. Как известно, европейские учебные заведения интегрированы в так называемую Болонскую образовательную систему, переход на которую происходит сегодня и в российском высшем образовании, в том числе и духовном. В богословских вузах Европы можно видеть заметное разнообразие в подходах к общей структуре высшего богословского образования, организации учебного процесса, системе научно-богословской аттестации, научных званий и порядку их присуждения, контролю качества образования. Каковы же основные особенности различных моделей функционирования православных богословских вузов в условиях Болонского процесса?

       Богословские школы и государство
       Прежде всего следует отметить, что высшие православные богословские учебные заведения в Болгарии, Греции, Польше, Румынии, Сербии, Словакии полностью интегрированы в национальные системы образования, и потому дипломы, выдаваемые этими вузами, признаются государством. Проблемы с признанием дипломов существовали в некоторых странах в социалистический период, когда богословские школы были выведены из состава государственных университетов и действовали исключительно как церковные институции. Однако с начала 1990-х годов в бывших соцстранах Центральной и Южной Европы богословские факультеты вновь вошли в состав университетов и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с нормами государственного законодательства. Здесь богословское образование исторически всегда существовало в форме богословских факультетов государственных университетов. Это отличает перечисленные страны от России. Напомним, что в Российской империи в университетах никогда не было богословских факультетов. Богословие в Русской Церкви традиционно развивалось в стенах духовных академий. И в значительной степени именно поэтому попытки инкорпорировать богословие в общий контекст российской науки встречали в постсоветский период заметное противодействие.

       Богословские школы и Церковь
       Если во взаимоотношениях богословских вузов со светской системой образования во всех перечисленных странах можно видеть определенную общность подходов, то взаимоотношения богословских школ с церковными властями в разных странах строятся по-разному, что обусловлено различием исторических традиций. Если, например, румынская модель предполагает достаточно плотный контроль над богословскими вузами со стороны Православной Церкви, то в Греции Церковь не имеет никаких законодательно закрепленных рычагов влияния на православные богословские факультеты. Более того, предпринимавшиеся в последние годы священноначалием Элладской Православной Церкви попытки изменить ситуацию успеха не имели.
       Ознакомление с жизнью высших православных богословских школ в Европе позволяет сделать важный вывод: степень контроля над богословскими вузами со стороны церковной иерархии не коррелирует со степенью вовлеченности этих вузов в Болонский процесс. Например, в Румынии и Сербии, несмотря на применение на богословских факультетах норм Болонского процесса, факультеты остаются под полным контролем церковных структур. Священный Синод Румынской Церкви утверждает учебные программы факультетов, для поступления на факультет абитуриенту необходимо иметь письменную рекомендацию правящего архиерея епархии, на территории которой действует факультет, также архиерей утверждает в должности преподавателей факультета. Сходная модель действует и в Сербской Церкви. По уставу богословского факультета в Белграде Святейший Патриарх Сербский ex officio является духовным покровителем факультета. Все преподаватели назначаются на факультет по согласованию со Священным Синодом Сербской Православной Церкви.
       В Греции же, несмотря на далеко не полное внедрение в университетах норм Болонского процесса, ситуация совершенно иная. Официально Церковь никак не может влиять ни на содержание преподавания, ни на порядок назначения профессоров и присуждения ученых степеней. Таким образом, само по себе вовлечение богословских школ в Болонский процесс не означает их перехода в исключительное подчинение государству и не влечет за собой утрату контроля над ними со стороны Церкви.

       Структура богословского образования, ученые степени и научные звания
       Во всех указанных странах действует трехуровневая структура высшего богословского образования. При этом продолжительность обучения на каждом из этих уровней в разных странах различна. Первая ступень обучения может длиться три или четыре года. При этом даже в рамках одного факультета в зависимости от специальности продолжительность обучения на первом уровне может быть разной. Не во всех странах употребляется термин «бакалавр». Например, в Польше и Словакии реализуется единый пятилетний курс обучения по специальности «Теология», завершающийся присвоением квалификации магистра и не предусматривающий промежуточной бакалаврской степени. В некоторых странах (например, в Румынии) окончание первого уровня обучения уже предполагает написание итоговой (бакалаврской) диссертации.
       Второй уровень обучения во всех странах именуется магистратурой. Обучение на магистерской программе может длиться один или два года. Во всех странах окончание второго уровня обучения предполагает написание магистерской работы. Третий уровень обучения — это докторская программа, на которую может отводиться два или три года. При этом в некоторых странах (например, в Греции) может отсутствовать строгая регламентация срока пребывания на докторской программе. Общим для всех стран является присвоение европейской ученой степени доктора философии (PhD.) лицам, успешно прошедшим докторскую программу и защитившим диссертацию. Хотя требования к магистерским и докторским диссертациям могут заметно различаться, всё же общий концептуальный подход к этим работам везде одинаков. Магистерская работа должна адекватно отразить состояние научной разработки избранной автором темы, а докторская диссертация должна в обязательном порядке содержать новизну и быть самостоятельным вкладом в науку.
       Разные пути исторического становления богословского образования в разных странах обусловливают и вариативность в существующих системах научной аттестации. Одной из главных проблем в этом отношении является необходимость согласования прежней системы ученых степеней, сложившейся в ряде стран под советским влиянием, с новыми европейскими тенденциями. Так, в Болгарии и Сербии продолжают существовать степени кандидата и доктора наук (так называемый большой доктор). Предполагается, что вскоре присвоение этих степеней прекратится. В Сербии защиты кандидатских диссертаций будут проводиться до 2014 года, а защиты докторских — до 2016 года.
       Определенным своеобразием обладает польская система ученых степеней. Здесь кроме степени доктора философии (PhD.) существует степень Doctor habilitatus (Dr. habil.), которая иногда также именуется «большим доктором». Существование этой степени обусловлено не советским, а старым немецким влиянием. И пока эту степень не упраздняют. Еще большая вариативность существует в системах научных званий. Вот лишь несколько примеров. В Румынии существуют следующие звания: ассистент, лектор, конференциал и профессор. В Сербии: ассистент, доцент, экстраординарный профессор, ординарный профессор. В Польше: адъюнкт, доцент, экстраординарный профессор, ординарный профессор. К кандидатам на получение званий доцентов и профессоров в разных странах (и даже в разных вузах внутри одной страны) предъявляются разные требования. Эта вариативность также обусловлена историческими традициями региона.

       Образовательные стандарты и контроль качества образования
       Еще одним параметром, варьирующимся в зависимости от особенностей национальной системы образования, являются подходы к процессу создания образовательных стандартов. Единые государственные образовательные стандарты по православной теологии существуют лишь в Польше и Словакии. В остальных странах каждый факультет сам создает для себя образовательный стандарт. Поэтому, например, в Греции и Болгарии образовательные стандарты разных богословских факультетов могут существенно отличаться друг от друга, и их унификация не предполагается. Особая ситуация сложилась в Румынии. Здесь нет государственного стандарта по теологии, однако действует единый учебный план для всех православных богословских факультетов, утвержденный Священным Синодом Румынской Православной Церкви.
       Также во всех странах региона наблюдается общая тенденция в отношении контроля качества образования. Такой контроль везде осуществляется специально созданными негосударственными агентствами. Эти агентства не входят в структуру министерств образования, однако их рекомендации являются основанием для принятия министерством решений о лицензировании и аккредитации вузов. Для проверки качества образования в каждом вузе агентство направляет комиссии, которые формируются из специалистов, привлекаемых из ведущих университетов страны.
       В единственной стране региона — Болгарии — сохранился орган, аналогичный российской Высшей аттестационной комиссии. Однако ожидается, что он может быть упразднен после принятия нового закона об образовании, который сейчас находится в стадии разработки.

       Духовные семинарии и богословские факультеты
       Особого внимания заслуживает проблема соотношения семинарского и высшего богословского образования. Лишь в Польской Православной Церкви статус духовной семинарии аналогичен статусу, который семинарии имеют в Русской Православной Церкви. В Польше семинария является высшим учебным заведением первой ступени. Выпускники Варшавской духовной семинарии получают диплом бакалавра и могут поступать в магистратуру на православное отделение Христианской богословской академии в Варшаве.
       В Сербии, Греции, Болгарии и Румынии ситуация совсем иная. Здесь семинарии являются средними специальными учебными заведениями. Их воспитанники получают полное среднее образование с элементами общей подготовки по богословским предметам. После окончания семинарии возможно поступление на бакалаврскую программу богословских факультетов. Таким образом, духовные семинарии в этих странах принципиально отличаются от семинарий Русской Православной Церкви. Поэтому, например, руководство православного богословского факультета Белградского университета крайне негативно оценивает практику приема выпускников местных семинарий в духовные академии Русской Церкви. Фактически такие студенты, минуя бакалавриат, зачисляются сразу же в магистратуру. Не имея базовой богословской подготовки, они оказываются неспособными усваивать академическую учебную программу, а также выполнять на должном уровне письменные квалификационные работы. Кроме того, полученные ими в духовных академиях дипломы кандидатов богословия на родине могут быть нострифицированы лишь как дипломы магистров богословия. Вхождение духовных школ Русской Православной Церкви в Болонский процесс требует пересмотреть порядок приема на учебу иностранных студентов.

       Выводы
       В действующих моделях высшего богословского образования в Поместных Православных Церквах Европы существует заметное разнообразие. Поэтому высказывавшиеся в последнее время опасения, что интеграция в Болонский процесс повлечет за собой разрушение традиций духовного образования в Русской Церкви, следует признать беспочвенными. Применение «болонских принципов» дает возможность каждому учебному заведению описать свою образовательную модель в категориях, понятных для всех участников процесса. Это позволяет решить проблему взаимного признания дипломов, создает фундамент для активного взаимодействия в учебной и научной сферах.
       Болонский процесс органично вписывается в европейские образовательные традиции, в рамках которых всегда существовала широкая автономия университетов. И потому в Европе попытки согласовать между собой различные системы образования не воспринимаются как стремление к уничтожению национальных образовательных традиций.
       Традиция, сложившаяся на постсоветском пространстве, принципиально иная. И в России, и на Украине Болонский процесс многие считают системой, которая жестко навязывается сверху. И чиновники министерств образования нередко именно так интерпретируют принципы Болонского процесса. Но европейский опыт показывает, что этот процесс задуман совсем по-другому. И сегодня складывается парадоксальная ситуация. В диалоге со светскими чиновниками представители Русской Церкви порой вынуждены защищать «болонские принципы» от их неверного прочтения. Болонский процесс в его европейском варианте и есть метод согласования различных систем высшего образования, сохраняющий своеобразие каждой из них.
       И если Церкви удастся предложить свое творческое использование принципов Болонского процесса, то это поможет Поместным Православным Церквам продвинуться по пути формирования в Европе единого пространства православного богословского образования.

Владимир Бурега


       Подробнее о пребывании делегации в каждом из университетов можно прочитать на портале «Богослов. ру».



Справка

       Владимир Викторович Бурега, кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент, проректор Киевских духовных академии и семинарии по научно-исследовательской работе.